Пример основных задач учета материально – производственных запасов.
1.Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности, что включает формирование информации:
ü формирование фактической себестоимости запасов;
ü правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
ü о наличии и движении материально – производственных запасов;
ü о состоянии материально – производственных запасов;
ü о стоимости (цене) материально – производственных запасов;
ü об источниках приобретения;
ü о порядке использования;
ü о потребности в материально – производственных запасах.
2.Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. Для контроля, за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами, что предполагает предоставление информации через различную отчетность:
ü менеджерам всех уровней организации (снабженческо-сбытовому, финансовому, производственному через внутреннюю отчетность;
ü всем пользователям через финансовую, статистическую отчетность;
ü партнерам по бизнесу.
3.Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости, что предполагает:
ü контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
ü контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
ü своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
ü проведение анализа эффективности использования запасов.
ü анализ эффективности использования материально – производственных запасов;
ü анализ состояния запасов;
ü анализ цен на материально – производственные запасы.
- Система нормативно-правового регулирования финансового учета в России.
Система нормативно - правового регулирования финансового учета в РФ включает
1. Систему управления учетом или регулирование бухгалтерским учетом в РФ;
2. Систему нормативно – правовых документов, утверждаемых органами управления учетом.
Система управления учетом или регулирование бухгалтерским учетом в РФ определяется ФЗ -129 «О бухгалтерском учете", где ст.5. ФЗ-129 «О бухгалтерском учете»:определяет , что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации:
а)планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
б) (ПБУ) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности;
в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.
В планах счетов бухгалтерского учета, других нормативных актах и методических указаниях должна предусматриваться упрощенная система бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а также для коллегий адвокатов и адвокатских бюро.
Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов Российской Федерации.
3. Организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Ст.6.. ФЗ-129 «О бухгалтерском учете» , определяет, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое гл. бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
3. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Ст.7. ФЗ-129 «О бухгалтерском учете» , определяет основные функции главного бухгалтера.
Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации и , контроль за движением имущества и выполнением обязательств)
Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
В системе регулирования учетом в Российской Федерации, в основных документах по реформированию учета, определены изменения в направлении перехода к негосударственному регулированию.
Методологический совет по бухгалтерскому учету при Минфине РФ "О концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2004 - 2010 гг.)* рекомендовал считать нецелесообразным создание нового специального органа по нормативному регулированию бухгалтерского учета в России. Вместе с тем просить Минфин России активнее привлекать к работе по реформированию бухгалтерского учета в России и подготовке проектов соответствующих нормативных документов представителей профессиональных объединений бухгалтеров и аудиторов и других заинтересованных лиц.
В связи с этим считать целесообразным создание при ИПБ России и других профессиональных организациях общественных советов по наиболее актуальным вопросам развития бухгалтерского учета.
В Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2004г в п. 2.3. «Изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности» записано:
Развитие системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели, которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели - разумное сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества (профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Российской Федерации. Регулирование бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации и целенаправленность развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также преемственность.
К ведению органов государственной власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры одобрения МСФО и введение их в действие на территории Российской Федерации;
г) организация разработки и утверждение российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
д) государственный контроль соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
ж) взаимодействие с межгосударственными и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
К ведению профессионального сообщества должны быть отнесены:
а) представление и защита интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) участие в разработке или инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также разъяснений их;
г) профессиональная общественная экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Российской Федерации;
д) разработка и распространение методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера) в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности.
В Проект е ФЗ «О бухгалтерском учете» редакции 2009 г* ст.21. «Субъекты регулирования бухгалтерского учета» определено:
1. Государственное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляют уполномоченный федеральный орган, а также иные органы, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет.
2. Негосударственное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации осуществляют саморегулируемые организации, в том числе предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета и включенные в установленном порядке в соответствующие государственные реестры саморегулируемых организаций, их ассоциации и союзы, а также иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее – субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета). Система нормативно – правовых документов, утверждаемых органами управления учетом предполагает характеристику уровней нормативного регулирования и, как правило, характеризуется четырьмя уровнями.
