Формирование образа современной науки

В XVIII в.

 

В XVIII в. естественные науки на основе матема­тического анализа получили более концептуально оформленный вид. Яркие достижения в этой связи принадлежат Л. Эйлеру (1707–1783) и Ж. Лагранжу (1736–1813). Так, Эй­лер заложил основы так называемого вариационного исчисления, решая частные научные задачи специальными, созданными на каждый случай приемами. Лагранж в своей работе «Аналитическая механика» (1788) за­вершил сведение задач механики к чистой математике. «Чистая теория» данного этапа оказала существенное влияние на научную практику. Внушительные научно-практические результаты были достигнуты к середине XVIII в. Так, благодаря работам А. Клеро (1713–1765) математические расчеты по изучению траекторий движения Луны и кометы Галлея оказались подтверждены практическими наблюдениями астрономов. А открытие в 1846 г. планеты Нептун благодаря расчетам Дж. Адамса и У. Леверье является классическим примером, подтверждающим концептуальное единство научно-практического аспекта классической науки.

Наступивший период Просвещения выдвигает науку на передовые позиции в общественной жизни. Известные мыслители данного периода (Ф. Вольтер, К. Гельве­ций, Д. Дидро и др.) считают своим долгом популяризацию новых научных зна­ний. В петровской России получить дворянский титул кроме традиционного способа – нахождения на военной и государственной службе – стало возможным за вклад в развитие науки. Культ науки и разу­ма становится преобладающим настроением «прогрессивной общественности».

 


[1] См., напр.: Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учебное пособие. М., 2005;Соломатин В.А. История науки: Учебное пособие. М., 2003;Философия социальных и гуманитарных наук: Учебное пособие для вузов /Под общ. ред. проф. С.А. Лебе­дева. М., 2006.

[2] См.: Египетская мифология: Энциклопедия. М., 2002;Мертц Б. Древний Египет: храмы, гробницы, иероглифы. М., 2004.

[3] См.: Геродот. История: В 9 кн. Л., 1972; Плутарх. Из трактата «Об Исиде и Осирисе» //ВДИ. 1977. № 3.

 

[4] Греческое слово «фюзис» в латинском языке соотносится с категорией «natura» и обозначает природу. Поэтому физика и натурфилософия являются родствен­ными понятиями, обозначающими комплексную отрасль знаний человека о природе.

[5] Подробнее см.: Философия /Под общ. ред. Б.И. Каверина. М., 2004. С.36-37.

[6] Данный аспект творчества Платона рассмотрен В.Ф. Асмусом в одном из разделов его фундаментального труда по античной философии – «Теория «идей», космология и пифагорейское учение о числах». (См.: Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2001. С.223-228).

 

[7] Выдержки из данных работ приведены в различных хрестоматийных сборниках и монографиях современных авторов об Аристотеле (См., например: Антология мировой философии: Античность. М., Мн., 2001. С.343-468; Зубов В.П. Аристотель. М., 1963).

[8] Следует исторически адекватно воспринимать значение термина «схоластика». В контексте средневековой преднауки схоластика была рационалистическим, интеллектуальным направлением. Она опиралась на своеобразные стандарты поиска доказательного, досто­верного знания. При этом аристотелевская логика служила научным инструментом доказательства основ христианства. Более того, схоластика была связана со строгой логической процедурой получения нового знания, а также способствовала разработке основ средневековой онтологии.

[9] См. подробнее: Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники до середины XV в. М., 1993.

[10] См. подробно: Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.

[11] См.: Гайденко В.П. Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. Общие принципы и учение о движении. М., 1989.

[12] См.: Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма //Вопросы фи-лософии. 1989. № 3.

[13] Само название течения номинализма, одним из основателей которого являлся У. Оккам, происходит от лат. nomen – «имя». В философском смысле средневековых научных дискуссий о реальности общих, абстрактных и частных, конкретных понятий номиналисты признают реальность последних, что не могло не вызвать шквал критики представителей официального богословия, отстаивающих позиции реальности Бога, являющегося с логической точки зрения понятием высшей степени обобщения.

[14] Понятие, обозначающее период ускоренного, скачкообразного развития и качественной перестройки науки. Этот период занимает около 140 лет: с 1543 г. (публикация работы Н. Коперника «Об обращении небесных сфер») по 1687 г. (работа И. Ньютона «Математические начала на­туральной философии»). (См.: Кирсанов В.С. Научная революция XVII в. М., 1987).

[15] См.: Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. С.41-68.