Нормативные документы по стандартизации

И виды стандартов

 

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, прави­ла, требования, характеристики, касающиеся объекта стандар­тизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

Рассмотрим разновидности нормативных документов, кото­рые рекомендуются руководством 2-й Международной органи­зации по стандартизации и Международной электротехнической комиссии (ИСО/МЭК), а также принятые в государственной системе стандартизации Российской Федерации (РФ). Руководство ИСО/МЭК рекомендует: стандарты, документы технических ус­ловий, своды правил, регламенты (технические регламенты), по­ложения (рис. 1.2).

       
   
Нормативные документы
 
 

 


Рис.1.2.Схема разновидностей нормативных документов

 

Стандарт (от англ. standard — норма, образец) — в широ­ком смысле слова образец, эталон, модель, принимаемые за ис­ходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Стандарт как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Стандарт может быть разработан как на материальные предме­ты (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, пра­вила, требования в различных областях. В переносном смысле — шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального.

Стандарт — это нормативный документ, разработанный на ос­нове консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократ­ного использования общие принципы, правила, характеристики, ка­сающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стан­дарт должен быть основан на обобщенных результатах научных ис­следований, технических достижений и практического опыта, тогда его использование принесет оптимальную выгоду для общества.

Предварительный стандарт — это временный документ, ко­торый принимается органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенциальных потребителей, а также до тех, кто может его применить. Информация, полученная в процессе использования предварительного стандарта, и отзывы об этом документе служат базой для решения вопроса о целесообразнос­ти принятия стандарта.

Стандарты бывают международными, региональными, нацио­нальными, административно-территориальными. Они принимаются соответственно международными, региональными, национальны­ми, территориальными органами по стандартизации. Все эти кате­гории стандартов предназначены для широкого круга потребите­лей. По существующим нормам стандартизации стандарты перио­дически пересматриваются для внесения изменений, чтобы их требования соответствовали уровню научно-технического прогресса, или, согласно терминологии ИСО/МЭК, стандарты должны пред­ставлять собой «признанные технические правила». Нормативный документ, в том числе и стандарт, считается признанным техничес­ким правилом, если он разработан в сотрудничестве с заинтересо­ванными сторонами путем консультаций и на основе консенсуса.

Указанные выше категории стандартов называют общедоступ­ными. Другие же категории стандартов, такие, как фирменные или отраслевые, не являясь таковыми, могут, однако, использоваться и в нескольких странах согласно существующим там правовым нормам.

В практике термин «стандарт» может употребляться и по от­ношению к эталону, образцу или описанию продукта, процесса (услуги). По существу это не является принципиальной ошибкой, хотя эталон правильнее относить к области метрологии, а тер­мин «стандарт» использовать применительно к нормативному документу.

Документ технических условий (technical specification) уста­навливает технические требования к продукции, услуге, процес­су. Обычно в документе технических условий должны быть ука­заны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нормативного доку­мента в таких ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил,как и предыдущий нормативный документ, мо­жет быть самостоятельным стандартом либо самостоятельным документом, а также частью стандарта. Свод правил обычно раз­рабатывается для процессов проектирования, монтажа оборудо­вания и конструкций, технического обслуживания или эксплуа­тации объектов, конструкций, изделий. Технические правила, со­держащиеся в документе, носят рекомендательный характер.

Все указанные выше нормативные документы являются реко­мендательными. В отличие от них регламент носит обязательный характер. Регламент— это документ, в котором содержатся обязательные правовые нормы.

Кроме стандартов нормативными документами являются так­же ПР — правила по стандартизации, Р — рекомендации по стандартизации и ТУ — технические условия. Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, кото­рая согласно российскому законодательству подлежит обязатель­ной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услуге), которые подтверждаются посредством серти­фикации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки такой продукции и виды сопроводительной документации.

Государственные стандарты разрабатывают на продукцию, работы и услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер.

Отраслевые стандарты разрабатываются применительно к продукции определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным требованиям государственных стан­дартов, а также правилам и нормам безопасности, установлен­ным для отрасли. Принимают такие стандарты государственные органы управления (например, министерства), которые несут ответственность за соответствие требований отраслевых стандар­тов обязательным требованиям ГОСТ Р.

Объектами отраслевой стандартизации могут быть:

• продукция, процессы и услуги, применяемые в отрасли;

• правила, касающиеся организации работ по отраслевой стан­дартизации;

• типовые конструкции изделий отраслевого применения (инст­рументы, крепежные детали и т.п.);

• правила метрологического обеспечения в отрасли.

Диапазон применяемости отраслевых стандартов ограничи­вается предприятиями, подведомственными государственному органу управления, принявшему данный стандарт. На доброволь­ной основе возможно использование этих стандартов субъекта­ми хозяйственной деятельности иного подчинения. Степень обя­зательности соблюдения требований стандарта отрасли определяется тем предприятием, которое применяет его, или по договору между изготовителем и потребителем. Контроль за выполнением обязательных требований организует ведомство, принявшее дан­ный стандарт.

Стандарты предприятий разрабатываются и принимаются самими предприятиями. Объектами стандартизации в этом слу­чае обычно являются составляющие подсистем организации и уп­равления производством, совершенствование которых — глав­ная цель стандартизации на данном уровне. Кроме того, стан­дартизация на предприятии может затрагивать и продукцию, производимую этим предприятием. Тогда объектами стандарта предприятия будут составные части продукции, технологическая оснастка и инструменты, общие технологические нормы процес­са производства этой продукции. Стандарты предприятий могут содержать требования к различного рода услугам внутреннего характера.

Закон РФ «О стандартизации» рекомендует использовать стан­дартизацию на предприятии для освоения данным конкретным пред­приятием государственных, международных, региональных стандар­тов, а также для регламентирования требований к сырью, полуфаб­рикатам и т.п., закупаемым у других организаций. Эта категория стандартов обязательна для предприятия, принявшего этот стан­дарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукта или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт пред­приятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйствен­ной деятельности — участников такого договора.

Правила и рекомендации по стандартизации по своему ха­рактеру соответствуют нормативным документам методического содержания. Они могут касаться порядка согласования норма­тивных документов, предоставления информации о принятых стандартах отраслей, обществ и других организаций в Госстан­дарт РФ, создания службы по стандартизации на предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и многих других вопросов организационного характера. Правила и реко­мендации по стандартизации разрабатываются, как правило, организациями и подразделениями, подведомственными Госстан­дарту РФ. Проект этих документов обсуждается с заинтересован­ными сторонами, утверждается и издается этими комитетами.

Технические условия разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стан­дарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть про­дукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями и т.п. [48].

 

Лекция 2.