ЛЕКЦИЯ 6. Познание (познавательная деятельность).

Познаваем ли мир.В деятельности человека огромное значение имеет познание. Способность мыслить (логически и абстрактно) является качеством человека, выделяющим его в природе. С позиций здравого смысла ответ на вопрос о том, познаваем ли мир, может быть только утвердительным. Однако для философии вопрос о познаваемости мира имеет глубокий смысл.

 

Философские направления о возможностях познания мира.

       
   


 

 

Философское направление, признающее возможность познания мира и получения достоверных знаний о нем; человек обладает достаточными средствами, чтобы познать окружающий мир    
Философское учение, утверждающее непознаваемость мира (отрицание познаваемости мира) -отрицали полностью или частично возможность познания мира, так как познание не дает достоверных знаний о нем -они считали, что органы чувств могут давать нам разные показания об одних и тех же явлениях (например, в зависимости от состояния нашего организма); -для того чтобы сказать, каков мир на самом деле, надо выйти за пределы своего сознания, что не возможно; т.е наши представления о мире иллюзорны и субъективны. & И. Кант - допустим, мы едим вишню, мы ощущаем алый цвет, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус; все это наши субъективные чувства; человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его через призму чувственности, поэтому он никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе.

 

И сегодня этот вопрос тоже не лишен актуальности. (Например, нефть является «кровью» современной экономики, однако вопрос о ее происхождении продолжает обсуждаться учеными, на этот счет нет одного, убедительного для всех решения).

 

Варианты трактовок понятия «познание».

а) Познание - (вид деятельности) особая деятельность, в результате которой люди приобретают знания о различных объектах, явлениях, процессах и закономерностях их протекания;

б) Познание - процесс отражения объективной реальности в сознании человека и получения нового знания об окружающем мире.

Результатом процесса познания являются знания.

В процессе познания выделяют два основных уровня (этапа, ступени):

I. ЧУВСТВЕННОЕ познание (уровень познания, на котором человек получает информацию о предметах и явлениях с помощью органов чувств-зрение, слух, осязание, обоняние, вкус).

Тремя основными формами ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) ощущение- отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном

воздействии на органы чувств (ощущения могут быть зрительные, слуховые ит.д)

б) восприятие -отражение в сознании целостного образа предмета (форма, величина)

при непосредственном воздействии на органы чувств.

в) представление- сохранение в сознании обобщенного образ предмета, что позволяет

воспроизводить его мысленно, если он отсутствует и не воздействует на органы чувств (образ объекта познания, запечатленный в памяти)

 

Роль чувственного познания велика. Чувственная картина мира необходима, но она недостаточна для глубокого, всестороннего познания мира, поэтому вторым уровнем этапом познания является рациональное познание.

 

II. РАЦИОНАЛЬНОЕ познание(уровень познания, на этом уровне включаются механизмы мышления).

Тремя основными формами РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ являются:

а) понятие- мысль, которая отражает общие или существенные признаки предметов или явлений (например, млекопитающее-класс высших животных, выкармливающих детенышей молоком).

б) суждение- мысль утверждающая что -либо о предмете или явлении (например, «зубы млекопитающих имеют корни» или «собака-это млекопитающее»).

в) умозаключение-мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (выделяем новое суждение «зубы собаки имеют корни»).

По-разному рассматривается вопрос о соотношении чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения. Эмпиризм- (от греч. empeiria- опыт) ; эмпирики считают единственным источником всех наших знаний чувственное познание; эмпирикам принадлежит крылатая фраза: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Рационализм – (от лат. ratio – разум); рационалисты считают, что знания могут быть получены только с помощью разума, без опоры на чувства.

 

&Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, два уровня познания проявляются как единый процесс. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Между чувственным и рациональным существует неразрывная связь.

Наблюдения за развитием детей первого года жизни показали, что осязание развивает другие органы чувств, формирует умственные способности. Так, недоношенные младенцы, прошедшие курс массажа, демонстрируют бо́льшие умственные и физические возможности, чем их сверстники.

Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция.

Интуиция - способность постижение истины в результате «озарения», «прозрения» без опоры на

логику и доказательства.

Иногда результатом познания становится заблуждение.

Заблуждение- это знание, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.

Источники заблуждения: несовершенство познавательных средств; перенос чужого опыта без учета

ситуации.

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

 

Цель познанияполучение знаний, движение к истине.

Трактовки понятия истина: