Глава 5. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
Эллинистический период античной философии охватывает огромный промежуток времени: с середины IV в. до н.э. (т.е. с возникновения «мира эллинизма», занимающего территории, завоеванные Александром Македонским) и до конца античной эпохи, т.е. до падения Рима в 476 г., захваченного варварами-германцами. Но к этому времени Римская империя уже раскололась на две части — Западную и Восточную (Византию), но и после падения Рима Византия продолжала существовать. Поэтому конец античной философии в целом и эллинистического ее периода в частности обычно связывают с 529 г., когда по указу византийского императора Юстиниана была закрыта последняя языческая философская школа: Академия Платона в Афинах.
В эпоху эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм, перипатетизм и т.д.), а с другой — на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм и т.д.).
Во II в. до н.э. Греция была завоевана Римом. При этом завоеванные греки в определенном смысле «покорили» своих завоевателей, оказав громадное влияние на все сферы римской культуры: религию, литературу, архитектуру, изобразительное искусство и т.д. Под влиянием греческой философии начинается развитие римской философии. Но поскольку римляне не создали своих оригинальных учений, хотя и внесли большой вклад в развитие ряда греческих учений, в период с I в. до н.э. по VI в. н.э. можно говорить о существовании греко-римскойфилософии.
Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Однако решить вопрос о том, как должен себя вести человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем неразрывно был связан с учениями о природе.
Таблица 24. Классификация школ эллинистического периода
Источники | Философское направление | Виднейшие представители |
Софистика Элеаты Демокрит Платон | Скептицизм | Пиррон Секст Эмпирик (рим.) |
Гераклит Кинизм | Стоицизм | Зенон из Китиона Сенека (рим.) Марк Аврелий (рим.) |
Демокрит | Эпикуреизм | Эпикур Секст Эмпирик (рим.) |
Сократ | Кинизм | Антисфен, Диоген Синопский, Кратет |
Пифагор | Пифагореизм, неопифагореизм | Филолай, Ликон |
Аристотель | Аристотелизм (перипатетизм) | Теофраст |
Платон | Платонизм | Аркесилай, Карнеад, Плутарх Афинский |
Платонизм Пифагореизм | Неоплатонизм | Плотин, Порфирий, Ямвлих Прокл |