Оптимизация педагогической системы

Непреходящей общей инновацией, относящейся к педаго­гической системе в целом, является оптимизация учебно-вос­питательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в нача­ле 70-х годов видный ученый академик Ю.К. Бабанский. Под его руководством в стране развернулось массовое движение по совершенствованию учебно-воспитательной системы. Были до­стигнуты определенные результаты, которые и сегодня являют­ся значимыми для отечественной педагогики и школы.

Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных. В та­кой сложной, динамичной, многоплановой, иерархичной систе­ме, как педагогическая, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебно-воспита­тельной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных усло­виях. Отыскать его — главная задача оптимизации. Она реша­ется путем сравнения возможных вариантов и оценки имею­щихся альтернатив.

Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия ПС тем целям, для достижения которых она создана. Опти-

мальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимиза­ции всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще», она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр ПС должен достичь опти­мального значения в соответствии с поставленной целью.

Ю.К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зо­вет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его большое гуманистическое значение1.

Необходимо различать теоретическое и практическое на­правления оптимизации. Синоним понятия «оптимизация» в теоретическом аспекте — расчет, сравнение, сопоставление ва­риантов. В практическом аспекте оптимизация означает инно­вацию, реорганизацию, перестройку ПС, приведение ее в наи­лучшее для решения поставленных задач и имеющихся кон­кретных условий состояние.

Решение задач оптимизации начинается с выбора критерия. Критерий оптимальности — это признак (показатель), на осно­вании которого производится оценка возможных вариантов (альтернатив) развития процесса и выбор наилучшего из них. Вопреки требованиям логики, настаивающей, чтобы критерий содержал только один показатель (параметр), в педагогике он всегда получается комплексным, поскольку не удается развести причины и следствия процессов, протекающих в педагогичес­кой системе.

«Оптимальным, — пишет академик Ю.К. Бабанский, — мы считаем процесс обучения, отвечающий одновременно следую­щим критериям: а) содержание, структура и логика функцио­нирования его обеспечивают эффективное и качественное ре­шение задач обучения, воспитания и развития школьников в соответствии с требованиями государственных учебных про­грамм (теперь говорят государственного стандарта. — И. П.) на

' См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983. - С. 237.

уровне максимальных учебных возможностей каждого школь­ника; б) достижение поставленных целей обеспечивается без превышения расходов времени, отведенных действующим учебным планом для классных занятий, а также без превыше­ния максимальных норм времени, установленных школьной и трудовой гигиеной для домашних занятий учащихся и учите­лей, что одновременно должно предупредить факты переутом­ления учителей и учащихся»'.

Выше на примере некоторых «инновационных» учебных за­ведений было показано, что желаемых результатов можно до­стичь путем перегрузки учителей и учащихся. Длительные пе­регрузки ведут к снижению работоспособности, ухудшению здоровья. Требования критерия оптимизации однозначны — оптимальным можно считать только такой учебно-воспитатель­ный процесс, который протекает без перегрузки учащихся и учителей, работающих в то же время с максимально возмож­ной для них отдачей.

Напомним, что в соответствии с прежними нормами, кото­рых пока никто не отменял, школьники должны затрачивать на домашнюю работу не более 1 ч в первом классе, 1,5 ч — во втором, 2 ч — в третьих-четвертых классах, 2,5 ч — в пятых-шестых классах, 3 ч — в седьмом классе, 4 ч — в восьмых— десятых классах. Сегодня, когда здоровье подавляющего боль­шинства обучаемых ухудшилось, эти нормы можно корректи­ровать только в сторону снижения.

Итак, в качестве основного критерия оптимизации учебно-воспитательного процесса применяется во взаимосвязи два по­казателя:

1) получение максимально возможных (реально достижи­мых) в данных условиях результатов в образовании, воспита­нии и развитии учащихся;

2) соблюдение установленных нормативов затрат времени на классную и домашнюю работу учащихся данного возраста и учителей.


IX. Верно или неверно? |

1. Оптимизация — это стремление получить максималь­ный результат.

' Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., 1977. — С. 60. 221

2. Оптимизация — это достижение максимального резуль­тата при минимальных затратах времени.

3. Оптимизация — это достижение требуемых результа­тов за счет увеличения нагрузки учащихся и учителей.

4. Критерий оптимизации — ориентир достижений.

