Философские подходы к истории

Сложность исторического развития человечества, многообразие мировоззренческих позиций ученых привели к разработке широкой совокупности философских подходов к истории, среди которых выделяют следующие:

Философские подходы к истории
Название Автор подхода. Сущность подхода
религиозный (теологический, провиденциальный) Е.Н.Трубецкой– объяснение происхождения человечества, его развития божественной волей; В.С.Соловьев– постановка проблемы единства истории; Н.Н. Филолетов– попытка постижения смысла истории и ее назначения с божественной точки зрения;
естественно-научный (натуралистический) а) географический детерминизм:Ш.Монтескье считал, что климат, почва и состояние земной поверхности являются решающими факторами, которые определяют дух народов, формы государственного устройства и законодательства, характер исторического развития; Л.И. Мечниковособое значение придавал гидросфере. С нею связано его деление истории человечества на три периода: речные цивилизации (цивилизации, сложившиеся в бассейнах великих рек, – Египет, Китай, Индия и пр., морские (Древняя Греция и др.), океанические (с открытием Америки); б) демографический:Т. Мальтус– решающее значение в истории имеет народонаселение. Прирост населения идет в геометрической, а производство средств к жизни – в арифметической прогрессии. Необузданное размножение народа ведет к нищете и бедности, к болезням и голоду, войнам и революциям; в) этногенетический:Л.Н.Гумилев различает соци-альную и этническую историю. Субъектом последней выступает этнос – «географическое явление». Решающей причиной возникновения и развития этноса является пассионарностъ;
социально-экономический (формационный К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и историки советского периода – человеческое общество в процессе своего развития проходит ряд стадий (формаций): первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Формации различаются между собой способом материального производства, особенностями социально-политической организации общества. Недостатки этой теории заключаются в следующем: во-первых, преобладающее значение отдается экономическому фактору развития, во-вторых, не учитывается специфика развития (каждая страна должна пройти все стадии развития);
Цивилизационный а) Дж. Вико, И. Гердер, Г. Гегель и др.– приоритетное развитие духовной сферы, культуры, признание единства истории, ее прогресса, вера в разумный характер исторического процесса; б) Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.– концепция замкнутых (локальных) цивилизаций; в) Н.А.Бердяев, К.Ясперс и др. – своеобразное недоверие к рациональному познанию, сомнения в его способности решить проблемы истории;
системный анализ мира Иммануил Валлерстайн – попытка интегрировать в единое целое культурологический, экономико-детерминист-ский, классовый и этатистский подходы.

 

Литература по Всемирной истории

Изучение курса Всемирной (синхронной) истории предполагает усвоение знаний историографического характера. Классики античной историографии — Геродот, Фукидид, Ксенофонт, Плутарх, Полибий, Тит Ливий, Тацит и др. — до сих пор представляют интерес для современных исследователей. Большие обобщающие труды по всемирной истории подготовлены отечественными и зарубежными учеными за последние десятилетия. С 1988 г. в нашей стране выходит «История Европы с древнейших времен до наших дней в 8-ми томах», а в 1995 — 2008 гг. вышла «История Востока: В 6 томах». В настоящее время, с 2011 г., Институтом всеобщей истории РАН запущено издание «Всемирная история: В 6 томах» (вышли т.1 - «Древний мир» и т.2 - «Средневековые цивилизации Запада и Востока»). С 2007 г. на русском языке стали выходить тома 14-томной «Кембриджской истории древнего мира», составленные ведущими английскими историками-антиковедами.

Изучение истории России в курсе Всемирной истории предполагает ознакомление с трудами классиков отечественной историографии - В.Н.Татищева, Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, Н.И.Костомарова, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова, П.Н.Милюкова, А.Е.Преснякова, Б.Д.Грекова, Е.В.Тарле, С.Б.Веселовского, Б.А.Романова, Л.В.Черепнина и других.

Основанная сложность при изучении истории – это разнообразие учебной и научной литературы, авторы которой придерживаются различных исторических школ и высказывают порой взаимоисключающие точки зрения на проблемы Всемирной истории.

 

 

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. Дайте определение науки «История».

2. Расскажите о функциях исторической науки.

3. В чем отличие цивилизационного подхода от формационного?

4. Кого называют «отцом истории»?

5. Какие вы знаете методы исторической науки?

6. Назовите принципы исторической науки.

7. Что означает метод историзма?

8. Что такое исторический источник?

9. Какие вспомогательные исторические дисциплины вы знаете?

 

РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ДО ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ПЕРВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

1. Происхождение человека, его расселение по земному

шару и социальная организация

2. Орудия труда и занятия первобытных людей

3. Неолитическая революция и ее последствия

 

1. Происхождение человека, его расселение по земному шару и социальная организация

Первобытная эпоха охватывает период в миллионы лет - от появления предков современного человека до III-I тысячелетий до н.э.

Согласно данным, полученным учеными, процесс формирования семейства древних человекообразных обезьян начался еще 45 млн. лет назад в тропических и экваториальных районах Африки и Азии. Затем, 5-6 млн. лет назад, здесь же появились представители австралопитеков - "обезьянолюдей", которые являли собой переходные формы от древних человекообразных обезьян к древнейшим людям — архантропам.

