Работа на семинаре: методика и методология.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Для студентов всех специальностей заочной формы обучения
Утверждено
На заседании кафедры
Философии и социальных наук
Протокол № 1 от 31.08.2015.
Ялта - 2015
Методические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу «Философия и методология науки науки» для студентов заочной форм обучения всех специальностей: учебно-методическое пособие. - Ялта: ГПА КФУ им. В. И. Вернадского, 2015 - 20 с.
Составители:
доктор философских наук, профессор Мирошников О. А., доктор философских наук, профессор Масаев М. В.
Рецензент: кандидат философских наук, доцент Разбеглова Т. П.
Методические рекомендации к проведению семинарских занятий по курсу «Философия и методология науки» утверждены на заседании кафедры философии и социальных наук
Протокол № 1 от 31 августа 2015 г.
Заведующий кафедрой _____________Т. П. Разбеглова
Утверждено ученым советом института филологии, истории и искусств
Протокол № 1 от «01» сентября 2015 г.
© Мирошников О. А., Масаев М. В. 2015 г.
© ГПА «КФУ» им. В. И. Вернадского, 2015 г.
ВВЕДЕНИЕ
Основной формой практической работы в гуманитарных дисциплинах является семинар. Благодаря семинару, равно как и вследствие выполнения индии
Подготовка к семинару предполагает изучение рекомендованной литературы и конспектирование; обоснование значимости рассматриваемой проблемы; анализ литературы по рассматриваемому вопросу; осмысление собственной задачи и составление плана ее решения; формулировки тезисов своего сообщения и выдвижение своей версии обоснования и доказательства решения заявленной проблемы.
Конспектирование учебной литературы – непременное условие ее изучения при подготовке к семинару. Это предполагает последовательно: обоснование значимости рассматриваемой проблемы, анализ литературы по соответствующему вопросу, осмысление задачи и поиск пути ее решения, составление тезисов своего ответа на семинаре и, по возможности, создание своей версии доказательства решения заявленной проблемы.
Именно в процессе подготовки к семинарскому занятию происходит, как правило, усвоение категориального аппарата, равно как и формирование культуры мышления, а также методологической культуры рассмотрения и решения проблемных ситуаций (умения не только смотреть, но и видеть проблемную ситуацию).
Поэтому подготовка к семинарам требует:
1. Осмыслить рассматриваемый вопрос как проблему;
2. Определить варианты решения данной проблемы;
3. Сформулировать собственную точку зрения. Последняя не обязательно будет совпадать с позицией преподавателя, равно как и с позициями своих одногруппников. Поэтому студент должен также
4. Научиться самостоятельно аргументировать свою точку зрения.
Разумеется, учебный материал изложен в учебниках и других учебных пособиях. Однако семинар предполагает ответы преимущественно в устной форме. Может быть также привлечен материал из Интернета. Однако в последнем случае необходимо, чтобы он был согласован с учебником и методическими рекомендациями в плане требований к содержанию, объему знаний и т.д.
Работа на семинаре: методика и методология.
Устная речь, которая превалирует на семинаре, накладывает свой отпечаток на все занятие в целом (главная особенность данного занятия). Именно таким образом выступающий может донести свои знания как до преподавателя, так и для участников семинара.
Работать надо активно, включаться в дискуссии давать ответы и ставить вопросы. Любая работа, даже с места на семинарском занятии приветствуется и оценивается. Ошибиться или дать неверный ответ – не страшно. Ведущий семинара поправит, выявит причину ошибки и вновь предложит ответить с учетом новой информации.
Как особый, исключительный способ работы на семинаре выступает сообщение. Это особый жанр научного творчества. Оно имеет свою структуру:
1. обоснование значимости заявленного вопроса;
2. изложение существующих версий его рассмотрения;
3. изложение своей позиции с аргументированным обоснованием;
4. заключение и выводы.
Сообщение на семинаре должно быть ориентировано на 5-10 минут. Затем следуют вопросы участников семинара, ответы докладчика и общие выводы руководителя семинара.
Обсуждение проблем на семинаре является не только дополнением лекции, но и подготовкой к экзамену. Экзамен требует демонстрации того, что студент не только обладает информацией, но и владеет ею, что она стала его достоянием, его знанием.