Обследование звукопроизношения

Раздел II.

Тема 5. Методика коррекционной работы при дислалии.

Обследование звукопроизношения

Чтобы определить характер нарушения той или иной группы звуков (свистящих, шипящих и др.), надо четко знать разновид­ности сигматизмов и парасигматизмов, ламбдацизмов и параламбдацизмов и др., их отличия от нормы как по артикуляции, так и по звучанию. Но одних теоретических знаний недостаточно — логопед должен выработать у себя необходимые для обсле­дования звукопроизношения умения и навыки:

- умение слушать, т. е. выделять из речевого потока дефектный звук и определять, как он нарушен;

- умение фиксировать работу органов артикуляционного аппарата при произнесении нарушенного звука: видеть, какие движе­ния не получаются, какое участие принимают губы, нижняя че­люсть, каждая часть левой и правой половины языка;

- умения и навыки общения с детьми, страдающими наруше­ниями речи (умение вызвать ребенка на беседу, в процессе кото­рой проверяется произношение звуков в речевом потоке, в отдель­ных словах, при их изолированном произнесении).

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного аппарата. Затем тщательно обследовать состоя­ние звукопроизношения. Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия. Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппаратаначинается с проверки строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответ­ствует ли оно норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие анома­лии в строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

г у б ы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсут­ствуют резцы верхние, нижние;

п р и к ус — открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий;

челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

Наиболее частыми дефектами челюстей и зубного ряда являются различные нарушения прикуса (соотношения верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях):

Нарушения прикуса затрудняют выработку необходимых для произношения, разных групп звуков положений языка. При прогении затруднено положение широкого кончика языка за нижни­ми резцами, что необходимо для произношения свистящих зву­ков. При прогнатии затруднено положение широкого кончика языка за верхними зубами, что необходимо для произношения шипящих звуков. При переднем открытом прикусе кончик языка просовывается в щель между резцами, что придает шепелявый оттенок звуку; при боковом открытом прикусе боковой край язы­ка просовывается в щель между коренными зубами и туда же ухо­дит воздушная струя, что придает звукам хлюпающий оттенок.

Могут наблюдаться и отклонения в строении зубного ряда: отсутствие тех или иных зубов, редко поставленные зубы, что мо­жет влиять на формирование направленной воздушной струи. Во всех этих случаях надо направить ребенка к специалисту-ортодонту в стоматологическую поликлинику. Но это не значит, что с таким ребенком не надо заниматься. Если у него хорошо рабо­тают подвижные органы артикуляционного аппарата и достаточ­но развит фонематический слух, можно добиться положительных результатов посредством занятий по исправлению звукопроиз­ношения.

нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или, наоборот, плоское, низкое;

 

Логопед отмечает особенности в строении твердого нёба, так как от его формы будут зависеть движения и поло­жения языка. Так, при постановке шипящих звуков, если у ребен­ка высокое, узкое (готическое) нёбо, необходимо следить, чтобы кончик языка не заходил за бугорки, иначе он будет загибаться и искажать звучание шипящих.

язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой; укороченная уздечка.

Далее педагог проверяет подвижность органов артикуляци­онного аппарата — умение ребенка выполнять основные движе­ния, необходимые для произношения звуков родного языка. Сна­чала выясняется возможность осуществления каждого движе­ния в отдельности, а потом переключения с одного движения на другое — противоположное первому. Таких пар движений шесть.

1) растянуть губы в улыбке, обнажая резцы, сомкнутые гу­бы вытянуть вперед трубочкой. Переключать губы из положения
в улыбке на положение вытянутые трубочкой (без движений ниж­ней челюсти);

2) зубы сомкнуты, губы в улыбке, обнажают резцы, зубы ра­зомкнуты (примерно на 2 см), губы в улыбке, обнажают резцы.
Чередовать движения нижней челюсти — смыкание, размыкание
зубов (без участия губ и выдвижения нижней челюсти вперед);

3) зубы разомкнуты примерно на 2 см, губы в улыбке, обна­жают резцы. Высунуть язык и повернуть к правому углу рта; то
же, но повернуть язык к левому углу рта. Чередовать движения
языка от левого угла к правому и наоборот при положении губ в
улыбке (без движений нижней челюсти влево и вправо);

4) широкий язык положить на нижнюю губу, губы в улыбке,
обнажают резцы, рот открыт. Узкий язык просунуть между рез­цами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Переключать
положение языка с широкого на узкий при открытом рте (без дви­жений губ);

5) поднять широкий кончик языка к бугоркам за верхними
зубами, губы в улыбке, обнажают резцы, рот открыт. Опустить
широкий кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке, обнажа­ют резцы, рот открыт. Чередовать движения широкого кончика
языка вверх и вниз;

6) приблизить широкий кончик языка к нижним резцам, гу­бы в улыбке, зубы обнажены, рот открыт. Кончик языка отодви­нуть по дну рта назад к подъязычной связке при выгнутой вверх
задней части спинки языка. Чередовать движения языка вперед-
назад, губы при этом в улыбке, обнажают резцы (без движений
нижней челюсти).