5. Критерий оптимизации учитывает все варианты разви­тия учебно-воспитательного процесса.

6. Инновации должны быть сориентированы на достиже­ние идеальных результатов обучения и воспитания.

7. Оптимизация учебно-воспитательного процесса не яв­ляется инновацией.

8. Оптимизация направлена на снижение педагогических требований.

9. Оптимизация относится лишь к некоторым аспектам пе­дагогической системы.

10. Оптимизация педагогической системы требует эконо­мических инвестиций.


Методологической основой оптимизации является системный подход, который требует рассматривать все компоненты педа­гогического процесса в единстве закономерных взаимосвязей, опираться на общую теорию управления сложными динамичес­кими системами. Оптимизация основывается на философской категории «меры». Она выступает против гиперболизации тех или иных компонентов педагогической системы, завышения или занижения темпов деятельности, сложности обучения и т. д., а требует выбора именно оптимальной меры их приме­нения.

К основным методологическим требованиям оптимизации ПС относятся:

1. Целостный охват процедурой оптимизации всей системы.

2. Опора при выборе оптимального варианта на всю систе­му закономерностей учебно-воспитательного процесса.

3. Последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы.

4. Рассмотрение оптимизации как постоянно текущего ин­новационного процесса со все более высокими задачами и бо­лее совершенными технологиями их разрешения.

return false">ссылка скрыта

Последнее из требований означает, что оптимизированная в некотором отношении ПС уже не будет оптимальной через некоторое время: изменение условий, возникновение новых факторов нарушат установленное равновесие и все придется

начинать сначала. В этом вечное противоречие педагогическо­го процесса, из которого рождается движущая сила его про­гресса.

Надо обратить внимание и на то, что, с одной стороны, оп­тимизация предполагает приспособление педагогического про­цесса к имеющимся условиям, а с другой — сама создает но­вые условия и требует приспособления к ним этого процесса. Тут нет никакого противоречия, так как оба процесса идут во взаимосвязи. Если сегодня мы приспосабливаемся к реалиям, то это связано с обстоятельствами, от нас не зависящими. Но педагог всегда стремится сделать их оптимальными для успеш­ного течения процесса. Таково непреложное требование опти­мизации.

Практически оптимизация начинается с того, что по опре­деленным критериям оценивается достигнутый уровень обу-ченности, воспитанности, развитости учащихся по классам и в школе в целом. Как правило, он ниже объективно возможного (если этот уровень всех удовлетворяет, оптимизации быть не может: цель достигнута, улучшать больше нечего). Затем про­ектируется возможный уровень роста результативности через некоторое время (как может и должен успевать конкретный ученик, как вести себя и т. д.). После этого применяется (внед­ряется) система учебно-воспитательных мер, призванная обес­печить намеченные изменения. В итоге происходит сравнение процессов и достигнутых результатов с оптимально возможны­ми, сопоставление затрат времени на домашнюю и внеклас­сную работу с нормативами, усилий учителей и учащихся, де­лается вывод о степени оптимизации.

Оптимизация реализуется через систему способов (рис. 8), которая органически вытекает из закономерностей и принци­пов учебно-воспитательного процесса и носит характер кон­кретных мер. Способом оптимизации Ю.К. Бабанский называ­ет такую взаимосвязанную деятельность учителя и учеников, которая заранее ориентирована на получение максимально возможной в данной ситуации эффективности обучения при соблюдении установленных гигиеной нормативов затрат време­ни (или даже меньше их), т. е. без перегрузки школьников и учителей1.

' См.: Бабанский Ю.К. Отптимизация процесса обучения. — М., 1977. — С. 243.

Рис.8

Известны следующие уровни деятельности школы, педаго­гов и учащихся — недостаточный, критический, доступный и оптимальный. Для обеспечения последнего применяются сле­дующие основные способы оптимизации учебно-воспитатель­ного процесса:

1. Комплексный подход как общее требование предотвраще­ния односторонности в проектировании, планировании, внед­рении мер практической деятельности, оценке результатов.

2. Конкретизация задач с учетом особенностей (назначе­ния, возможностей и т.д.) педагогической системы.

