Формирование образа современной науки
В XVIII в.
В XVIII в. естественные науки на основе математического анализа получили более концептуально оформленный вид. Яркие достижения в этой связи принадлежат Л. Эйлеру (1707–1783) и Ж. Лагранжу (1736–1813). Так, Эйлер заложил основы так называемого вариационного исчисления, решая частные научные задачи специальными, созданными на каждый случай приемами. Лагранж в своей работе «Аналитическая механика» (1788) завершил сведение задач механики к чистой математике. «Чистая теория» данного этапа оказала существенное влияние на научную практику. Внушительные научно-практические результаты были достигнуты к середине XVIII в. Так, благодаря работам А. Клеро (1713–1765) математические расчеты по изучению траекторий движения Луны и кометы Галлея оказались подтверждены практическими наблюдениями астрономов. А открытие в 1846 г. планеты Нептун благодаря расчетам Дж. Адамса и У. Леверье является классическим примером, подтверждающим концептуальное единство научно-практического аспекта классической науки.
Наступивший период Просвещения выдвигает науку на передовые позиции в общественной жизни. Известные мыслители данного периода (Ф. Вольтер, К. Гельвеций, Д. Дидро и др.) считают своим долгом популяризацию новых научных знаний. В петровской России получить дворянский титул кроме традиционного способа – нахождения на военной и государственной службе – стало возможным за вклад в развитие науки. Культ науки и разума становится преобладающим настроением «прогрессивной общественности».
[1] См., напр.: Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005;Соломатин В.А. История науки: Учебное пособие. М., 2003;Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. проф. С.А. Лебедева. М., 2006.
[2] См.: Египетская мифология: Энциклопедия. М., 2002;Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2004.
[3] См.: Геродот. История: В 9 кн. Л., 1972; Плутарх. Из трактата «Об Исиде и Осирисе» //ВДИ. 1977. № 3.
[4] Греческое слово «фюзис» в латинском языке соотносится с категорией «natura» и обозначает природу. Поэтому физика и натурфилософия являются родственными понятиями, обозначающими комплексную отрасль знаний человека о природе.
[5] Подробнее см.: Философия /Под общ. ред. Б.И. Каверина. М., 2004. С.36-37.
[6] Данный аспект творчества Платона рассмотрен В.Ф. Асмусом в одном из разделов его фундаментального труда по античной философии – «Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах». (См.: Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. С.223-228).
[7] Выдержки из данных работ приведены в различных хрестоматийных сборниках и монографиях современных авторов об Аристотеле (См., например: Антология мировой философии: Античность. М., Мн., 2001. С.343-468; Зубов В.П. Аристотель. М., 1963).
[8] Следует исторически адекватно воспринимать значение термина «схоластика». В контексте средневековой преднауки схоластика была рационалистическим, интеллектуальным направлением. Она опиралась на своеобразные стандарты поиска доказательного, достоверного знания. При этом аристотелевская логика служила научным инструментом доказательства основ христианства. Более того, схоластика была связана со строгой логической процедурой получения нового знания, а также способствовала разработке основ средневековой онтологии.
[9] См. подробнее: Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники до середины XV в. М., 1993.
[10] См. подробно: Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.
[11] См.: Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. Общие принципы и учение о движении. М., 1989.
[12] См.: Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы фи-лософии. 1989. № 3.
[13] Само название течения номинализма, одним из основателей которого являлся У. Оккам, происходит от лат. nomen – «имя». В философском смысле средневековых научных дискуссий о реальности общих, абстрактных и частных, конкретных понятий номиналисты признают реальность последних, что не могло не вызвать шквал критики представителей официального богословия, отстаивающих позиции реальности Бога, являющегося с логической точки зрения понятием высшей степени обобщения.
[14] Понятие, обозначающее период ускоренного, скачкообразного развития и качественной перестройки науки. Этот период занимает около 140 лет: с 1543 г. (публикация работы Н. Коперника «Об обращении небесных сфер») по 1687 г. (работа И. Ньютона «Математические начала натуральной философии»). (См.: Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987).
[15] См.: Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. С.41-68.