ТЕМА 3. УЧАСТНИКИ ВЭД В РФ.

1 вопрос. Классификация участников ВЭД.

Выбор контрагентов и эффективность внешнеэкономических связей зависят от фирменной структуры конкретной отрасли, роли ведущих фирм на мировом и национальных товарных рынках, организационных и правовых форм деятельности зарубежных фирм, методов их сбытовой деятельности, финансовых и производственных возможностей.

1. По виду хозяйственной деятельности и характеру операций:промышленные, сельскохозяйственные и агропромышленные, торговые, строительные, транспортные, страховые, инжиниринговые, лизинговые и т.д.

2. По характеру собственности:государственные, государственно-частные, частные.

3. По принадлежности капитала:национальные, смешанные, международные.

4. По методам осуществления внешнеэкономических связей:организации, осуществляющие экспортные или импортные операции.

5. По применению посредников:прямой экспорт (импорт) или косвенный экспорт (импорт).

6. По виду посреднических операций:

А) Комиссионные операции – это совершение одной стороной, именуемой комиссионером, по поручению другой стороны, именуемой комитентом, сделок от своего имени, но за счет комитента. Взаимоотношения регулируются договором. Комитент остается до конца собственником товара. А комиссионер не покупает товар, (он остается в руках экспортера). Но для 3-ей стороны (покупателя) стороной договора вообще является комиссионер, а комитента он может даже не знать. Комиссионер получает вознаграждение либо как процент, либо как разницу между ценой комитента и продажной.

Б) Консигнационные операции – продажа товаров со склада комиссионера, но товар принадлежит консигнанту, т.е. экспортеру. Эта форма торговли используется при слабом освоении рынка или при поставках новых товаров массового производства, в устойчивом сбыте которых экспортер не уверен.

В) Агентские операции – это поручение одной стороны, которая называется принципалом, другой стороне, именуемой агентом, совершение юридических сделок за счет и от имени принципала на оговоренной территории. Независимость агента проявляется в том, что он не состоит в трудовых отношениях с принципалом и осуществляет свою деятельность самостоятельно на основе агентского соглашения. Агент лишь способствует сделке, но сам стороной не выступает, т.е. контракт о покупке не заключает.

Г) Брокерские операции – это установление через посредника-брокера контактов между продавцом и покупателем (страховщиком и страхователем). Брокер не является стороной в договоре, а выступает лишь для информирования двух сторон, которые берут на себя обязательства по сделке. В отличие от агента, он не состоит в договорных отношениях со сторонами, а действует на основе отдельных поручений. Брокер осуществляет контроль за исполнением контракта и предъявлением рекламаций; подбор партии товара определенного ассортимента; сбор информации о состоянии рынка.

Д) Фэкторы – торговые посредники, которые выполняют широкий круг посреднических обязанностей от имени экспортера: осуществляют экспорт продукции от имени экспортера, финансируют экспортные операции, платят аванс производителю, выдают кредиты покупателю, занимаются страхованием.

 

2 вопрос. Структура стратегии фирмы на внешнем рынке.

Рыночная стратегия фирмы подразумевает сопоставление всех альтернативных вариантов в сфере внешнеэкономической деятельности и обоснование принятия оптимального решения. Процесс выработки рыночной стратегии фирмы можно представить следующими этапами:

1. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности фирмы:

- анализ положения фирмы на рынке с теми товарами и услугами, которые выпускает в данный момент;

- анализ деятельности фирмы с позиций потребителя товаров и услуг фирмы;

- анализ деятельности фирмы с позиции рынка.

2. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения). Фирме важно определить, каким будет рынок в ближайшем будущем, в каком направлении этот рынок развивается, и что ждут потребители от фирмы в будущем.

- сопоставление положения фирмы с емкостью будущего рынка;

- анализ колебания конъюнктуры рынка.