Уровни нормативного регулирования учетом были представлены в варианте Проекта Федерального закона "О бухгалтерском учете" редакции 2005г.** в ст..3 «Система нормативного регулирования бухгалтерского учета» (см. схему 7) и ст..20. Проекта ФЗ "О бухгалтерском учете" редакции 2009г. «Документы в области бухгалтерского учета».
1. К документам в области бухгалтерского учета, используемым на территории Российской Федерации, относятся:
1) национальные стандарты (приложение 2);
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Уровень | Документы |
1) Нормативных правовых акты, составляющие законодательство РФ о бухгалтерском учете; | К документам первого уровня относятся: настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, указы Президента РФ постановления Правительства РФ |
2) Иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета в РФ | Документы второго уровня включают положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и иные нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования к бухгалтерскому учету, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом или ЦБ РФ |
3) Нормативные технические документы по бухгалтерскому учету в РФ | Документы третьего уровня включают методические рекомендации, отраслевые нормативные документы, документы, определяющие технику ведения учета, разрабатываются и утверждаются саморегулируемыми профессиональными объединениями, которым настоящим федеральным законом предоставлено право регулирования бухгалтерского учета на основе и в развитие документов первого и второго уровня. Документы третьего уровня не должны противоречить нормативным документам первого и второго уровня. |
4) Рабочие документы организации, регулирующие бухгалтерский учет конкретной организации. | Документы четвертого уровня включают рабочие планы счетов, учетную политику предприятия, порядок документооборота и иные рабочие документы, которые утверждаются руководителем организации. Документы данного уровня разрабатываются исходя из специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов. Документы четвертого уровня не должны противоречить нормативным документам первого, второго и третьего уровней. |
Схема 7. Уровни нормативного регулирования учетом
в Российской Федерации.
В обобщенном варианте можно представить четырехуровневую систему нормативного регулирования учетом в Российской Федерации на схеме 8.
Уровень | Документы |
I уровень – законодательный | Конституция РФ, Граждански и НК РФ, Федеральные законы, Указы Президента, Законы субъектов Федерации и местных органов власти. С подписанием международных конвенций к этому уровню относятся и международные конвенции |
II уровень – нормативный | Правительственные положения по вопросам учета: Положение о составе затрат, положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ, МСФО), и т д. (План счетов хозяйственно-финансовой деятельности не является нормативным док с2001г.). |
III уровень – методический | Нормативные акты, иные, чем положения, инструкции: методические указания, методически рекомендации (интерпретации к МСФО), инструкции и комментарии к законам и кодексам |
IV уровень - организационный | Приказ (распоряжение) об учетной политике организации (предприятия) и утверждаемые к ней документы (см п.4. ПБУ 1/08).(Рабочий План счетов хозяйственно-финансовой деятельности является нормативным док с2001г.). |
Схема 8. Четыре уровня нормативного регулирования учетом в РФ
Перечень национальных стандартов учета РФ ПБУ (РСБУ) приведен в приложении 2.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" Пр. Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н (с изм. от 7 мая 2003 г.) приведен в приложении 3.
- Пользователи информации бухгалтерского финансового учета.
В ст.1. ФЗ -129 «О бухгалтерском учете» по определению задач учета, по сути, определены и его пользователи: как внутренние пользователи (руководители, учредители, участники и собственники имущества организации) так и внешние (инвесторы, кредиторы и другие пользователи).
Всех пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две (три) группы:
1. внутренние пользователи,
2. внешние пользователи: 2.1.) с прямым финансовым интересом, 2.2) с косвенным финансовым интересом.
К первой группе относится администрация организации, которую представляют совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Это одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников и первых руководителей больше всего интересует прибыль организации, менеджерам, скорее всего, понадобится информация о достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.д.
