ПРТ система предельного регулирования температуры. Ограничивает температуру газов за турбиной в зависимости от режима работы двигателя и статического давления окружающей среды.
Система впрыска воды (рис. 1) включается вручную переключателем "Впрыск воды в двигатели".
Рис. 1. Принципиальная схема системы впрыска воды на вход в компрессор двигателя:
1- водяной бак; 2 - заливная горловина; 3 - электромеханический кран;
4- электромеханизм МП; 5 - коллектор; 6 - форсунка; 7 - обратный клапан;
8 - сливной кран; 9- сетчатый фильтр; 10 — сигнализатор давления;
11 - сигнальная лампочка.
При включении впрыска воды срабатывает электромеханизм 4, который закрывает клапан А электрического крана и разобщает полость водяного бака с атмосферой, при этом открывается клапан Б и воздух из-за X ступени компрессора двигателя поступает в водяной бак 1 и вытесняет воду к форсункам б.
Вода по пути из бака к форсункам проходит обратный клапан 7 и поступает в коллектор 5. С включением тумблера "Впрыск воды в двигатели" срабатывает сигнализатор давления (СДУ) 10 и на приборной доске пилотов загорается лампочка, сигнализирующая о начале работы системы.
После выработки из бака всего объема воды и продувки трубопроводов и форсунок воздухом система впрыска воды выключается принудительно тумблером "Впрыск воды в двигатели". При этом клапан Б под действием пружины закрывается и прекращает доступ воздуха в водяной бак; срабатывает сигнализатор СДУ и гаснет сигнальная лампочка. Клапан Л соединяет бак с атмосферой.
Для исключения попадания воды в баростат агрегата АДТ при пользовании системой впрыска в трубопроводе подвода воздуха от приемника полного давления к баростату установлен влагоотстойник.
Для заправки бака системы впрыска воды применяется дистиллированная вода ГОСТ 6709-72, а также вода, полученная конденсацией пара или в ионообменных установках и имеющая сухой остаток (солесодержание) не более 5 мг/л, концентрацию водородных ионов (pH) в пределах 5,4...7.
Система впрыска воды включается при взлете при работе двигателей с ограничением по температуре газов (т. е. при работе с уменьшенной взлетной мощностью из-за уменьшения расхода топлива системой ПРТ).
Работоспособность системы впрыска воды проверяется по изменению параметров двигателя при включении системы впрыска. Причем, если до включения системы впрыска двигатель работал на ограничителе ИКМ (зона А, см. рис. 2), то при включении ее должна уменьшиться температура газов за турбиной на 50- 60 °С.
В случае работы двигателя на ограничителе ПРТ (зона Б) при включении системы впрыска должны увеличиться давление масла в системе ИКМ до 88 кгс/см2 и уменьшиться температура газов за турбиной; при работе на ограничителе ПРТ (зона В) - увеличиться давление масла в системе ИКМ, примерно, на
15... 18 кгс/см2, температура газов за турбиной при этом должна оставаться неизменной.
Рис. 2.
График для определения момента вступления в работу системы ПРТ в зависимости от атмосферных условий:
А - зона работы двигателя на ограничителе ИКМ; Б - зона работы двигателя на баростате при полном сливе.