3. Анализ возможностей фирмы:

- анализ предполагаемого увеличения объема внешнеэкономической деятельности;

- анализ переброски фирмы на другие рынки;

- анализ деятельности в новой среде и прекращение деятельности в старой среде.

4. Анализ бюджетно-налоговой политики:

- фискальной политики внутри страны;

- фискальной политики за рубежом и ее влияние на фирму.

5. Влияние тенденций в мировой экономике:

- анализ мирового рынка ссудного капитала;

- анализ внешнеторговой политики различных стран.

6. Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы:

- формулировка глобальной долгосрочной цели внешнеэкономической деятельности;

- формулировка вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности;

- сравнение вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности.

 

3 вопрос. Стратегии внешнеэкономической деятельности.

Деятельность фирм на мировом рынке обусловлена определенными трудностями при выборе внешнеэкономической стратегии. В этом случае фирмы могут воспользоваться следующими альтернативными стратегиями:

1. Инновационная стратегия –создание новых продуктов, отличающихся от существующих на рынке или по внешнему виду, или по функциям. На многих западных рынках проявляются тенденции к насыщению рынка, поэтому создание новых продуктов и привлечение потребителей приобретает все большее значение как один из факторов успеха в конкурентной борьбе.

2. Стратегия диверсификации – включение в производственную программу продуктов, которые не имеют непосредственной связи с прежней сферой деятельности предприятия.

3. Стратегия интернационализации – предусматривает планомерную и систематическую обработку зарубежных рынков. Причинами использования данной стратегии являются ужесточение конкуренции, стремление к более полной загрузке производственных мощностей, необходимость распределения риска и наличие финансовых преимуществ.

4. Стратегия глобализации – определение общих, не зависящих от особенностей отдельных стран характеристик рынков и целевых групп. Главная идея – стандартизация продукции. На практике выбирают нечто среднее между дифференциацией и стандартизацией, причем действуют по принципу: стандартизация там, где возможно, дифференцирование там, где необходимо.

5. Стратегия кооперации – поиск взаимовыгодного сотрудничества с другими фирмами в целях более полного использования потенциала рынка и упрочения существующей рыночной позиции. Сотрудничество может заключаться в создании закупочных, исследовательских, рекламных товариществ, сбытовых синдикатов, совместных торговых марок (брэндов).

6. Технологические стратегии –систематическое и сознательное направление технического потенциала предприятия на потребности рынка.

 

4 вопрос. Процесс планирования рыночной стратегии фирмы.

Планирование рыночной стратегии осуществляется фирмой на трех уровнях:

1. Глобальный уровень – планирование осуществляется в наиболее долгосрочном аспекте, определяются важные для предприятия цели.

2. Стратегический уровень – планирование осуществляется на уровне руководства предприятия и дает представление о долго- и среднесрочных вариантах развития.

3. Фактический уровень – планирование сосредотачивается на определении конкретных акций, которые необходимы для решения вопросов эффективного использования наличных ресурсов при реализации глобальных целей на рынках, где действует фирма.

Очень часто возникающие на внешних рынках возможности не согласуются ни с целями, ни с ресурсами. Рынок может обещать большие прибыли в краткосрочном периоде, и иметь неустойчивые перспективы в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Поведение управленческого персонала в условиях внешнеэкономической экспансии предприятия можно обозначить в виде схемы ЭПРГ:

1. Этноцентризм- предприятие рассматривает свое международное событие как вторичное по отношению к внутренней экспансии, а внешний рынок как поглотитель излишков продукции. Предприятие воспроизводит на внешних рынках политику и процедуры, используемые первоначально на внутреннем рынке.

2. Полицентризм– предприятие признает важность специфических факторов, воздействующих на его международную деятельность, а также влияние этой деятельности на оборот капитала и рентабельность.

3. Регионоцентризм– рассматривает мир как совокупность рынков, которые имеют некоторые общие характеристики.

4. Геоцентризм– трактует мир как единый рынок.