Узел заднего подшипника компрессора.
Рис. 4.
Задний подшипник 5 (рис. 4) компрессора — шариковый, радиально-упорный, с разъемной внутренней обоймой. Кроме радиальной нагрузки, шарикоподшипник воспринимает суммарную осевую нагрузку, действующую на ротор двигателя и равную разности осевых сил от роторов компрессора и турбины. Наружная обойма шарикоподшипника устанавливается в корпусе камеры сгорания и зажимается гайкой 2 между форсуночным кольцом 4 и лабиринтной втулкой 6. Гайка контрится сухарем 1, крепящимся к ней двумя винтами 13. '
Шарикоподшипник смазывается маслом, подаваемым под давлением из масляной магистрали двигателя через три отверстия диаметром 1 мм в форсуночном кольце. Из полости шарикоподшипника масло стекает в маслосборник камеры сгорания и по трубопроводам откачивается масляным насосом.
Узел заднего подшипника снабжен лабиринтным уплотнением, состоящим из втулок 8, 10 и лабиринтного кольца 9 и уменьшающим перетекание воздуха из-за компрессора в масляную полость корпуса камеры сгорания.
Воздух, просачивающийся через уплотнение, стравливается из полости 14 через каналы 7 и трубопроводы в реактивное сопло двигателя.
Лабиринтное уплотнение, состоящее из втулки 6 и лабиринтных колец И и 12, предотвращает утечку масла из полости шарикоподшипника, чему способствует наличие незначительного избыточного давления воздуха в полости 14 и наличие маслоотражательного кольца 3.
Гребешки лабиринтных колец, вращаясь с ротором компрессора, работают по легкосрабатываемому покрытию, нанесенному на втулки 6, 8 и 10. В рабочем положении радиальные зазоры по поверхностям уплотнений приближаются к нулевым.
Торцы лабиринтной втулки и форсуночного кольца, сопрягающиеся с наружной обоймой шарикоподшипника, во избежание выработки азотируются.
Для защиты от коррозии детали узла заднего подшипника оксидируются. На поверхностях, расположенных под слоем легкосрабатываемого покрытия втулок 6, 8 и 10, имеется специальная винтовая нарезка.
Опора турбины.
Роликовый подшипник, наружная обойма которого устанавливается в корпусе камеры сгорания. Рис. 5.
Посадочный поясок под подшипник изготовлен по первому классу точности, на пояске выполнены продольные пазы с целью уменьшения поверхности контакта с внутренней обоймой подшипника. В передней части пояска имеется резьба под гайки крепления внутренней обоймы подшипника и лабиринтных колец.
Передний носок вала имеет внутренние эвольвентные шлицы, посредством которых соединяется со шлицами заднего вала компрессора.
2-й учебный вопрос. Назначение реактивного сопла двигателя АИ-24. Основные конструктивные элементы реактивного сопла.
Сопло — профилированный канал (насадок), служащий для разгона рабочей среды (газа, жидкости) посредством преобразования её внутренней (тепловой) энергии и потенциальной энергии давления в кинетическую.
Реактивное сопло (рис. 6) представляет собой сварную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего кожухов, соединенных между собой тремя стойками 2. К, цилиндрическому наружному кожуху приварены фланцы 3 и 6, двенадцать фланцев для постановки сдвоенных термопар, манжеты 5 с воротниками, в которые вставлены стойки, а также коробки суфлирования с фланцами через которые в газовый тракт отводится воздух от центробежного суфлера и залаби- ринтных полостей уплотнений заднего под шипника компрессора и подшипника турбины. Стойки с помощью манжет приварены к внутреннему кожуху 7. К фланцу 8 внутреннего кожуха крепится стекатель с суфлирующим отверстием на срезе. С передней стороны полость внутреннего кожуха закрыта стенкой 1.
Рис. 6.
1 — стенка внутреннего кожуха сопла, 2 — стойка, 3—фланец крепления реактив ного сопла к статору турбины , 4—горловина, 5 — усилительная манжета, 6 — фланец газоотводящей трубы к реактивном у соплу, 7—внутренний кожух 8 — фланец крепления стекателя к реактивном у соплу.