Постановка шипящих звуков

Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубный, призубный, боковой и носовой), могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ).

Кроме того, часто шипящие звуки заменяются свистящими, например звук ш— звуком с, звук ж — звуком з, звук ч — звуком ц, звук щ — звуком с'. Такая замена называется свистящим с и г м а т и з м о м.

1. Отсутствие звуков ш, ж, ч, щ

 

Звук ш

Подготовительный этап. Начиная работу над шипя­щими звуками, нужно проверить, умеет ли ребенок поднимать кончик языка за верхние зубы и может ли делать язык широким (распластывать его). Если эти движения затрудняют ребенка, их отрабатывают.

Чтобы сформировать умение держать язык широким, свобод­но распластанным, ребенку предлагают положить его на нижнюю губу, затем слегка пошлепать губами, как бы произнося звуко­сочетания пя, пя, пя.

Затем воспитывают умение загибать широкий язык кверху в форме ложечки. Для этого лучше всего, слегка высунув широ­кий язык, показать, как его передний край может прижиматься к верхней губе. Если движение у ребенка не получается, вос­питатель подкладывает ему под кончик языка ручку чайной лож­ки и, подняв, прижимает к верхней губе.

Усвоив движение, ребенок может повторять его при широко открытом рте, постепенно убирая язык за верхние зубы. Держать язык во рту нужно на весу, не прикасаясь кончиком к нёбу.

Постановка звука. После того как ребенок научится распластывать язык и загибать его вверх, логопед предлага­ет ему: «Приоткрой рот, подними широкий язык за верхние зубы, как я. А теперь подуй на язык. Слышишь, как зашумел ветер?» (Воздух, проходя через небольшую щель между передним краем языка и нёбом, образует шум, напоминающий шипящий звук.)

Бывает, что ребенок дует со звуком х, тогда струя рассеива­ется, звук получается нечетким, искаженным. В этом случае ему надо сказать: «Подуй на кончик языка со звуком с». Выработка правильного звука штребует многократного повторения и исполь­зования при этом различных образов (шумит ветер, шипит гусь, выходит воздух из лопнувшего шара и т. п.).

Игровая форма объяснения в сочетании с показом быстро сосредоточивает внимание ребенка. Постепенно, под контролем логопеда он начинает выполнять требуемые движения (сбли­жать зубы и слегка выдвигать губы вперед) и правильно произно­сить звук ш.

Нужно помнить, что, ставя звук, не следует никогда назы­вать его ребенку, чтобы не вызвать у него привычное непра­вильное произношение.

Автоматизация звука. Логопед рисует в тетради ребенка объекты, в названиях которых звук ш находится в на­чале слова: шалун, шинель, шина, шипы, шиповник, шило, шоколад, шея, шуба, шумовка, шайба, шахматы, шавка, шампунь, шапка, шов, шкаф, шлем, шлюпка, шляпа, шпалы, шпагат, штанга, штык; в середине: мышонок, машина, галоши, кошелек, каша, уши, мешок, пушок, кувшин, мишень, капюшон, колышек, пшено, ошейник, ушанка, башня, кошка, вишни, камешки, катуш­ка, подушка, хлопушка, шишка, кадушка, клюшка, пушка; в конце : душ, мышь, ковш, тушь, малыш, ландыш, шалаш, камыш, голыш, клавиш. Ребенок называет эти слова.

После автоматизации звука ш в словах логопед вместе с ребенком придумывает предложения и под его диктовку запи­сывает ему в тетрадь, например: Шалуны шумели и шалили.

Шапка да шубка вот наш Мишутка. Наташа шьет шлем. Миша шагает широким шагом. У Маши в шкатулке шпильки.

Звук ж

После автоматизации звука ш в словах можно ставить звук ж. Вначале ребенку дают возможность ощутить вибрацию голосо­вых складок при произнесении звука ж. Логопед прикладыва­ет тыльной стороной его руку к своей шее спереди. Далее взрос­лый вместе с ребенком произносит звук ш и добавляет голос. Одной рукой ребенок ощущает вибрацию голосовых складок у воспитателя, другой — у себя. Изолированный звук ж закрепляют с помощью звукоподражания (подражание жужжанию жука, пчелы, шмеля и др.).

Для автоматизации звука ж в словах логопед рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых он находится в начале: жаба, жало, жакет, живот, жилет, животное, желудь, жук, желток, жемчуг, желе, жетон; в середине: пижама, ежевика, лужа, манжета, ножи, этажи, лужи, ужи, баклажан, кинжал, лужайка, ножовка, пиджак, снежинка, сапожок, флажок, ежик, дождик, одежда, ножницы, подснежник. Слова, заканчивающиеся на ж, не берутся, так как в этой позиции он оглушается и звучит как ш.

С отработанными словами придумываются предложения и записываются под соответствующей картинкой, например: Жаба жила в луже. Жук жужжит жжж. У Жени жили живые ужи. У Жанны на ужин желе.

