Глава 10. ЕВРЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
В эпоху Средневековья основные центры еврейской культуры и философии находились на территории мусульманского мира: в Вавилоне, Багдаде и др.; в X в. важнейшим центром еврейской философской мысли стала Кордова (Испания). Развитие еврейской философии шло под сильным влиянием мусульманской, поэтому большинство еврейских философов X—XII вв. писали свои сочинения на арабском языке, и только в XIII—XIV вв. эти произведения были переведены на еврейский язык. Преследования евреев мусульманами, начавшиеся в XIII в., а затем в XV в. и христианами (после того как Испания была отвоевана у арабов), привело к разрушению этого центра еврейской философии.
Развитие еврейской средневековой философии началось в восточных центрах на базе теологии, где в VIII—X вв. существовало два основных направления: раввинское и караимское.
Караимы по своим воззрениям были близки к мутазилитам. Как и последние, караимы считали, что Священное Писание (в иудейской традиции — Ветхий Завет и Талмуд) должно истолковываться с помощью разума, причем таким образом, чтобы религиозные идеи не противоречили научным. Виднейший представитель движения караимов — Анан бен Давид (VIII в.).
В раввинском направлении первым теологом, начавшим использовать философские учения и методы для обоснования религиозных идей, стал Саадия из Файюма в Египте (892—942). Он утверждал, что высшими истинами являются истины религии, изложенные в Священном Писании. Истины, к которым в конце концов приходит разум, не Могут противоречить религиозным. Но если в Откровении эти истины Даны нам сразу, то разум обретает их постепенно, после длительных Усилий и многих ошибок.
В развитии еврейской философии в X—XIII вв. на Западе (Испания) можно выделить три основных направления.
• Неоплатонизм,крупнейший представитель которого Соломон ибн Гебироль (бен Иегуда) (1020—1070), известный в средневековой Европе под именем Авицеброн.
• Перипатетизм(аристотелизм), крупнейший представитель — Моше (Моисей) бен Маймон (1135—1204), чаще называемый Маймонид.
• Каббала— мистическая философия, в развитии которой сыграл важную роль Моше де Леон (Моисей Лионский).
Схема 60. Еврейская средневековая философия: основные направления
Неоплатонизм