Глава 24. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.

Во второй половине XIX в. сложился целый ряд самостоятельных и борющихся друг с другом философских и социально-политических те­чений. Условно их можно поделить на материалистические (или близ­кие к материализму) и идеалистические. При этом материалистиче­ские учения были непосредственно связаны с революционной теорией и практикой и в целом ближе к западникам, тогда как сторонники идеа­листических учений в основном были сторонниками реформ, против­никами революционного преобразования жизни, и большинство их было ближе к славянофилам.

К числу наиболее значительных материалистических течений могут быть отнесены: материализм(Н.Г. Чернышевский1, Н.А. Доб­ролюбов, П.И. Писарев) и естественнонаучный материализм(Н.А. Умов, И.И. Мечников, Д.И. Менделеев); позитивизм(П.Л. Лав­ров, В.В. Лесевич); а к числу наиболее значительных (в философском плане) революционных социально-политических учений — анархизм(М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин); народничество (существовавшее в различных вариантах, в философском смысле здесь наиболее интерес­ны работы Н.К. Михайловского); в конце века зарождается русский-марксизм (Г.В. Плеханов).

Однако наиболее оригинальной и своеобразной является русская идеалистическая философия данного периода. Здесь необходимо выделить философские идеи русских писателей, и прежде всего Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстова; философско-культурологическую

1 Учение Чернышевского было близко к диалектическому материализму, хотя Чер­нышевский и не был знаком с работами К. Маркса и Ф. Энгельса.

Схема 195. Русская философия XIX в.

концепцию Н.Я. Данилевского, изложенную им в книге «Россия и Ев­ропа»; концепцию «византизма» К.Н. Леонтьева,

учение «общего дела» Н.Ф. Федорова, заложившее основы «русско­го космизма». Нельзя не упомянуть и о русском неокантианстве — Л.М. Лопатин, А.И. Введенский и др.

В этот же период шло формирование мистического учения Е.П. Бла­ватской, получившего название «теософия» и базирующегося непо­средственно на восточной (индийско-тибетской) философии. Оно сформировалось во время пребывания Блаватской на Востоке, а затем (с 1870-х гг.) в США и Европе, поэтому его трудно отнести собственно к русской философии (хотя оно и получило широкое распространение в России в начале XX в.).

Вершиной русской идеалистической философии XIX в. является «философия всеединства» B.C. Соловьева, оказавшая громадное влия­ние на всю русскую идеалистическую философию XX в. и культуру «серебряного века» (1900—1917).