Ибн-Сина (Авиценна) (Avicenna)
Биографические сведения. Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах Ибн-Сина, латинизированное — Авиценна (980—1037), родился недалеко от Бухары, которая в то время была крупным культурным центром. В Бухаре же он изучал философию и медицину. Работал в Хорезме, Хорасане, Исфагане и других местах, занимал должности врача и министра (визиря) при разных правителях. Ибн-Сина был врачом, поэтом, астрономом, астрологом, алхимиком и философом, за что получил прозвища Князь философов и Князь врачей. Ибн-Сину неоднократно обвиняли (в частности, ал-Газали) в ересях.
Основные труды. Ибн-Сина написал более 200 книг, наиболее известная из них — «Канон врачебной науки» — вплоть до Нового времени была основным учебником по медицине как в мусульманском, так и в христианском мире (на латинский язык она была переведена еще в XII в.). Важнейшее философское произведение — «Книга исцелений», которая носила энциклопедический характер и содержала сведения по логике, физике, математике и метафизике.
Философские воззрения. Ибн-Сина в своих работах в основном развивает идеи перипатетизма и частично неоплатонизма, синтезированного с мусульманским вероучением.
Онтология. Мир является несотворенным, он есть вечно существующая во времени эманация Бога,существующего вне времени.
Бог у Ибн-Сины соединяет черты «Переоформи = Первопричины = = Перводвигателя» Аристотеля и «Единого» неоплатоников. Бог является безличным, не имеет воли и подчинен необходимости. Он же есть единственно необходимая сущность («необходимо сущая во всех отношениях»), все остальные существующие объекты являются всего лишь возможными и обретают действительность только благодаря Богу — посредством иерархии эманаций, т.е. истечений, исходящих от Бога (аналогично и в неоплатонизме). Первая из этих эманаций, исходящая непосредственно от Бога, порождает Мировой разум (Нус). Дальнейшие эманации из Мирового разума порождают умы, души и тела небесных сфер и т.д.
Как и Аристотель, Ибн-Сина божественную деятельность понимает как мышление Бога о самом себе.Природа, возникшая в результате последовательных эманаций, далее развивается самостоятельно (тем самым Ибн-Сина выступает против идеи фатализма и божественного предопределения).
Проблема универсалий. По мнению Ибн-Сины, универсалии имеют троякое существование:
1) до конкретных вещей — в Мировом (божественном) разуме;
2) в конкретных вещах — как их сущность; .
3) после конкретных вещей — в разуме человека.
Гносеология. При познании природы и конкретных вещей существенную роль играет чувственное познание. Разум, сравнивая чувственные впечатления от вещей, выделяет в них общее и различное — так образуются понятия, которыми разум оперирует.
Но постижение сущностей вещей, т.е. их форм или универсалий, возможно только благодаря вхождению в человеческий разум Мирового (божественного) ума, который тем самым оказывается общим для всех людей. При этом в человеческом разуме «актуально запечатлевается определенный вид форм, приобретенных от того [божественного] разума, так что эти формы оказываются приобретенными извне». Именно от Мирового ума человеческие умы получают и высшие принципы познания.
Высший путь познания — это божественное озарение, которое крайне редко, но имеет место у отдельных людей.
Учение о душе. Душа человека понимается (в соответствии с Аристотелем) как форма, она бессмертна и продолжает существовать и после смерти тела. Телесное воскресение категорически отвергается. Как и Аристотель, Ибн-Сина различает три типа души (табл. 46).
Таблица 46. Типы души по Ибн-Сине
Вид души | Имеется у | Основные функции |
Растительная | растений животных людей | питание, рост, размножение |
Животная | животных людей | движение, чувственное восприятие |
Разумная, состоящая из: а) практической силы; б) умозрительной силы | человек | а) связывает разум с телом; б) занимается познанием форм (сущностей) |
Судьба учения. Философское учение Ибн-Сины оказало значительное влияние на мусульманский и европейский перипатетизм.