Структура и методика совершенствования координационных способностей.

Координационные способности (к.с.) - это умение быстро осваивать новые движения и наиболее совершенно, точно, экономично и находчиво решать сложные двигательные задачи. Факторы, определяющие к.с.:1) факторы ЦНС (способность к точному анализу двигательной деятельности и качество управления движениями со стороны ЦНС, подвижность нервных процессов);2) двигательная подготовленность, количество и сложность ранее освоенных навыков;3) уровень развития других физических качеств (силы, быстроты, гибкости);4) индивидуальные особенности, возраст. Формы проявления к.с.: 1) способность к овладению новыми движениями; 2) способность к оценке и управлению пространственно-временными и динамическими параметрами движений; 3) специфические ощущения (чувство пространства, времени, опоры (дорожки, воды, льда) и спортивного снаряда); 4) способность к импровизации и комбинациям; 5) способность к произвольному расслаблению мышц; 6) способность к сохранению статического и динамического равновесия; 7) координационная выносливость. Методика развития связана с развитием всех составляющих координационных способностей. Основное средство воспитания к.с. - упражнения повышенной координационной сложности с элементами новизны. В циклических и скоростно-силовых видах спорта используют специально-подготовительные, соревновательные и сложные координационные упражнения общеподготовительного характера (из гимнастики, спортивных игр). В сложнокоординационных видах спорта, спортивных играх и единоборствах - специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Методы: 1) метод стандарно-повторного упражнения (овладеть сложными движениями можно только после большого числа повторений), 2) метод вариативного упражнения со строгой и нестрогой регламентацией вариативности действия, 3) игровой, 4) соревновательный (при соответствующей координационной и физической подготовленности занимающихся). Методические условия: 1) технически правильное изучение двигательных действий, 2) активное включение в работу чувствительных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного), 3) постепенное повышение сложности заданий, 4) устранение чрезмерного мышечного напряжения, 5) введение необычных исходных положений, отвлекающих факторов, применение разнообразных вариативных движений.