Динамические подготовительные упражнения

1. «Часики».Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в
медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз. (рис. 6).

2. «Лошадка».Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.

Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз.(рис.7).

3. «Грибок».Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая
язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать
15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен
отрываться от нёба.

4. «Качели».Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно
то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение
проводится под счет логопеда 10—15раз.(рис.8).

5. «Вкусное варенье».Высунуть широкий язык, облизать
верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз.(рис.9).

6. «Змейка».Рот широко открыть. Язык сильно высунуть
вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать
вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе
15 раз.(рис. 10).

7. «Маляр».Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала
верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя
направление.(рис. 11).

8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы.
Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий
язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз.
В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад. (рис. 12).

При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед должен выбирать из всех перечисленных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.

Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения у ребенка, т. е. логопед выделяет, что и как нарушено. Так, при правильном произнесении звука с боковые края языка плотно примыкают к верхним коренным зубам. Если же, например, у ребенка левый (правый) край языка опускается и пропускает воздушную струю вбок, подбираются игровые упражнения для его укрепления.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением, чтобы логопед мог контролировать его качество, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов малыш определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые «открытия», вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Упражнения перед зеркалом педагог выполняет вместе с ре­бенком. Для этого он должен уметь показывать правильную ар­тикуляцию и ощущать положения и движения своих органов ар­тикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка, достигающегося путем тренировки.

Если у ребенка какое-то движение не получается, можно ис­пользовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки. Не всегда ребенок точно ощущает, где должен находить­ся в данный момент язык. Тогда логопед концом ручки чай­ной ложки проводит в этом месте (например, у бугорков за верх­ними резцами или у основания нижних резцов).

Логопед приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий и правильно называть их во время записи упражнения в тетради. Например, проводя упражнение «Качели», воспита­тель сначала рисует в тетради ребенка качели, потом дает ряд последовательных инструкций: «Улыбнись, покажи зубы (про­веряет, как выполнено), открой рот, подними широкий язык за верхние зубы, подержи его там (считает до трех), опусти широ­кий язык за нижние зубы, подержи его там (считает до трех), подними опять вверх (считает до трех)» и т. д. Ребенок выполняет чередование движений языка вверх-вниз под счет педагога. По­том педагог записывает это упражнение под диктовку воспитан­ника в его тетрадь рядом с изображением качелей. Если при этом ребенок допускает ошибку, воспитатель может показать ему нуж­ное движение перед зеркалом.

Итак, картинка-образ дается ребенку для того, чтобы он знал, какое упражнение и как он должен выполнять, а подробная за­пись — для родителей, чтобы они могли правильно осуществлять контроль во время занятий дома. При таком выполнении упраж­нений у ребенка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным участником учебного процесса, заинте­ресованным в достижении положительного конечного результата.

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в форми­ровании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык. Последовательно даются следующие упражнения: для укрепления мышц щек — надувать щеки и удерживать в них воздух («Надуть два шарика»), втягивать щеки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте («Худенький Петя»); для выработки направленной воздушной струи — не надувать щек, сквозь сбли­женные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко», сдувать с поднесенной ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и др.) или дуть на лежащий на столе карандаш так, чтобы он покатился.

Затем нужно научить ребенка образовывать узкую щель между растянутыми в легкой улыбке сближенными губами (углы рта при этом прижаты к зубам). Струю воздуха, направленную в эту щель, ребенок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен (упражнение «Пропеллер»). При таком же поло­жении губ ребенку предлагают положить между ними широкий кончикязыка (можно «пошлепать» язык губами со звуками пя-пя-пя,тогда он станет распластанным), посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» — положить спичку срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки с поднесенной ко рту тыльной стороны руки. Одновременно с артикуляционной гимнастикой и упражнениямидля выработки направленной воздушной струи отрабатывается мелкая моторика рук. Можно использовать следующие упражнения:

- «Сделай бинокль» — соединить большой палец с указательным (остальные пальцы плотно примыкают друг к другу);

- «Сделай плетень» — соединить кисти рук тыльной стороной (локти стоят на столе) и переплести пальцы одной руки с соответствующими пальцами другой;

- «Шагаем через кочки» — большим пальцем захватить безымянный и мизинец, а указательный и средний поочередно «шагают черезкочки»(разложенные на расстоянии 2 — 3 см друг от друга 5—6 счетных палочек), не задевая их, высоко поднимая «ноги» (пальцы).

Важно, чтобы логопед и сам подбирал необходимый материал. Это могут быть настольные дидактические игры типа «Мозаики», различные игры с пальчиками.

Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально-ритмические движения).

Одним из видов работы по развитию фонематического слуха на данном этапе является воспитание у ребенка умения улавливать разницу между правильным и искаженным звуками. Нужно давать ему возможность слушать образец и срав­нивать с его собственным искаженным произношением. Таким способом мы направляем его слуховое внимание на эти звуки, показываем разницу в их звучании и вырабатываем стимул для преодоления нарушения.

При замене ребенком одного звука другим проводят дифференциацию на слух нужного звука и его заменителя. Дидакти­ческим материалом служат картинки-символы (символ — пред­мет или действие, служащее условным знаком какого-либо поня­тия. В данном случае картинка-символ является обозначением звука, с которым работают на этапах постановки, автоматизации, дифференциации звуков, а также при анализе слов). Например, ребенок заменяет звук р звуком л. Ему дают картинку «Тигр», говорят: «Послушай, как тигр рычит: ррр.Затем дают картинку с изображением летящего в облаках самоле­та, говорят: «Самолет летит высоко в облаках, его почти не видно, но слышно, как он гудит: ллл». Далее логопед, прикрыв рот экраном, называет то звук р, то звук л, а ребенок мол­ча показывает соответствующую картинку-символ (т. е. прово­дится дифференциация звуков на слух, по их акустическим признакам).

Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков — сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования), но произносимых ребенком правильно. Отработка опорных звуков предусматрива­ет следующее: уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном виде, в слогах, словах, предло­жениях.

Для звука с опорными будут являться звуки и, ф. Звуки с, и — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится внизу. Отрабаты­вая звук и, мы добиваемся положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки с, ф — одинаковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук ф, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука с.

Для ш опорными являются т, с. Звуки ш, т — одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая т, мы добиваемся умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки ш, с — оди­наковые по способу образования (щелевые). Отрабатывая с, мы добиваемся направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, мы добиваемся правильного произношения звука ш.

Для л опорными являются т, ы (т дает подъем кончика языка к альвеолам, а ы — подъем средне-задней части языка к нёбу), для р ди с (д отрабатывает подъем напряженного кон­чика языка вверх, с — направленную воздушную струю).

Таким образом, отрабатывая опорные звуки, мы уже на подготовительном этапе добиваемся их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает выработке хорошей дикции; приучаем ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, фра­зах, что развивает его фонематический слух, дает практичес­кое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «пред­ложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слов и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.

К следующему этапу — постановке звука — можно перехо­дить, когда ребенок научится легко, быстро, правильно вос­производить основные движения и положения органов артикуля­ционного аппарата, необходимые для данного звука, четко от­личать правильное звучание от искаженного.