Звук ч

Звук ч можно поставить от звука т: при поднятом вверх кончике языка его отодвигают дальше вглубь от верхних рез­цов. Логопед показывает на себе, где находится язык и на­сколько он отодвигается назад. Когда ребенок точно скопирует движения, нужно выдвинуть его губы вперед (нажав на щеки) в то время, когда он будет произносить ть-ть-тъ-ть. В результате получится звук ч. Следует похвалить ребенка («Ты правильно, хорошо сказал, еще повтори). Можно сказать, что этот звук напоминает стрекотание кузнечика («Он высоко прыгает в траве, так же, как прыгает твой язык за верхними зубами. Слышишь, ч — прыгнул, еще раз ч — прыгнул»).

Если по подражанию звук ч поставить не удается, его пра­вильного звучания можно добиться путем слитного произноше­ния звукосочетания тш сначала в медленном, потом в быстром темпе.

Поставленный звук автоматизируют в словах, в которых он находится в конце: ночь, дочь, печь, луч, меч, плач, ключ, калач, спичка, почка, кочка, пачка, птичка, мачта, очки, кисточка, бабоч­ка, удочка, дудочка, веточка, сучок, пучок, бачок, туча, куча, ко­чан, мальчик, пончик, печенье, качели; и лишь потом в начале (если звук не закреплен в предыдущих позициях, в начале слова вместо ч могут слышаться два звука: тш): чай, чек, чулок, чалма, челнок, чепчик, чайка, чайник, чугунок, чучело, чемодан, Чипполино, часы, чеснок, чечевица.

Вместе с ребенком логопед придумывает и записывает предложения со словами на ч. Например: У мальчика дудочка и уточка. Танечка, не плачь, не утонет мяч. Олечка качалась на качелях, а птица качалась на веточке. Девочка пьет чай с пе­ченьем.

Звук щ

Звук щ часто появляется автоматически после того, как будут поставлены звуки ш, ж, ч. Для вызывания щ ребенку нужно пока­зать, что если мы, произнося звук ш, будем передвигать язык вперед, ближе к зубам, будет слышаться звук щ.

Учитывая взаимосвязь в движениях мышц губ и языка, можно попросить ребенка при длительном произнесении ш растянуть губы в улыбку; в это время язык продвигается вперед и слышится звук щ. Полученный звук закрепляют посредством звукоподражаний («Покажи, как шипит яичница на сковородке... Какой звук издает щетка, когда ею чистят вещи» и т. п.).

Для автоматизации звука щ в словах рисуют картинки, в названиях которых он находится в начале слова: щи, щит, щель, щука, щеки, щенок, щегол, щавель, щепки, щетка, щетина, щеколда, щипцы; в середине: вещи, клещи, Кащей, ящик, хищ­ник, площадь, овощи, голенище, удилище; в конце: лещ, клещ, плющ, плащ.

 

Недостатки произнесения шипящих звуков ш и ж можно уст­ранять следующим образом. Логопед предлагает логопату произ­носить звук сив это время, подводя шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы; при таком положении вместо с слышится звук ш, вместо зж. Логопед постепенно приучает логопата удерживать язык в таком положении. При этом, чтобы обеспечить необходимое выдвижение губ, логопед слегка на­жимает на углы его рта. В дальнейшем логопат закрепляет правильное произношение звуков ши ж в слогах, словах и фразах, контролируя при помощи зеркала положение своих губ и языка. Кроме того, он выполняет устные и письменные упражнения на дифференциацию этих звуков и свистящих с и з.

При постановке аффрикаты ч логопед предлагает логопату произносить слог атьив это время, подложив шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних рез­цов. Одновременно логопед слегка нажимает пальцами на углы рта, выдвигая губы вперед. При таком положении языка и губ вместо сло­га ать слышится ач, вместо отьоч, вместо утьуч ит.д. По мере того как логопат закрепляет этот звук всвоем кинестетиче­ском и слуховом представлении, он начинает произносить его самостоятельно (без механической помощи) в обратных и прямых сло­гах, а затем в словах и фразах. Кроме того, необходимы уст­ные и письменные упражнения на дифференциацию этого звука и звуков с и ц.

При постановке звука ш логопед предлагает логопату произно­сить длительно смягченный ш (шьшь) или слог ась и в это время, так же как при постановке звука ч, поднимает шпателем или зондом кончик его языка к верхним альвеолам, отчего получается шьшь или звук ш. Вначале этот звук закрепляют в прямых слогах, затем в обратных, далее в словах и фразах. Кроме того, проводятся устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков щ, с и ш.

Как уже было сказано ранее, при исправлении различных видов сигматизма особое внимание необходимо уделять дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Дифференциацию свистящих и шипящих звуков рекомендуется проводить примерно в такой последовательности: с-з, с-ц, с-з-ц, ш-ж, с-ш„ з-ж, с-ч, ц-ч, с-щ.