При выполнении ребенком этих движений воспитатель оцени­вает их качество по следующим критериям:

четкость — ребенок знает направление движений губ или языка и старается выполнить их в полном объеме;

плавность — движение производится легко, плавно, без подергиваний, толчков;

дифференцированность — выполнение движения только одним органом артикуляционного аппарата (языком), без вспомогательных или сопутствующих движении других орга­нов (губ, нижней челюсти);

точность — достижение правильного конечного результа­та, т е. ребенок добился нужной формы или необходимого поло­жения губ, языка;

равномерность — симметричное выполнение движения или удерживание положения левой и правой стороны любого под­вижного органа артикуляционного аппарата;

устойчивость — удерживание полученного положения без изменений некоторое время (обычно под счет взрослого от 1 до 5 с постепенным увеличением его до 10);

переключаемость — умение совершать многократный, легкий, плавный, достаточно быстрый переход от одного движе­ния или положения к другому при сохранении перечисленных вы­ше качеств движения.

Обычно у тех детей, у которых недостаточно сформирована артикуляционная моторика, бывает также недостаточно разви­та и скоординирована мелкая моторика рук. Для ее проверки ис­пользуются следующие упражнения:

- одновременно поворачивать кисти обеих рук вверх то ладо­нями, то тыльной стороной (при поворотах ребенок должен при­поднимать кисти рук, а не прижимать ребро ладони к столу);

- кисти обеих рук одновременно сжимать в кулак, а затем раз­жимать соединенные вместе пальцы; при каждом движении ку­лаки или ладони кладутся на стол;

- положить кисти обеих рук на стол: левую ладонью вниз, пра­вую ладонью вверх, затем одновременно перевернуть ладони;

- положить кисти обеих рук на стол — ладонь левой руки сжать в кулак, а правой — раскрыть, затем одновременно менять эти положения, т. е. разжимать левую руку и сжимать в кулак правую;

- поочередно прижимать большой палец руки ко всем осталь­ным («здороваться»), при этом пальцы должны касаться друг друга подушечками. Упражнение проводится то правой, то ле­вой рукой, локоть при этом стоит на столе;

- последовательно ударять подушечками пальцев правой, а потом левой руки по столу при слегка приподнятой кисти руки.

Для успешного выполнения упражнений необходимо, чтобы ребенок правильно сидел: высота стула и стола должна быть та­кой, чтобы локти малыша все время спокойно лежали на поверх­ности стола, спина должна быть прямой, а ноги стоять на твер­дой опоре.

В процессе этих упражнений учитывают точность выполнения движений в различном темпе (от медленного до быстрого). От­мечают также, участвуют ли органы артикуляционного аппара­та в выполнении движений рук, например, если ребенок закусы­вает губу или язык и т. п., это свидетельствует о недостаточной сформированности двигательной сферы.

Обследование звукопроизношения.В результате этого обследо­вания должно быть выявлено умение ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи.

В первую очередь выявляют, какая группа (группы) звуков нарушена.Для этого детям младшего возраста можно дать кар­тинку с простым сюжетом, но такую, чтобы на ней были изобра­жены предметы и действия, в названиях которых есть все группы звуков. Ребенок отвечает на вопросы по картинке, а логопед отмечает дефекты его произношения в тетради на заранее подготовленной странице. С левой стороны в столбик проставлены в определенной последовательности группы звуков: I — свистящие: с, з, ц, с', з'; II — шипящиие: ш, ж, чг щ; III — сонорные: л, л', р, р', j; IV — заднеязыч­ные: к, г, х, к', г', х'; V — звонкие: вэ б, д и др.; VI — мягкие: т', д',н' и др. Справа напротив каждого звука записываются дефекты его произношения.

При этом следует отмечать недостатки звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того, важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры (например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или выпадение звуков и слогов.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на картинках, должны представлять собой слова различного слогового и звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где изобра­жены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным. Например, при проверке произнесения звука с пред­лагаются следующие картинки:

с: санки, автобус, усы, сковорода

ш: шишка или шапка, душ, чашка

л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк

р: радуга, корова, забор, труба

г: гамак, вагон, нога

к: мак, комната, ветка

х: хлеб, муха, мох, охотник

с: санки, коса, нос, стакан, стол

с': сети, семь, Вася

з: завод, зубы, коза, звезда

з': зима, бузина, газета

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ш: шишка, пышка, шуба, шкаф

ж: жук, кожа, ножи

ч: чайник, качели, печка, ночь

щ: щетка, щепки, плащ, клещи

л': малина, лебедь, полено

Если у ребенка не получается звук в слове, ему предлагают произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим звуком — прямые и обратные.

