Исправление сигматизма различных видов

Для исправления сигматизма могут применяться различные ме­тоды в зависимости от характера недостатка.

1.О т с у т с т в и е звуков с, с', з, з', ц.

Звук с

Подготовительный этап. Прежде чем начать обу­чение произношению звука с, нужно, чтобы ребенок услышал и понял, что он пропускает этот звук. Ребенок не анализирует звуковой состав слова, а воспринимает лишь его смысл и не заме­чает, что пропускает звук.

Подобрав два слова, например Саня и Аня, логопед пред­лагает послушать и показать, кого он назовет. Берет две куклы — девочку и мальчика, говорит: «Эту девочку зовут Аня, а этого мальчика — Саня». (Говоря слово Саня, логопед выделяет звук с, произнося его более длительно.) Затем предлагает повто­рить. Ребенок два раза произносит слово Аня. «Скажи еще раз и послушай внимательно, как ты называешь мальчика. Слышишь? А теперь послушай, как я скажу: Сссаня. Будем учиться про­износить звук с».

Постановка звука. Сначала надо выработать длитель­ную воздушную струю, идущую посередине языка. Для этого логопед предлагает ребенку подуть на слегка высунутый широкий язык. Следит, чтобы язык не был зажат зубами. После того как ребенок освоит умение дуть на высунутый язык, можно переводить язык за нижние зубы, чтобы получить нужную воз­душную струю.

Логопед говорит: «Посмотри, где у меня лежит язык, видны ли зубы. Сделай и ты так же. Открой рот. Улыбнись, чтобы были видны зубы. Широкий язык прижми внизу к передним зубам. Посмотри, как хорошо у тебя получилось! Прикрой рот. Теперь подуем... Видишь, воздух идет. А если на руку по­дуть, то почувствуешь холодную струйку воздуха. (Подносит руку ребенка к его подбородку тыльной стороной.) Теперь отдохни».

Во время паузы нужно приготовить ватный фитилек и на­учить ребенка держать его, приложив к подбородку так, чтобы на него попадала воздушная струя. Если струя воздуха слабая, надо попросить ребенка подуть на ватку сильнее, но чтобы при этом не надувались щеки. Полученную правильную артикуля­цию нужно повторить 5—6 раз, делая паузы, чтобы у ребенка не ослабевало внимание и чтобы он успевал контролировать свои действия.

Если на следующем занятии ребенок не сможет воспроизвести правильную артикуляцию, надо показать ее еще раз.

Полученный звук с ребенок не должен сразу пытаться про­износить в словах. Необходимо, чтобы артикуляция стала для него привычной. Этого можно достичь путем многократного про­изношения изолированного звука, но такое упражнение однообраз­но, скучно. Поэтому вводится элемент игры —логопед пред­лагает воспроизвести свист воздуха, выходящего из насоса, скрип новых сапог и т. п.

Хорошо усвоенный звук ребенок легко будет автоматизировать в словах, фразах, стихотворениях.

Автоматизация звука. Логопед рисует в тетради ребенка картинки, в названиях которых звук с находится в оп­ределенной позиции: в начале слова: сани, совы, солома, сад, сын, сом, суп, сук, сапоги, салют, самокат, сабля, судно, стакан, скала, солонка, стул, скамейка, стол; в середине: оса, бусы, усы, весы, косы, колесо, фасоль, колбаса, лист, куст, мост, паста, маска, каска, доска, леска, хвост, лепесток, капуста; в конце: нос, пес, лес, колос, навес, пояс, овес, фикус, ананас, поднос, глобус, авто­бус, гладиолус, кекс, кактус, компас; а также картинки с двумя звуками с в названиях: сосулька, соска, пылесос, насос, космос в др.

С отработанными словами логопед вместе с ребенком придумывает предложения, проговаривает их, выделяя звук с, и записывает под соответствующей картинкой в его тетради, на­пример: У Сони новые сани. У сосны сухой сук. В саду стоит ска­мейка и др.

