Структура и содержание ВКР

ВКР по своей структуре соответствует структуре курсовой работы, включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. В каждой главе должно быть, как правило, 2-3 параграфа. План ВКР имеет динамичный характер. В процессе работы она может уточняться: расширяться отдельные главы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. Структура работы должна быть обоснованной таким образом, чтобы четко просматривалась логика решения проблемы. При этом важно, чтобы название отдельных разделов не совпадало с общим названием работы.

ВКР начинается с введения. Оно отражает замысел работы и логику ее изложения. Введение содержит обоснование выбора темы ВКР, ее научной и социальной значимости, освещает актуальность проблемы исследования, определяет цель и задачи работы, объект, предмет и методы исследования, гипотезы, связь с будущей профессией. В нем дается краткая характеристика степени разработанности проблемы в отечественной и мировой теории и практике, т.е. называются все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по данной проблеме, затем определяется база исследования и то, какой аспект практического решения проблемы выносится на защиту.

Наиболее сложным в работе над ВКР является формулировка проблемы исследования. Проблема – это противоречие, которое требует разрешения. Как правило, оно заключается между знанием (например, значимость развития туризма в каком-то регионе) и незнанием (например, путей организации туристско-экскурсионной деятельности на данной территории). Проблема определяет главное направление научного поиска.

От формулировки научной проблемы логично перейти к цели исследования.

Цель представляет собой теоретический или практический результат, который планируется получить в процессе исследования.

Исходя из намеченной цели, определяются задачи работы. Они отражают те исследовательские действия, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели, решения проблемы или для проверки выдвинутой гипотезы исследования.

В ВКР желательно предусмотреть решение трех групп задач:

- теоретических (осуществить анализ и оценку состояния проблемы, раскрыть сущность понятий…, выявить специфику или особенности…, раскрыть потенциал…, определить принципы и подходы… и т.п.);

- методических, связанных с разработкой методик оценки туристических ресурсов, эффективности деятельности турпредприятий, качества турпродуктов и т.д.;

- прикладных, ориентированных на оказание конструктивного влияния на сферу туризма, например, таких, как создание инновационных турпродуктов, разработка современных технологий туробслуживания или рекомендаций по улучшению взаимодействия с партнерами при определении стратегии продвижения и продажи нового турпродукта и т.п.

Отношение к формулировке задач должно быть очень ответственным, поскольку описание их решения может составить содержание глав и параграфов, а также поможет сформулировать заголовки структурных элементов ВКР.

Нередко вызывает затруднение определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избранно для изучения. В качестве объекта ВКР могут быть как организации и предприятия сферы туризма, так и сама отрасль туризма, а также потребители туруслуг.

Предмет – это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Предмет более узок и конкретен. Он выделяется из объекта. Таким образом, объект и предмет как категории научного процесса соотносятся как общее и частное. Так, например, предметом ВКР могут быть отношения потребителей и производителей услуг в сфере туризма.

Правильная фиксация предмета исследования имеет исключительное значение, т.к. именно на предмет направлено основное внимание исследователя. Именно предмет определяет тему ВКР.

В объекте и предмете исследования должны быть четко обозначены географические (региональные, территориальные), временные, отраслевые и прочие рамки темы ВКР.

После установления объекта и предмета необходимо переходить к конструированию гипотез. (Гипотеза – предполагаемое решение проблемы). Их разработка осуществляется по определенным правилам, одно из которых требует дифференциации гипотез на основную и гипотезы-следствия. Первая соответствует цели ВКР, гипотезы-следствия – задачам. В ходе исследования гипотезу проверяют и либо подтверждают, либо опровергают.

Выдвижение гипотезы предопределяет внутреннюю логику исследования, то, каким образом автор намерен разрешить поставленную проблему.

Следующим шагом является выбор методов, посредством которых будет осуществляться исследование.

В ВКР используется три группы методов:

- общенаучные – теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение, аналогия, проектирование, прогнозирование и т.д.;

- эмпирические – анализ документов (традиционный или содержательный и контент-анализ), наблюдение, опросы (анкетирование, интервьюирование, метод экспертной оценки), метод фокус-групп, социальный эксперимент, тестирование и т.д.;

- методы статистической обработки данных.

В завершение дается краткое содержание глав и параграфов основной части работы.

Основная часть ВКР состоит, как правило, из двух глав: теоретической и практической.

Первая глава отражает теоретические аспекты исследуемой проблемы. В ней автор ВКР должен раскрыть научные основы избранной темы, придать семантическую определенность используемому понятийному аппарату, критически проанализировать состояние исследуемой проблемы в системе гуманитарных наук, обосновать собственный подход к ее решению.

