Исправление хитизма и парахитизма

Вобоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произношение хис­ходя из звука ки сопровождая артикуляцию придыханием. Ре­зультатом должна быть своеобразная язычно-задненёбная аффри­ката, нечто вроде кх.В дальнейшем остается лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить полученную артикуляцию упражнением.

Если такой прием не приведет к цели, следует воспользовать­ся другим. Он заключается в постановке хот смеханическим спо­собом, аналогичным тому, с помощью которого ставится к от т (см. выше). Ребенка побуждают произнести слог са, протягивая со­гласный звук — ссса. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка и удерживание ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получается нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превращению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха.

 

Недостатки произношения звука г

вобщем аналогичны рассмот­ренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних слу­чаях вместо г слышится гортанный щелчок, в других — южнорусский г, представляющий собой как бы озвонченный х, в третьих — гортан­ный, звонкий фрикативный звук, образуемый сближением и вибраци­ей голосовых складок (украинский звук г).

Встречается также — чаще у детей дошкольного возраста — парагаммацизм в виде замены г звуком д(«дуси», «рода» вместо гуси, рога).

Если ребенок правильно произносит звук к(изначально или в результате исправления каппацизма),то первая попытка устране­ния гаммацизмадолжна состоять в показе и объяснении отличия звука г от его глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать ему возможность ощутить вибрацию гортани и движение передней стенки глотки, которое возникает под давлением воздуха, скапливающегося в ней до взры­ва воздуха.

Можно взять в качестве аналогов такие пары слогов, как афа-ава, аса-аза, аша-ажа, ana-аба, ата-ада, и на этой основе получить пару ака-ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за лого­педом, контролируя и у себя и у него звонкость парных фонем с помощью руки, приложенной к шее.

Если описанные приемы не приведут к цели, следует восполь­зоваться механическим способом постановки звука гот д, аналогич­ным тому, который был указан выше для постановки кот т. На этот раз слог да последовательно преобразуется в слог дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).

За первичной постановкой звука гследуют упражнения на ма­териале слогов, слов и фраз, которые в случае парагаммацизма, вы­ражающегося в замене звука гна д, должны быть направлены как на закрепление звука, так и на его дифференциацию с прежним заменителем.

 

Недостатки произношения звукаj (й)

встречаются преимущест­венно у дошкольников и состоят обычно в его замене звуком л' («ляблоко», «обезляна», «трамваль» вместо яблоко, обезьяна, трам­вай; «лёжик», «ружлё» вместо ёжик, ружьё; «любка», «игралю» вместо юбка, играю).

Исправление недостаткав простейших случаях может быть до­стигнуто путем временной замены звука j (й) гласным и. Ребенку предлагают произнести сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аи, ои и др., несколько протягивая фонему и. Так же произносятся прос­тейшие слова с восходящими и нисходящими дифтонгами: иа иаблоко; ио иожик; аи — играй; ои -стой и т. п. Далее вводят более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут. Наконец, следу­ют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и др.

Постепенно.длительность гласного исокращается, и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно восполь­зоваться механическим способом постановки j (й) от з, аналогично тому, как х ставится от с(см. выше), но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап работы. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласный звук) и нажимают шпателем на самую переднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'аи ж'а. Затем шпатель продвигают несколько глубже, пока не послышится четкое (рис. 10).

Подобным же образом из сочетания аз аполучается aja.

Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе получаются слоги jo(е), jy(ю),jэ (е), аё, аю, ае и т. п.