Факторы, обуславливающие выносливость человека
Основными факторами, которые предопределяют проявление выносливости, являются:
- структура мышц;
- внутримышечная и межмышечная координация;
- производительность работы сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем;
- запасы энергоматериалов в организме;
- уровень развития других физических способностей;
- техническая и тактическая экономичность двигательной деятельности.
Пример:
Соотношения мышечных волокон разного типа генетически детерминировано. Люди, в мышцах которых преобладают красные мышечные волокна, имеют генетические задатки на выносливость, поскольку именно эти волокна поддаются влиянию тренировки на выносливость. Так, в мышцах выдающихся спортсменов, специализирующихся в стайерских дистанциях, преобладают красные мышечные волокна.
Возрастная динамика естественного развития выносливости
Выносливость подобно другим физическим качествам имеет неравномерный характер естественного развития.
У мальчиков:
Общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 8-10, 11-12, 14-15 лет. В возрасте 15-16 лет темпы развития общей выносливости юношей резко снижаются. В остальные возрастные периоды наблюдаются средние темпы прироста.
Скоростная выносливость имеет высокие темпы прироста в 13-14 и 15-16 лет. Средние темпы прироста приходятся на возраст 11-13, 14-15, 16-17 лет. Низким темпом развития скоростной выносливости характеризуется возраст 9-11 лет.
У девочек:
Общая выносливость имеет высокие темпы прироста в 10-13 лет. Далее в течение двух лет (13-15) наблюдается низкий темп её развития. На возраст 15-17 лет приходятся средние темпы развития общей выносливости девушек.
Наибольшие абсолютные величины показателей разных видов выносливости наблюдаются у людей, которые достигли биологической зрелости. Очевидно, именно поэтому высшие мировые достижения в видах спорта, требующих предельного проявления выносливости, приходятся преимущественно на возрастной период от 20-22 до 30-32 лет.
Акцентированное развитие выносливости наиболее целесообразно в возрастные периоды её бурного развития.