Вторая глава ВКР должна содержать механизм решения поставленной проблемы, основой для которого являются результаты теоретического исследования, полученные в первой главе, а также маркетингового исследования, направленные на выявление ресурсного потенциала территории, интересов и предпочтений туруслуг и т.д., проведение которого обусловлено логикой поставленных в ВКР задач.

В этой либо в последующей главе ВКР должен быть представлен в конкретной форме продукт деятельности будущего специалиста социально-культурной сферы. Это может быть проект туркомплекса, программа развития туризма на локальной территории, PR-технологии по формированию имиджа туристического предприятия т.д., выбор которых обусловлен спецификой турбизнеса и логикой ВКР.

Особое внимание в основной части следует обратить на полноту и достоверность информации, наличие критической оценки источниковедческой базы, логичность структуры, композиционную целостность, аргументированность выводов и их новизну, ясность и четкость формулировок. Содержание должно обязательно соответствовать утвержденному плану, не перегружаться цитатами.

Главы и параграфы необходимо завершать краткими выводами (обобщениями). Очень важно, чтобы они логически подводили к восприятию и осмыслению последующего материала.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования по существу, раскрывается значимость рассмотренных вопросов, степень реализации задач и достижения цели исследования, приводятся четкие выводы по всей работе в целом, излагаются предложения и рекомендации, направленные на практическое применение или совершенствование социально-культурной деятельности в сфере туризма, определяется дальнейшая перспектива работы над проблемой.

Содержание ВКР должно отличаться новизной и практической значимостью.

К новизне исследования относятся: обогащение теории социально-культурной деятельности в сфере туризма; концепции организации туристско-экскурсионной деятельности; конкретизация понятийного аппарата; рекомендации по применению в сфере турбизнеса новых научных идей и подходов; всестороннее целостное описание явлений реальной действительности, которые составляют основу практических действий; установление связи изучаемого явления с другими и т.д.

Практическая значимость исследования определяется сферой применения полученных новых знаний в сфере туризма, деятельности административных органов разного уровня, а также обоснованными предложениями и рекомендациями по созданию инновационных турпродуктов и их продвижению на туристический рынок, по разработке маркетинговых, рекреационных, экскурсионных и др. технологий и их внедрению в турбизнес и т.д.

Список литературы.Вся использованная в процессе научного анализа литература оформляется в список и является обязательной частью выпускной квалификационной работы. Список литературы дает наглядное представление о глубине и степени изученности автором конкретной проблемы, широте его кругозора.

Литература, приведенная в списке, должна соответствовать теме работы и отражать все аспекты ее рассмотрения. Рекомендуется использовать разнообразные, морально не устаревшие источники информации: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, методические и др.

Библиографическое описание документов в списке литературы оформляются в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1, ГОСТ 7.16, ГОСТ 7.34, ГОСТ 7.40.

Расположение источников в списке может быть алфавитным или систематическим.

При алфавитном расположении библиографическое описание источников дается в алфавитном порядке их элементов: авторских заголовков (фамилии и инициалы авторов) или основных заглавий. Элементы библиографического описания располагаются в определенной последовательности.

Примеры описания различных видов изданий даны в Приложении 6.

Упорядоченный список литературы нумеруется арабскими цифрами с точкой.

При систематическом описании библиографических данных примерная схема расположения источников в списке может быть представлена в следующей последовательности:

1. Документы и материалы Российского государства;

2. Законодательные материалы и другие правовые акты и документы государственных и общественных организаций России и зарубежных стран в хронологическом порядке.

3. Статистические источники.

4. Научная, учебная литература.

5. Художественная литература.

При систематическом описании источники могут располагаться в соответствии с главами работы. Внутри каждой главы записи осуществляются в алфавитном порядке.

Источники на иностранных языках и из Интернета приводятся в конце списка литературы на языке оригинала и по алфавиту. Обязательным требованием является указание объема общего количества (нумерации) приводимых в списке работ.

Кроме названных структурных элементов, к выпускной квалификационной работе могут быть приложения.

Приложения призваны облегчить восприятие содержания работы. Они могут включать материалы, дополняющие текст, таблицы, иллюстрации, инструкции, анкеты, методики, программы, фото-, видеоматериалы, заключения экспертов, рецензии и т.д. Обычно приложения помещаются в конце выпускной квалификационной работы. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. Приложения нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации. Номер приложения размещается в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова «Приложение». Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. На все приложения в основной части работы должны быть ссылки.

Последний лист ВКР печатается по форме (см. Приложение 7).