Структурализм (Structuralism)

Структурализм — особый метод анализа в гуманитарных науках (лингвистике, семиотике, этнографии, философии и т.д.), возникший в XX в. и основанный на исследовании структуры изучаемого объекта, т.е. на выявлении в объекте составляющих элементов и подсистем различного уровня, а также отношений между элементами, подсистема­ми и всей системой в целом.

Применение этого метода привело к появлению внутри ряда науч­ных дисциплин особых направлений, например структурной лингвис­тики, структурной этнографии. Открытым остается вопрос, можно ли говорить о структурализме как самостоятельном философском на­правлении или только о применении структурализма в философских исследованиях.

Структурализм и общая теория систем. Говоря о структура­лизме, нельзя не отметить его сходство с таким направлением в фи­лософии и естествознании XX в., как системный подход (системный анализ, общая теория систем), в котором понятие «система»1 и тесно связанных с ней понятий «структура», «элемент», «подсистема» явля­ются центральными. Структурализм можно считать частным случа­ем системного подхода в целом, хотя структурализм возник раньше, долгое время развивался самостоятельно и в значительной степени сохранил свою специфику даже после появления общей теории сис­тем. С другой стороны, в настоящее время не прослеживается и за-

1 Термин «система» происходит от греческого «целое, составленное из частей, соеди­нение».

метного влияния структурализма на развитие системного подхода. Таким образом, здесь скорее можно говорить о двух различных воп­лощениях (в гуманитарных и естественных науках) «идей, носящихся в воздухе».

Первые представления о системах, а точнее, об упорядоченности космоса1, а значит, о необходимости системного знания о нем, можно обнаружить уже в античности (Платон, Аристотель, стоики, Евклид и др.). В Новое время эти идеи развивались как в философских работах (Спиноза, Лейбниц, Кант, Шеллинг, Гегель, Конт, Маркс и т.д.), так и в естествознании (классификация Линнея, эволюционная теория Дарви­на, периодическая таблица Менделеева и т.п.).

В 1913—1917 гг. русский врач, революционер и философ Алек­сандр Богданов2 (1873—1928) опубликовал книгу «Всеобщая органи­зационная наука (тектология)», в которой были сформулированы ос­новные идеи современного системного подхода. Правда, эта работа Богданова стала известна и оценена по достоинству только во второй половине XX в. Поэтому в становлении общей теории систем и сис­темного подхода решающую роль сыграла программа австрийского биолога Людвига фон Берталанфи (1901 —1972), разработанная им в конце 1940-х гг. Системный подход стал широко применяться в самых различных областях знания, поскольку практически любой объект мо­жет рассматриваться как система.

Особенно плодотворным было его применение в языкознании, что, с одной стороны, способствовало появлению в XX в. новой научной дис­циплины — семиотики3, а с другой — сыграло определенную роль в развитии структурной лингвистики и «опирающегося» на нее структу­рализма в целом.

Исторические этапы развития структурализма. В развитии структурализма можно выделить следующие периоды (табл. 119).

1 Как уже отмечалось, греческое слово «космос» переводится как «порядок»; и в ан­тичной культуре считалось, что космос (порядок) возникает из хаоса и тем самым про­тивостоит ему.

2 Богданов — это псевдоним, настоящая его фамилия — Малиновский.

3 Семиотика — это наука о знаках, объектом рассмотрения в семиотике являются знаки любой природы, а не только языковые, поэтому она является более общей наукой, нежели лингвистика. Кроме того, семиотика рассматривает знаки не сами по себе, а как входящие в определенные системы знаков. Основы семиотики была заложены ранее — в 1870-е гг., у ее истоков стоял американский философ Чарльз Пирс, бывший, кроме того, одним из основоположников прагматизма.

Таблица 119. Основные периоды развития структурализма

Годы Период Объект исследования
1920— 1940 предструктурализм структуры в языке и в литературных произведениях
1940—1980 структурализм структуры в языке, сознании и бес­сознательном, в литературе, любом тексте и культуре в целом
1970—наст. время постструктурализм (неоструктурализм) то, что выходит за рамки структур

Период предструктурализма. В начале XX в. подход к языку как системе, обладающей определенной структурой, был предложен и раз­работан швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром (1857— 1913) в прочитанном им в Женеве курсе лекций (1906—1911)1 Этот метод структурного анализа языка получил дальнейшее развитие в работах Романа Якобсона (1896—1982) и Николая Трубецкого2 (1890—1938); их собственные исследования и работы их последовате­лей и привели к возникновению структурной лингвистики.