Ко второй группе внешних пользователей с прямым финансовым интересомпользователей относятся реальные (сегодняшние) и потенциальные инвесторы, банки, поставщики и другие кредиторы, которых интересует информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности с целью сделать выводы о финансовых перспективах в будущем, о ликвидности и платежеспособности организации.
Ко второй группе внешних пользователей с косвенным финансовым интересом. (третьей группе) относятся налоговые органы, казначейство, КРУ Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, ПФР, ФСС, органы планирования экономики, фондовые биржи, работники профсоюзов, консультанты, потребители.
В Концепции 1997г. раздела 3. «Цель бухгалтерского учета» дана характеристик пользователей и их и интересов.
3.1. В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.
3.2. В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.
Информация, сформированная исходя из этой цели, отвечает общим потребностям большинства заинтересованных пользователей. Это, однако, не означает, что в бухгалтерском учете формируется вся информация, которая может оказаться необходимой и достаточной для заинтересованных пользователей при принятии решений.
3.3. Заинтересованными пользователями информации, формирующейся в бухгалтерском учете, считаются лица, имеющие какие-либо потребности в информации об организации и обладающие достаточными познаниями и навыками для того, чтобы понять, оценить и использовать эту информацию, а также имеющие желание изучать эту информацию.
Заинтересованными пользователями могут быть реальные и потенциальные инвесторы, работники, заимодавцы, поставщики и подрядчики, покупатели и заказчики, органы власти и общественность в целом.
3.4. Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:
1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;
2) работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;
3) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;
4) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;
5) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;
6) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения;
7) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.
Взаимосвязь пользователей бухгалтерского учета и видов учета представлена на схеме 9.
Пользователи учётной информации | Виды учёта |
1).Менеджеры организации | 1. Производственный (бухгалтерский управленческий) учет |
1) инвесторы и их представители 2) работники и их представители 3) заимодавцы 4) поставщики и подрядчики 5) покупатели и заказчики 6) органы власти 7) общественность в целом | 2. Финансовый (бухгалтерский управленческий) учет |
1) менеджеры организации 2) органы власти | 3. Налоговый (бухгалтерский управленческий) учет |
Схема 9. Взаимосвязь пользователей и видов бухгалтерского учета.
- Обусловленность организации учета в экономическом субъекте спецификой его деятельности и требованиями пользователей информации.
Организация учета в экономическом субъекте определяется системой бухгалтерского учета, которая зависит от модели построения учета с учетом регулирования учетом.
Международные моделеи или системы бухгалтерского управленческого (хозяйственного) учета представлены на схеме 10
Государственное регулирование учетом | Негосударственное регулирование учетом через профессиональные организации |
Европейская (континентальная) | Англо (Британо) – американо - саксонская |
1.Французская 2.Германская | 1.США |
3. Итальянская 4.Немецкая | 2.Великобритания |
5.коммунистическая | |
6. Россия → согласно Концепции реформирования Учета в РФ 0т 01.06.2004г о признании профессиональных сообществ и распределении → приближение к системе Англо(Британо) - американо - саксонской |
Схема 10.Международные системы учета на межгосударственно уровне(с учетом системы управления или руководства учетом)
Моделеи или системы бухгалтерского управленческого (хозяйственного) учета на государственном уровне, с учетом их роли для развития экономики, представлены на схеме 11.
Учет для бухгалтерской финансовой отчетности (финансовый учет) | Учет для бухгалтерской налоговой отчетности (налоговый учет) | Учет для бухгалтерской статистической отчетности (статистический учет) |
Для всех пользователей: внешних и внутренних пользователей. | Не для всех пользователей: внешних (информация для государственных органов управления и в неполном составе для других внешних пользователей) и внутренних пользователей. |
Схема 11. Государственные модели или системы учета по видам представляемой отчетности (с учетом государственного распределения функций управления учетом)