Старшим детям педагог может предложить повторить за ним предложения, в которых также встречаются все группы звуков, например: Бабушка Женя сушила мокрое белье на веревке. Галин черный щенок резвится около дома. Если этого будет недо­статочно для определения нарушений звуков, целесообразно вос­пользоваться картинкой. Описанные приемы помогут логопеду определить, простое или сложное нарушение у ребенка, выявить форму нарушения каждой группы звуков, а исходя из этого решить, какое это нарушение — фонетическое, фоне­матическое или фонетико-фонематическое, установить его вид (снгматизм, парасигматизм или др.).

Поскольку необходимо определить не только вид, но и разновидность нарушения, логопед, предлагая ребенку называть предметные картинки, вслушивается в его речь, определяет осо­бенности звучания исследуемых звуков, отмечает, какое положение занимают при этом органы артикуляционного аппарата. Например: вместо звука с слышен шепелявый звук, при его произнесении кончик языка просовывается между зубами, вместо того чтобы находиться за нижними резцами. Все это характеризует межзубный сигматизм. Таким образом логопед выявляет раз­новидность сигматизма. А точное определение нарушения звука помогает выбрать соответствующую методику работы.

Далее определяют уровень неправильного произношения звука. Чтобы выяснить, может ли ребенок правильно произнести изо­лированный звук, воспитатель просит малыша повторять этот звук за собой, используя различные игровые приемы и картин­ки-символы.

Затем ребенку даются пред­метные картинки, и он демонстрирует свое умение произносить этот звук в различных словах. А при повторении за педагогом фраз, насыщенных данным звуком, выявляется умение правиль­но употреблять его во фразовой речи. Ниже приводятся образцы предложений для проверки наиболее часто нарушаемых звуков.

Собака ест мясо. У Зои заболели зубы. Курица с цыплятами пили воду около колодца. Сима и Сеня весело смеялись. У Зины зимой зябнет нос.

У Маши новые шапка и шубка. Жук жужжит жжж. Щеткой чищу я щен­ка. Девочки и мальчики скачут как мячики.

Лампа упала со стола. Лида и Лена гуляли на улице.

У Раи на руке рана. Рита с Риммой варят рис.

Яша ел сладкие яблоки. Емеля едет еле-еле. Ежик у елки наколол гриб на иголки.Юля дала Юре юлу. Лайка, громко не лай, Юле спать не мешай.

Коля катается на коньках. Галя гонит гусей домой. Хлебница стоит на холодильнике. Никите купили кеды и кепку. Гена надел сапоги. Мухи сели на хлеб. Волк воет в-в-в. Бабушка была больна. Даша дала дыню Диме. Тетя Дина сидит на диване.

Логопед отмечает в тетради результаты проверки (произ­несение изолированного звука, в словах, во фразах), определяет уровень нарушения и делает вывод о характере коррекционной работы (постановка звука, автоматизация или дифференциация со звуком-заменителем).

В ряде случаев выявление уровня нарушения звука ослож­няется тем, что дети не могут правильно повторить за педагогом предложения. У некоторых дошкольников наблюдаются разные замены одного и того же звука, часто зависящие от сосед­них звуков или слов, перестановки и пропуски слов в предложе­нии (ребенок не может удерживать в памяти фразу), ошибки в окончаниях слов (ребенок не согласовывает слова в роде, числе, падеже), пропуски предлогов или неправильное их употребление. Иногда все эти ошибки могут встречаться у одного ребенка и не только при назывании сюжетных картинок, пересказе, рассказы­вании, но и при повторении предложений. Такие же ошибки мо­гут наблюдаться в речи ребенка и на занятиях, особенно по род­ному языку и формированию математических представлений. На­личие ошибок в словаре, фразовой речи указывает на то, что на­рушение звукопроизношения является частью другого, более слож­ного, дефекта речи. Соответственно это будет влиять и на методику работы по его коррекции.

Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд несколько фраз, в которых, бы возможно чаще повторялся исследуемый звук. Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки.

