Коррекция нарушений звукопроизношения
Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить натри основных этапа:
I этап — подготовительный.Основными его задачами являются:
а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;
б) устранение недостаточности развития речевой моторики,
проведение подготовительных артикуляционных упражнений для
развития подвижности органов периферического речевого аппарата; выработка направленной воздушной струи;
II этап — формирование произносительных умений и навыков.
В задачи этого этапа входит:
- постановка звука,
- автоматизация звука
(устранение неправильного звукопроизношения);
- дифференциация звука (в случаях замены одного звука другим или смешения их);
III этап формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей.
На всех этапах педагог воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль, т. е. все то, что помогает ребенку в дальнейшем хорошо учиться.
Поскольку новый навык вырабатывается не сразу и требует продолжительного закрепления, на каждом последующем этапе одновременно с отработкой нового идет частичное повторение материала предыдущего этапа.
Раскроем содержание и методы работы для каждого из этапов.
I. Подготовительный этап
Цель этого этапа — подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков.
Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определенных положений губ, языка, необходимых как для правильного произношениявсех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения должны быть целенаправленными:важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.