В 1920—1940 гг. началось развитие идей структурализма в литера­туроведении (важную роль сыграли при этом работы Владимира Проп­па (1895—1970) по исследованию сюжетов русских сказок.

Период структурализма. С 1940-х гг. область применения струк­турного метода значительно расширилась. Именно в это время офор­милось то, что можно назвать структурализмом в узком смысле слова, т.е. особым методом анализа в гуманитарных науках, основанном на исследовании структуры изучаемого объекта.

Так, Клод Леви-Стросс3 (родился в 1908 г.) стал последовательно применять его в исследовании первобытных культур (этнография), Ро­лан Барт (1915—1980) — в литературоведении и при изучении массо­вой культуры, Жак Лакан (1901 —1981)— в области психоанализа, Мишель Фуко (1926—1984) — в истории науки. С 1960-х гг. начина­ется широкое использование структурализма в семиотике культуры

1 Его ученики на основе своих конспектов издали в 1916 г. тексты этих лекций под названием: Ф. де Соссюр «Курс общей лингвистики».

2 Якобсон и Трубецкой после Октябрьской революции эмигрировали из России. Н. Трубецкой — сын известного русского философа Сергея Трубецкого, ученика и со­ратника В. Соловьева.

3 Свой подход Леви-Стросс стал развивать во многом благодаря знакомству с Якоб­соном, с которым он вместе работал в Нью-Йорке в 1943 г.

Юрием Лотманом (1922—1993) и возглавляемой им Тартуско-Мос­ковской семиотической школой.

Основные труды. Барт Р.: «Нулевая степень письма» (1953), «Мифологии» (1957), «Элементы семиологии» (1964), «Система моды» (1967).

Лакан Ж.: «Стадия зеркала и ее роль в формировании функции Я» (1949), «Функция и поле речи и языка в психоанализе» (1953), семинар «Реальное, символическое, воображаемое» (1974—1975).

Леви-Стросс К.: «Раса и история» (1952), «Печальные тропики» (1955), «Структурная антропология» (1958), «Тотемизм сегодня» (1962), «Неприрученная мысль» (1962), «Мифологики» (1964—1971), «Путь масок» (1975), «Структурная антропология — два» (1973), «Взгляды издалека» (1983).

Фуко М.: «Безумие и неразумие: история безумия и классический век» (1961), «Генезис и структура Антропологии Канта» (1961), «Рож­дение клиники: археология взгляда медика» (1963), «Слова и вещи: археология гуманитарных наук» (1966), «Археология знания» (1969), «Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы» (1975), «Микрофизика власти» (1977).

Философские воззрения. Общей чертой структуралистских ис­следований в разных областях гуманитарного знания является то, что изучаемый объект понимается, прежде всего, как специфический язык или текст, «написанный» на этом языке. Этот язык или текст рассмат­ривается как некая система, обладающая внутренней структурой: со своими элементами, устойчивыми подсистемами различных уровней, определенными отношениями между элементами, элементами и подси­стемами и т.д. И к этому языку или тексту применяются методы, разра­ботанные в лингвистике.

Так, Лакан (в свой структуралистский период — 1950—1960 гг.) стремился к пониманию и объяснению бессознательного в человече­ской психике через структурно-языковые параметры; Лотман и его последователи широкий круг культурных объектов и явлений тракто­вали как тексты. А исследования в области этнографии Леви-Стросса и его последователей были, в первую очередь, направлены на выделе­ние так называемых бинарных оппозиций в архаической культуре (природа — культура, мужское — женское, сырое — вареное, расти­тельное — животное и т.п.). При этом различные стороны жизни пер­вобытных племен — отношения родства и семейно-брачные отноше­ния, мифы и ритуалы, характер украшений и татуировок и т.п. — рас­сматривались как особые «языки», бессознательно функционирующие в обществе и передающие социально-значимую информацию.

Схема 187. Развитие системного подхода и структурализма

Схема 188. Структурализм: сферы применения

Судьба учения. Структурализм сыграл важную роль в интеллек­туальной жизни XX в., он способствовал выработке особой методоло­гии научного анализа и на ее базе — специфических методик исследо­вания в самых различных сферах знания (см. схему 188). Но начиная с 1980-х гг. структурализм оказался полностью вытесненным пост­структурализмом.