При обследовании состояния звукопроизношения особое внима­ние нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш, однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски пусиштый хвост»). (Правда, чаше всего такое недифференцированное произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки — предмет­ные и сюжетные. При подборе картинок следует предусмот­реть произнесение ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по звучанию фонемы. Ниже приводится примерный перечень слов и словосочетаний:

к-х: холодильник, кухня, хомяк. Катя на кухне;

л-й: Илья и Юля гуляют по аллее. Лебеди улетают на юг. Юля поливает лилию из лейки;

с-ш: у Сашеньки шесть стеклышек. Саша идет по шоссе. Маши­нист сошел с подножки. Солнышко на окошке. Саша сушит сушки;

з-ж: у Зои желтый зонт. Железная лопата; полезное животное; закружу, заслужил, задрожал;

с-с'-ч: Сонечка, сачок, часть, сумочка, учусь, верчусь, качусь. Закачалась мачта. У Сонечки семечки;

т'-ч: учитель, птичка, аптечка, течет, молчать, кричать;

ч-ц: ученица, учительница, качается, получается, цыпленочек, кончается, лечебница;

ч-щ: чаща, чище, щеточка, часовщик, учащийся, скучающий, щечки;

с-ц: спица, синица, лестница, сцена, сахарница, гусеница;

щ-с: смеющийся, усищи, хвостище, сеющий;

л-р: Лара, рояль, балерина, говорливый, жонглер, выиграла,

мармелад, зеркало, разбила, раскладушка, контролер.

контролер.

Некоторые фразы логопед может произносить сам, предлагая ребенку повторять их отраженно.

Обследование слоговой структуры слова. Иногда, помимо нарушений в произношении фонем, у детей наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов и слов со стечением согласных. Например, ребенок говорит «мицаней» или «милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо игрушечный и т. п. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры— со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.

В ходе обследования логопед фиксирует все дан­ные в тетради для индивидуальной работы с ребенком. Анализ результатов обследования даст педагогу возможность опреде­лить нарушение и наметить наиболее эффективный путь его кор­рекции. Далее приглашаются родители, чтобы пока­зать им, какие звуки и как говорит их ребенок, как он различает звуки, как работают его органы артикуляционного аппарата, как развита мелкая моторика рук. Родители должны знать, что, как и зачем надо в дальнейшем делать. Необходимо, чтобы они ста­ли сознательными и заинтересованными помощниками логопеда в работе по устранению недостатков звукопроизношения у ребенка.

Обследование фонематического восприятия.После проверки состояния произношения звуков необходимо выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает.

Так как фонематические дефекты звукопроизношения обуслов­лены нарушением фонематического слуха, логопед должен проверить его состояние. Для этого определяется умение ребенка дифференцировать (различать) на слух следующие груп­пы звуков: свистящие — шипящие ш, з ж, с' — щ, ц ч), сонорные р), звонкие — глухие п} д т, г к), твер­дые — мягкие (т т', д д', н н').

Особенно это относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию.Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из группы свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих (да-та па-ба и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли ит. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т. д.). С этой целью логопед npeдлагает ребенку повторять вслед за ним различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са-ца, ра-ла, ша-жа и т. д.

Одним из наиболее доступ­ных приемов проверки является такой. Ре­бенка просят повторить за ним в той же последовательности два слога, например: саша (шисы; со шо; шусу и др.)—для детей пяти лет. Шестилетним детям можно предлагать для вос­произведения по три слога, например: са ша са (сы сы ши; шо со шо; шу шу су). Проговаривая слоги, логопед закрывает рот экраном (можно листом бумаги), кото­рый держит на расстоянии 10—15 см, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата (при с губы в улыбке, при ш округлен­ные, выдвигаются вперед) и различал звуки только на слух. Сна­чала произносятся звуки медленно, затем постепенно темп убыстряется.

Можно также использовать и другие приемы:

1) ребенку предлагают, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча называют слог ша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги;

2) разложить на столе в произвольном порядке несколько кар­тинок, названия которых отличаются друг от друга одним из дифференцируемых звуков, например: крыша крыса, бочки поч­ки, лак рак, дачка тачка и т. д. Логопед называет сло­во, а ребенок дает ему соответствующую картинку;

3) попросить ребенка повторить за взрослым знакомые ему сло­ва, отличающиеся одним звуком, например: кит кот ком или сом сок сук. Если ребенок допускает ошибки, это необ­ходимо учесть при исправлении звукопроизношения и провести соответствующую работу, направленную на развитие фонемати­ческого слуха.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные слова, например: Маша—Дашакаша; Пашанаша-ваша; теньдень, день—пень-, баклак—мак—так—рак; луксуктук и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического восприятия, но и степень развития внимания и слуховой памяти.

 

В результате такого всестороннего логопедического обследования удается получить все необходимые данные, позволяющие сделать заключение о причине, характере и тяжести дислалии, a также наметить пути коррекции дефекта.