Звук с'

После автоматизации звука с вызывают путем подражания звук с'. Эта работа проводится на материале слогов: си, ся, се, сё, сю. При этом логопед просит ребенка шире улыбнуться, так как оттягивая углы рта назад, мы способствуем большему продвижению языка вперед и смягчению звука. После того как будет усвоено правильное произношение слогов, можно перехо­дить к словам. Вначале подбираются слова, в которых звук с стоит первым: сито, сено, сети, село, семена, семь, сифон, седло, сетка, семья, селедка, снег, свет, свисток, стена, слива, сметана, свекла, свинья; затем слова, в которых с' находится в середине: осина, песик, осень, восемь, кисель, осел, десять, василек, лисенок, такси, кости, костюм, гости, сосиски, апельсин, лесенка, велосипед, насекомое, бусинка, беседка, тесемка, письмо; и, нако­нец, слова, которые заканчиваются этим звуком: лось, гусь, карась.

С отработанными словами воспитатель придумывает предложе­ния, например: Сима и Сеня весело смеялись. У Севы в сетях семь сельдей. Степан сеял семена свеклы.

Звук з

Постановка звука з не вызовет трудностей после то­го, как звук с будет хорошо автоматизирован в словах, фразах и коротких стихотворениях. Поставить звук з помогает ощущение рукой вибрации голосовых складок в гортани. Одну руку (тыль­ной стороной) ребенок прикладывает к шее логопеда спереди (сильно прижимать руку не нужно), другой рукой легко касает­ся своей шеи.

Сначала воспитатель произносит звук с, потом плавно пере­ходит на звук з. Повторяет 2—3 раза звуки, после чего ребе­нок произносит их сам. Нужно помочь ребенку сравнить звуки. «Слышишь,— говорит логопед,— с — тихий звук, «голос спит», а з — громкий, «голос проснулся», звонко поет песни».

Добившись правильного произношения звука з, можно при­ступать к его автоматизации в словах: звук находится в нача­ле слова: зубы, запятая, завод, завиток, занавес, зонт, зда­ние, зайка, заколка, зубастый, запонки, замок; в середине слова: мимоза, глюкоза, слезы, гильза, коза, глаза, ваза, тазы, мозаика, азбука, узлы. Слова со звуком з в конце не используются, так как он в этой позиции оглушается и звучит как с.

С отработанными словами логопед составляет предложе­ния, например: У Зои заболели зубы. Запонка закатилась за ва­зу. Лиза забыла у Зои зонт и др.

Звук з'

После автоматизации звука з вызывают путем подражания звук з'. Вначале берутся слоги: зи, зя, зе, зё, зю. Далее переходят к словам в такой последовательности: звук з' находится в начале слова: зелень, земля, зима, земляника, звено, звезда, змея; в сере­дине: мази, полозья, гвозди, вазелин, изюм, бензин, лобзик, лазейка, обезьяна, гвоздика, газета, лезвие, тазик, козел.

С отработанными словами логопед придумывает предло­жения, например: У Зины зимой зябнут ноги. По земле ползет змея. Зина везет зелень козе и др.

Звук ц

Постановка звука ц возможна только после того, как звук с будет исправлен и войдет в речь ребенка.

Звук ц сложный, он состоит из звуков т и с, которые произно­сятся быстро, один за другим. На этой его особенности и построе­на методика. Логопед говорит: «Скажи т, а теперь с, еще раз скажи. Хорошо, молодец, а теперь говори быстро, без переры­ва: тс, тс, тс».

Иногда у ребенка сразу звучит ц, иногда получается сочетание звуков: тэсили тыс. Лучше всего это исправить, показав ребенку, что и т и спроизносятся без перерыва, сразу. Взрослый может поднести руку ребенка тыльной стороной к своему рту, чтобы при быстром произнесении звука ц он ощутил один удар воздушной струи, а не два, как при тэсили тыс.

