II. Упражнения и задачи

1. Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т. д. и т. п. Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”. Первые делают акцент на силе разума, а вторые — на его бессилии. Кто из них прав? — Дайте развернутый ответ.

2. Если чайную ложку опустить в стакан с водой, то она окажется (покажется) сломанной. Означает ли это, что наше зрение и органы чувств вообще обманывают нас и им нельзя доверять? Представители какого направления в философии не доверяют показаниям органов чувств?


III. Тестовый контроль знаний

Вариант I

Что служило моделью построения мира в период Нового времени?

а) механика;

б) человек;

в) идея;

г) метафизика

2. Религиозно-философская доктрина, которая признаёт Бога как мировой разум, сконструировавший целесообразную «машину» природы и давший её законы и движение, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы:

а) пантеизм;

б) деизм;

в) механицизм;

г) мистицизм

3. Основатель эмпирического направления в философии Нового времени:

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Т. Гоббс;

г) Б. Паскаль

4. Направление философии Нового времени, считающее основой познания данные, полученные методом сбора различных фактов, данных, наблюдений:

а) эмпиризм;

б) прагматизм;

в) рационализм;

г) иррационализм

5. Идеальный способ познания, согласно Ф. Бэкону:

а) «путь муравья»;

б) «путь пчелы»;

в) «путь бабочки»;

г) «путь паука»

6. Мыслитель XVII века, основоположник рационализма и дедукции:

а) Ф. Бэкон;

б) Р. Декарт;

в) Т. Гоббс;

г) Б. Паскаль

7. Метод рассуждения от общего к частному:

а) умозаключение;

б) дедукция;

в) суждение;

г) индукция