II. Этап формирования произносительных умений и навыков

Цель этого этапа — добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем исполь­зования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий, тактильных и кинестетических ощущений).

Занятия по исправлению дефектов произношения проводят вопределенной последовательности. Все артикуляционные упраж­нения распределяются по следующим видам:

1) постановка звука;

2) автоматизация навыка произношения звука в слогах
(прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных);

3) автоматизация навыка произношения звука в словах;

4) автоматизация навыка произношения звука в предложениях;

5) дифференциация сходных по звучанию или артикуляции
звуков;

6) автоматизация звука в разговорной речи.

Для ведения логопедических занятий нужны зеркало, набор зондов, шпатели, вата, спирт; набор дидактического и иллюстра­тивного материала; индивидуальные тетради для записи домашних заданий, словари, специальная литература, протоколы речевого обследования логопатов.

Постановка звука

 

При постановке правильного произношения звуков пользуются тремя основными способами.

Первый способ — по подражанию, когда внима­ние ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучании данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база для осознанного воспроизведения ребенком звука.Дополнительно используются тактильно-вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука ч или вибрация голосовых складок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагают произнести звук и (педагог контролирует вместе с ним арти­куляцию перед зеркалом), затем сблизить зубы и пустить по языку «ветерок» так, чтобы получился свист. В результате ставится звук с.

(Первый способоснован на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознатель­но пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприя­тие звучания, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала), ощущение рукой струи выды­хаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприя­тием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий).

В практике применяются разнообразные пособия, начиная с простой полоски бумаги, отклоняющейся под действием струи выдыхаемого воздуха, и кончая различными электроакустическими приборами, преобразующими звук или вибрации частей речевого аппарата в зрительные сигналы («ДВИН», виброскоп и др.).

В тех случаях, когда не удается получить нужную артикуляцию по подражанию целиком, приходится сначала довольствоваться воспроизведением отдельных ее элементов. Иногда малоподвиж­ность или недостаточная управляемость речевых органов вынуждает прибегать к целой системе подготовительных артикуляционных упражнений (к артикуляционной гимнастике).

Второй способ — с механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка за верхними зубами, для выработки вибрации кончика языка можно использовать плоскую узкую ручку чайной ложки или шпатель, палец ребенка (предварительно руки следует тщательно вымыть) илитуго набитую ваткой длинную соску. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук с, воспитатель плоской ручкой чайной ложки поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук ш.

(Второй способсостоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на ее основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение. Связанные с оп­ределенным положением или движением речевых органов кинесте­тические раздражения в сочетании с сопутствующими им слуховыми раздражениями закрепляются в коре головного мозга в виде системы следов, что в дальнейшем является предпо­сылкой для активного, произвольного воспроизведения требуемой артикуляции).

Третий способ — смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели — постановки правильного произношения изолированного звука.

При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подго­товки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том м ином случае, ему нужны определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять все намеченное.

(Третий способ— смешанный. При нем механическое воздей­ствие на речевые органы служит для того, чтобы помочь более полному и точному воспроизведению требуемой артикуляции, осуществляемому в основном путем подражания и с помощью словесных пояснений).

Постановка звука — это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее.

Чтобы избежать возврата старых связей, на первых порах не говорят ребенку, какой звук хотят получить, а называет звукоподражание. Например, при постановке звука з педагог, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: «Улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть прикрой рот, сделай узенькую щель, пус­ти по языку длинный «ветерок» и дай голос». Если ребенок вы­полнял все инструкции правильно, у него получится чистый звук з. (Если звук искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочьребенку достичь нужного положения органов артикуляции.) Как только логопед услышит правильно про­изнесенный звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко зазвенел звонок? Еще раз так по­звени». Когда звук будет поставлен, воспитатель соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит так же, как я произношу ззз. Скажи и ты длительно звук з: ззз».

Для каждого звука, который ставит логопед, он должен подобрать предметную картинку-символ и перерисовать ее в тетрадь ребенка. Поскольку звук для ребенка — понятие абстрактное, картинка-символ должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить букву, обозначающую этот звук.

return false">ссылка скрыта

Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей), изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например: ррр — рычит тигр, жжж — жужжит жук и т. п.

В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен быть соответствующий звук. Напри­мер: ч — кузнечик стрекочет, к — капли капают, в — вьюга воет и т. д.

Желательно, чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных органов артикуляционного аппарата, под­сказывала ребенку направление движений. Например: воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук с), жук летит вверх, и кончик языка поднимается вверх (звук ж).

