Геометрические фигуры на плоскости
Основными геометрическими фигурами на плоскости являются точка и прямая. В работе с дошкольниками применяются эти термины и необходимо научить детей понимать задания, узнавать фигуры и изображать их.
Примеры для дошкольников:
- прямая чертится острым карандашом по линейке;
- точка ставится одним движением, без рисования кружка;
- поставь точку, отсчитай три клетки вправо, поставь другую точку, проведи через них прямую линию.
Основными свойствами точек и прямых считают следующие:
- существуют точки, принадлежащие и не принадлежащие прямой;
- через две различные точки можно провести единственную прямую;
- две различные прямые либо не пересекаются, либо пересекаются в одной точке.
Дошкольники, знакомясь с различными линиями, выделяют прямую по ее свойствам.
Например: Вопросы детям:
1) «Какая дорога от леса до дома короче?» (Рис.45.)
2) «Поросята живут в домиках, расположенных на берегах реки. Они не умеют плавать. Кто из поросят может пойти в гости друг к другу?» (Рис.46.)
А
В С
Рис. 45 Рис. 46
Дети выясняют, что:
а) кратчайшее расстояние между двумя точками – это часть прямой;
б) через две точки можно провести единственную прямую;
в) по отношению к прямой точки могут находиться «по одну сторону от нее» и «по разные стороны» (прямая делит плоскость на две полуплоскости).
Линии бывают замкнутые (рис.47) и незамкнутые (рис.48).
Рис. 47 Рис. 48
Замкнутая линия делит плоскость на внешнюю и внутреннюю области. Дети рано усваивают, что значит «внутри» и «вне».
Например, это происходит при выполнении заданий на закрашивание фигур (внутренней области).
Геометрические фигуры, с которыми знакомятся дошкольники (круг, квадрат, треугольник,...), представляют собой замкнутые линии с их внутренней областью. Границей многоугольников, является ломаная линия, которая состоит из отрезков.
Отрезок – часть прямой, которая состоит из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными точками, называемых концами отрезка.
Ломаная – линия, состоящая из отрезков А1 А2, А2 А3, А3 А4, ..., Аn-1 Аn, соединенных последовательно концами. Эти отрезки называются звеньями ломаной. Точки А1,А2, А3, А4, ...,Аn , - вершинами ломаной. Точки А1, Аn - концами ломаной (рис.49).
А4
А2 Аn-1
А1 А3 Аn Рис. 49
Если концы ломаной совпадают, то ломаная является замкнутой. Ломаная без самопересечения называется простой (рис. 50).
Замкнутые Незамкнутые
простые
Рис. 50
Дошкольники часто используют ломаные линии при рисовании, выкладывании полосок, палочек и т.п. Например, это происходит при выполнении такого задания:
Имеются модели реки, островков,
мостиков. Ребенку надо «помочь зайчику
перебраться на другой берег» (рис.51).
Рис. 51
Многоугольники, круг
Многоугольник – простая замкнутая ломаная. Ее звенья – стороны многоугольника. Ее вершины – вершины многоугольника.
Плоский многоугольник – это фигура, состоящая из многоугольника и его внутренней области.
Выпуклый многоугольник лежит в одной полуплоскости относительно любой прямой, содержащей его сторону (рис.52).
Выпуклый Невыпуклый
Рис. 52
Дошкольники часто в своей работе закрашивают фигуры, поэтому для них естественно называть многоугольником плоский многоугольник. Дети имеют дело с выпуклыми и невыпуклыми многоугольниками (рис.53):
Рис.53
Многоугольники классифицируются по числу сторон или углов: треугольники, четырехугольники, пятиугольники,.... На плоскости углы различают :
- линейные, состоящие из точки (вершины) и двух полупрямых (сторон), исходящих из этой точки (рис.54);
- плоские, состоящие из линейного угла и частью плоскости
между его сторонами (рис.55).
Рис.54 Рис.55
Задание 24.
Какой геометрической фигурой является:
а) вершина многоугольника;
б) сторона многоугольника;
в) вершина угла;
г) сторона угла.
В работе с дошкольниками под углом подразумеваем плоский угол. Дети, знакомясь с треугольником, квадратом и другими многоугольниками, учатся показывать и считать их углы и стороны.
Например, при знакомстве с треугольником может происходить такая беседа:
- Как называется эта фигура?
- Почему она так называется?
- Что еще есть у треугольника?
- Сколько сторон?
Вывод: «Треугольник – это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла».
Это, конечно, не строгое математическое определение, но доступный детям вывод, который помогает познакомить их с различными видами треугольников.
Равносторонний треугольник – треугольник, у которого все стороны равны.
Равнобедренный треугольник – треугольник, у которого две стороны равны.
Если объяснить детям классификацию углов, то можно познакомить их с остроугольным (все углы острые), тупоугольными (один угол тупой), прямоугольными (один угол прямой) треугольниками.
С градусной мерой углов дошкольников не знакомят, но можно смоделировать прямой угол при помощи перегибания листа бумаги, а тупой и острый дать в сравнении с прямым.
Приобретенные знания позволяют детям давать характеристику геометрических фигур:
1) «Квадрат – это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла, все стороны равны по длине, все углы прямые».
2) «Прямоугольник – это фигура, у которой 4 стороны и 4 прямых угла».
3) «Четырехугольник имеет 4 стороны и 4 угла».
В геометрии эти понятия определяются последовательно через род и видовое отличие:
Четырехугольник – это многоугольник, у которого 4 угла.
Параллелограмм – это четырехугольник, у которого противоположные стороны параллельны.
Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Дошкольники не изучают явных определений (а только узнают, различают, называют фигуры и знакомятся с некоторыми их свойствами). Кроме многоугольников дошкольников знакомят с кругом.
Круг – это фигура, состоящая из всех точек плоскости, расстояние от которых до данной точки не больше заданного. Данная точка называется центром круга, а заданное расстояние – радиусом.
Круг можно определить как фигуру, состоящую из окружности и ее внутренней области.
Окружность – это множество точек плоскости, равноудаленных от заданной точки.
Дошкольники характеризуют круг в сравнении с многоугольником. («У круга нет углов, нет сторон»). Окружность называют «границей круга», а центр – «серединой круга».
Часто в детском саду употребляют термин «овал». Такой геометрической фигуры не существует. Есть фигура – эллипс, но его рассматривать вряд ли целесообразно из-за сложности построения.