3. Выбор оптимального варианта содержания учебно-воспи­тательного процесса с помощью выделения главного, межпред­метной и междунаправленческой координации, построения ра-

циональной структуры содержания. :

4. Выбор тех методов и форм учебно-воспитательного про­цесса, которые позволяют наиболее успешно решать постав-ленные задачи в установленное время. ;

5. Осуществление дифференцированного и индивидуально­го подходов к слабоуспевающим, наиболее подготовленным и всем другим обучаемым. |

6. Рациональное сочетание управления и самоуправления учебно-воспитательной деятельностью, оперативное регулиро-

вание и корригирование ее течения. Постепенное превращение обучения в самообучение, а воспитания в самовоспитание.

7. Анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты—продукты.

Если вкратце подытожить основные педагогические дейст­вия по оптимизации учебно-воспитательного процесса, по­лучим:

• комплексирование и конкретизацию задач;

• генерализацию (выделение главного);

• межпредметную и междунаправленческую координацию;

• выбор вариантов на основе их сравнительной оценки;

• дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспита­тельного процесса;

• гуманизацию;

• создание необходимых условий;

• сочетание управления и самоуправления;

• оперативное регулирование и корригирование процесса;

• оценку его итогов по установленным критериям;

• переход к более сложным проблемам;

• постоянность и постепенность инновационного процесса.

Слабым местом современного инновационного процесса | является отсутствие ответа на вопрос — что он дает учите-' лям и учащимся? В опыте оптимизации 70—80-х годов на этот вопрос давался развернутый ответ. Учителю оптимиза­ция учебно-воспитательного процесса дает следующее.

Во-первых, методика оптимизации обучения помогает ему научиться комплексно решать задачи образования, вос­питания и развития школьников.

Во-вторых, вооружает учителя умением изучать реаль­ные учебные возможности школьников и учитывать их при планировании уроков.

В-третьих, учит постоянно выделять главное, суще­ственное в содержании учебного материала, избирать рацио­нальную последовательность основных элементов урока.

В-четвертых, формирует умение выбирать эффектив­ные методы и средства обучения.

В-пятых, учит дифференцированному подходу к слабо­успевающим, наиболее подготовленным, всем остальным учащимся.

В-шестых, учит избирать оптимальный темп обучения.

В-седьмых, формирует умение создавать необходимые условия для успешного обучения.

В-восьмых, учит экономно расходовать время и усилия учеников и учителей.

В-девятых, открывает простор для развития творчества учителей.

В целом же методика оптимизации учебно-воспитатель­ного процесса является реально доступной для каждой шко­лы, каждого учителя. Овладение методикой оптимизации поднимает общий уровень педагогической культуры учите­лей, позволяет в целостной взаимосвязи воспринимать все категории, закономерности и принципы педагогики, руковод­ствоваться ими при выборе наилучшего в данной ситуации подхода к организации учебно-воспитательного процесса.

Оптимизация учебно-воспитательного процесса возмож­на лишь в том случае, когда педагоги владеют основными педагогическими знаниями и умениями, знают ведущие за­кономерности и принципы педагогики. Они понимают задачи образования, воспитания и развития учащихся, владеют технологиями организации коллективной, групповой и инди­видуальной деятельности. Избрать оптимальный вариант процесса можно, только зная всю систему в целом и каждый ее элемент в отдельности. Иначе можно дискредитировать идею оптимизации, считать ее слишком сложной. Вот поче­му оптимизации должно предшествовать глубокое овладе­ние основами педагогики, ее нормативными элементами, ее фундаментом.

Лучшие педагоги всегда находили оптимальные для соот­ветствующих условий варианты учебно-воспитательного процесса. Оптимизация опирается на опыт передовых учи­телей. Но она не ограничивается этим опытом, а является качественно новой и целостной системой мер, позволяющей повышать эффективность педагогического процесса.

Исследования показывают, что учителя, успешно оптими­зирующие учебно-воспитательный процесс, овладевают та­кими личностными качествами:

• творческим стилем мышления;

• мобильностью мышления;

• конкретностью мышления;

• системностью мышления при умении выделить главное;

• чувством меры в принятии решений и в действиях;

• контактностью в общении, чувством такта. Все эти качества необходимо развивать на студенческой

скамье, имея в виду непреходящий характер педагогических

инноваций.


X. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:

1. Значительные инвестиции.

2. Полная перестройка педагогической системы.

3. Желание, инициатива, понимание «узких мест» ПС, ви­дение перспектив улучшения.

4. Согласие учителей и родителей.

5. Административный нажим.