Артикуляционная гимнастика

Целью артикуляционной гимнастики является выработка пра­вильных, полноценных движений артикуляционных органов, необхо­димых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных фонем.

Как правило, упражнять ребенка необходимо лишь в тех движениях, которые нарушены, а также в тех, которые требуются для постановки каждого конкретного звука.

Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статическиеидинамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели», движения узкого кончика языка то к левому, то к правому углу рта — «Маятник» и т. п.) и подбирается картинка-образ (о б р а з — наглядное представ­ление о чем-либо. В данном случае картинка служит образцом для подражания предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики). Название упражне­ния и картинку заносят в тетрадь ребенка.

Статические подготовительные упражнения

1. «Лопаточка».Широкий язык высунуть, расслабить, положить
на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать
10—15с.(рис. 1). ,

2. «Чашечка».Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять
кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать
язык в таком положении Ю—15 с.(рис. 2).

3. «Иголочка».Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, на­
прячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с.

(рис. 3).

4. «Горка».Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к
верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние
зубы. Удерживать в таком положении 15 с.(рис. 4).

5. «Трубочка».Высунуть широкий язык. Боковые края языка
загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять
в медленном темпе 10—15 раз.(рис. 5).

Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8—10 раз.