II. Упражнения и задачи

1. Хотели бы вы жить в обществе, в котором нет больше производства (металлургического, химического, автомобильного и т.д.), уничтожающего природу, единственным видом транспорта является велосипед и лошадь, - зато есть чистый воздух и чистая вода? Почему?2. С какого момента человек становится культурным: 1. когда научился вести себя в обществе, соблюдать все правила приличия? 2. когда получает образование или профессию? 3. когда сам становится способным развивать культуру дальше, создавая культурные продукты? Ответ аргументируйте.3. Кто является более нужным для культуры – знаменитый физик, работающий над усовершенствование атомной бомбы, или никому не известная деревенская старуха, знающая все травы, все рецепты лекарств и снадобий, все народные приметы и старинные песни и обучающая этому своих детей и внуков?4. Можно ли быть человеком цивилизованным, но не культурным? И, наоборот, - культурным, но не цивилизованным? Дайте развёрнутый ответ.

III. Тестовый контроль знаний

Вариант I

1. Философия культуры – это раздел философии, исследующий:

а) сущность и значение культуры;

б) культурное творчество человечества;

в) нравственную культуру;

г) проблемы человека и религии

2. Культура – это искусственное (созданное людьми) – так считали в:

а) Древней Греции;

б) Древнем Риме;

в) Средние века;

г) эпоху Возрождения;

д) XVII – XVIII вв.

3. Культура – это творческая (преимущественно художественная) деятельность человека – так считали в:

а) Древней Греции;

б) Древнем Риме;

в) Средние века;

г) эпоху Возрождения;

д) XVII – XVIII вв.

4. Соотнесите элементы культуры:

1) материальная культура;

2) духовная культура

а) моральные нормы; б) ювелирные изделия; в) архитектура; г) архитектура; д) средства производства; е) предрассудки; ж) анекдоты; з) философия; и) наука; к) политические доктрины; л) фольклор; м) язык; н) ораторское искусство; о) технология; п) образование; р) этика.

Что такое эскапизм?

а) опора массовой культура на эмоции, коллективное бессознательное

б) быстродоступность, быстрозабываемость произведений массовой культуры;

в) стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий, фантазий в ситуации кризиса, бессилия;

г) ориентированности на гомогенную аудиторию

6. Целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей, внешнего вида, языка, художественного творчества:

а) элитарная культура;

б) субкультура;

в) контркультура;

г) массовая культура

7. Молодёжная группа, не нуждающаяся в специальной субкультуре для решения своих социальных проблем:

а) делинквентная;

б) культурные бунтари;

в) нормальная;

г) политически активная молодёжь

8. Контркультура – это:

а) частный случай культуры, имеющий ярко выраженный оппозиционный характер к общепризнанным духовным ценностям и более всего к господствующему типу официальной культуры;

б) целостная культура определённой социальной группы людей внутри «большой» национальной культуры, состоящая из устойчивых норм, ритуалов, особенностей, внешнего вида, языка, художественного творчества:

в) совокупность явлений XX века, характерных для экономики управления, досуга, общения и особенно для сферы художественной культуры;

г) культура ориентированная на особую группу людей, обладающих высокой восприимчивостью к новому, оригинально-неожиданному в искусстве, науке, философии

9. А.Тойнби считал, что цивилизация - это:

а) синоним понятия «культура»;

б) антипод культуры;

в) упадок культуры, этап её вырождения и умирания;

г) конкретный исторический тип общества

10. Соотнесите смысл понятия «цивилизация» и мыслителей, представляющих данное мнения:

1) синоним понятия «культура»;

2) антипод культуры;

3) упадок культуры, этап её вырождения и умирания;

4) конкретный исторический тип общества

а) А. Тойнби; б) О. Шпенглер; в) Н. Бердяев; г) Ф. Шеллинг; д) Н. Рерих


Вариант II