Картинку-символ ребенок раскрашивает. Логопед так подбирает цвет карандаша, чтобы в названии цвета тоже был данный звук или же чтобы цвет отражал какой-то артикуляци­онный признак звука. Например, для раскрашивания картинки с жуком (звук ж) ребенку предлагается желтый карандаш, кар­тинки с тигром (звук р) — оранжевый, картинки с насосом (звук с) — синий (кроме наличия звука с в названии, этот цвет холодный, как и струя воздуха, образующаяся при артикуляции с).

Очень важно, чтобы изображение предмета на картинке по форме напоминало соответствующую букву, картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей.

Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный(ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный(ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых складок.Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву даже детям с тяжелыми нарушениями речи.

К следующему этапу — автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

 

Автоматизация звука

Цель данного этапа — добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

Содержание работы составляет постепенное, последователь­ное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. (К новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий).

1. При автоматизации звука в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными а, о, у, ы сначала в прямые слоги: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): ста, спа, сма, сны, ско, сфу и т.п. Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр. Приведем примеры.

«Здравствуй, пальчик!» Большой палец поочередно здоровается (касается подушечкой) с остальными, при этом ребенок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги са, сы, со, су или др.

«Поиграй на пианино» (способствует быстрейшей автоматизации звука в слогах). Ребенок молча поочередно ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетая каждый удар с произнесением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.

«Закончи слово». Логопед заранее подбирает и раскладывает 6—8 картинок, названия которых заканчиваются слогами са, сы, со, су. Он произносит начало слова, а ребенок договаривает последний слог я берет картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает педагог. Примерные картинки для игры: лиса, ве сы, ко са, ча сы, о са, бу — сы, коле со, колба са и др.

2. Автоматизация звука в словах — это выработка нового на­выка, требующая длительной систематической тренировки. По­этому на каждое положение звука в слове — в начале, середине, конце — подбирают по 20—30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработан­ные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60—90 картинок. В тетради ребенка на каждой странице педагог рисует по 6—8 картинок. За одно занятие дается 10—16 слов, при этом каждое проговаривается 4—5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно). Например, логопед гово­рит: «Я сейчас нарисую сссанки. Что я нарисую?»— «Сссанки». «Что я рисую?» — «Сссанки». «Что я нарисовала?» — «Сссанки». «Какое слово мы напишем под картинкой?» — «Сссанки» (картинку подписывают печатными буквами, выделяя авто­матизируемый звук определенным цветом). «Что ты дома будешь раскрашивать?» — «Сссанки».

Описанная выше работа способствует активизации словаря ребенка, развитию фонематического слуха, формированию навы­ков звукового анализа слова.

Поскольку недостатки звукопроизношения иногда являются не самостоятельным дефектом, а частью другого, более сложного, нарушения речи, при автоматизации звуков в словах одновре­менно работают над уточнением и расширением словаря, над слоговой структурой слова. Поэтому при подборе картинок снача­ла надо предусматривать знакомые детям слова простой структу­ры типа: сани, Соня, сова, собака, затем — более сложной: самокат, салфетка, стакан, скамейка и т. д. Надо также следить, чтобы в составе слова не было звуков, которые ребенок произно­сит неправильно.

3. Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой они даны в тетради ребенка. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребны в тетради ребенка. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.

Сначала воспитатель придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок диктует предложение, а взрослый записывает его в тетради под картинкой. Например, со словами сани, Соня, сова составляются следующие предложения: Саня сло­мал свои сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку. Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предло­жение к картинке. Так, по картинке «Сад» педагог может спросить: «Где стоит скамейка?» Ребенок отвечает: «Скамейка стоит в саду». Постепенно дети овладевают умениями придумы­вать предложения с заданными словами, следить, чтобы в них вхо­дило больше слов с нужным звуком.

Необходимо приучать ребенка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространенные предложения, разнообраз­ные по содержанию и структуре. Полезно с этой целью предлагать ему сравнивать по два предложения, разных по составу. Вначале логопед сам придумывает их по одной и той же предметной картинке. Например: Сумка стоит на скамейке. Соня поставила сумку с капустой на скамейку. Затем предложения составляют и взрослый, и ребенок. Лучшее записывается в тетрадь. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях прово­дится работа над их структурой, над преодолением аграмматизма в речи ребенка.

Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихот­ворениях подбирают соответствующий материал. Иногда логопед вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например: «Са-са-са — у Сони длинная коса». Потом он только называет слоги (са са са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

4. Некоторые дети уже после введения звука в потешки, сти­хотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Воспитатель читает рассказ, потом задает ребенку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребенок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сю­жетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.