Автоматизация звука ц начинается с произнесения слов, где он стоит на конце (в этом случае детям легче произносить его более четко, коротко): боец, пловец, палец, танец, певец, пте­нец, заяц, отец, месяц, мизинец, леденец, колодец, младенец, голубец, кузнец, миноносец, гостинец, песец; потом в середине: лицо,яйцо, овца, кольцо, солнце, птица, блюдце, больница, лестница, синица, улица, мельница, певица, бубенцы, мотоцикл, пуговица, единица, гусеница, полотенце, луковица, мыльница. Далее вводят слова, в которых ц находится в начале: цепь, цапля, цветок, цыпленок, цокотуха, цемент, цель.

С отработанными словами логопед придумывает предло­жения, например: Боец целится в цель. Танин отец пловец. Во­лодя молодец, дал Толе леденец и др.

2. При межзубном сигматизме логопед предлагает ло­гопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительный звук с. Если звук спроизносится недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специаль­ным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в та­ком положении, логопед предлагает логопату произносить звук свначале изолированно, а затем в сочетании с гласными а, о, у, ыв прямых и обратных слогах.

Если логопат правильно произносит звук с, ему уже нетрудно овладеть и правильным произношением звуков зи ц.

Для произнесения звука злогопед предлагает логопату во время произнесения звука свключить голос. Для произнесения звука ц он предлагает произносить подряд звуки тис сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваясь тем самым слитного перехода от звука т к с(тс).

Четкое представление о том, что звук ц является составным и при этом единым, спаянным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, уц, где ясно слышится, что звуку спред­шествует взрыв (т).

Многократным сопоставлением слогов ац и асдостигается чет­кая дифференциация простого си составного ц.

3. При устранении г у б н о - з убного сигматизма лого­пед предлагает логопату произносить звук спри раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Если логопат не вос­производит этого движения сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает произносить звук с в этом положении. Затем, когда изолированно звук с звучит уже правильно, логопед приучает логопата произносить этот звук в сочетании с гласными сначала с механической помощью (придер­живая пальцами нижнюю губу), а затем без нее.

4. При призубном сигматизме логопед может приме­нять два приема:

а) легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний
край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким об­разом выход воздуху через зубную щель;

б) предложить логопату держать передний край языка между
нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком по­ложении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на
кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (меж­зубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на расплас­танный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние
резцы. После того как установится правильное произношение звука
с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без
механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференци­ровать его со звуками з и ц.

5. Исправление шипящего сигматизма осуществляется
с помощью приема, указанного в пункте «б» при описании исправ­ления призубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо
отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта.
С этой целью рекомендуется как можно дольше задерживаться на
стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фра­зах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно
постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно
происходит автоматически.

4. При исправлении бокового сигматизма вначале реко­мендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широ­ко распластанным передним краем языка; это первоначальное уп­ражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно вводить слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звук с. Постепенно передний край языка по показу логопеда (в зеркале) или при помощи зонда или шпателя переводится за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении логопата и в его слу­ховом представлении и становится привычным.

5. При устранении носового сигматизма также необхо­димо предварительно работать над формированием правильного
выдоха воздушной струи через середину ротовой полости. С этой
целью требуется проводить такие упражнения, как задувание свечи,
спички, поддувание ватки, дутье на бумажку
и пр. Упражнения
должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении
переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произноше­ния звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот
звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата будет закрепляться навык произнесения звука с на правильном выдохе — воздушную струю онможет ощущать на кончике своего языка, про­сунутого между зубами.

Когда язык окончательно укрепится в этом положении, мож­но постепенно переводить его кончик за нижние резцы, и времен­ное шепелявое произношение заменится правильно артикулируе­мым с.

Применяемый некоторыми логопедами прием — зажим крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма — чаще всего не дает необходимого эффекта.

Так как все перечисленные выше недостатки произношения звука с почти всегда распространяются на произношение звуков зи ц, к исправлению этих звуков следует приступать только после постановки звука с.

Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать прием осязания вибрации гортани, а в дальнейшем, с появлением правильного звучания з, следует больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого зи глу­хого с.