В течение многих сотен тысяч лет австралопитеки и архантропы существовали одновременно. Об этом убедительно свидетельствуют потрясшие весь ученый мир находки английского антрополога и археолога Луиса Лики, сделанные им в Кении, в Олдувайском ущелье, расположенном в зоне Великого Африканского рифта. Они доказали, во-первых, что древний человек появился примерно 2,5 млн. лет назад, т.е. значительно раньше, чем предполагалось до этого, и, во-вторых, что его прародиной была именно Африка. Ему дали видовое название — "человек умелый" (Homo Habilis). С течением времени этот человек постепенно трансформировался в "человека прямоходящего" (Homo erectus).

600-700 тыс. лет назад началась постепенная смена архантропов другими древнейшими людьми - питекантропами, синантропами и пришедшим им на смену неандертальцами, получившими собирательное наименование палеоантропов. Просуществовав несколько сотен тысяч лет, они явились непосредственными предшественниками неоантропа, т.е. "человека разумного" (Homo sapiens), к роду которого относятся и современные люди. Ученые считают, что смена палеоантропов неоантропами — кроманьонцами произошла примерно 30-40 тыс. лет назад. Процесс формирования людей современного вида принято называть сапиентацией.

Первые ареалы возникновения первобытных людей находились в пределах экваториального и тропического поясов Африки и Азии. Отсюда началось их расселение по Земле.

В Африке становление древнейшего человека произошло главным образом в зоне травянистой саванны. Затем люди распространились почти по всему континенту. Около миллиона лет назад африканские архантропы продвинулись за пределы тропического и экваториального районов в северном направлении и проникли на территорию умеренного пояса Европы. Поздние их потомки - палеоантропы - расселились уже по большей части Европы.

В Азии основные ареалы зарождения первобытных людей находились в пределах Зондских островов (питекантропы), Индии, Китая (отсюда название "синантроп" - китайский человек). Со временем они также подверглись расширению.

Относительно заселения Америки ученые высказывали две точки зрения. Некоторые из них считали, что население ее автохтонно, т.е. является коренным, первоначальным населением, другие утверждали, что оно пришло из Азии. Со временем победила вторая точка зрения. И в самом деле, до сих пор в Новом Свете не найдено останков человекообразных обезьян. К тому же по своему антропологическому типу коренное население Америки явно близко к монголоидам. Согласно современным представлениям, древние переселенцы из Азии перешли через узкий в то время Берингов пролив либо по льду, либо по перешейку и оказались на Аляске. Это произошло, по одним данным, примерно 30-40, по другим - 12-15 тыс. лет назад. В дальнейшем пришельцы продвинулись сначала до Калифорнии, затем дошли до Панамского перешейка и к концу палеолита — до Огненной Земли, преодолев на своем пути многочисленные горные хребты, реки, лесные массивы и пустыни. Но есть и другие гипотезы заселения Америки, которые подтверждаются некоторыми последними археологическими открытиями.

Подобные же гипотезы существовали и в отношении заселения Австралии. После открытия этого материка долгое время считалось, что местные аборигены являются его автохтонными жителями. И только в ХХв. было доказано, что люди впервые пришли сюда из Юго-Восточной Азии предположительно 35-40 тыс. лет назад.

Эта миграция оказалась не такой уж сложной, поскольку уровень Мирового океана был тогда ниже и острова Малайского и Зондского архипелагов, по существу, составляли с Австралией единое целое (как, впрочем, и Тасмания). В пользу такой версии говорит и то, что в Австралии никогда не было человекообразных обезьян. Да и останков архантропов и палеоантропов здесь до недавнего времени никто не находил.

Заселение Океании также, по-видимому, произошло в глубокой древности. Под давлением монголоидов, нахлынувших с севера, часть населения Южной Азии переместилась в Океанию, образовав там новый антропологический тип. При этом сначала была освоена Меланезия (на Новой Гвинее человек появился примерно 30 тыс. лет назад), затем Полинезия и Микронезия.

В результате можно утверждать, что к концу палеолита, т.е.примерно за 10 тыс. лет до нашей эры, все материки — кроме, разумеется, Антарктиды - были уже в той или иной мере заселены.Приспособившись к экстремальным условиям существования, человек стал обитать во всех природных зонах. Такому быстрому расселению людей способствовало понижение уровня Мирового океана примерно на 100 м, связанное прежде всего с консервацией большого количества влаги в ледниках, площади которых в эпоху оледенения сильно увеличились. В свою очередь это привело к осушению морских мелководий и появлению сухопутных переходов между материками.

Какой же ареал или географический регион следует считать в таком случае прародиной современного человечества? Одни ученые полагают, что таких ареалов существовало несколько, прежде всего в Африке и в Азии; эту теорию обычно называют теорией полицентризма. По мнению сторонников другой, моноцентрической теории, решающую роль сыграл один ареал.

На начальном этапе формирования человека, во время раннего палеолита, предки современного человека, как полагают многие исследователи, жили в составе так называемого первобытного стада. Затем постепенно возник род, или кровнородственная первобытная община. Несколько родов составляли племя. Зародилось и половозрастное разделение труда, при котором женщины занимались собирательством и ведением домашнего хозяйства, молодые мужчины - охотой, а старики - изготовлением орудий труда. В период преобладания собирательства во главе такого рода (общины) обычно стояла женщина, которая была не только продолжа тельницей рода, но и играла главную роль в добывании средств к существованию. По мере того как возрастало значение охоты, а тем более земледелия и скотоводства, ведущая роль стала переходить к мужчине. Так матриархат сменился патриархатом, большесемейной отцовской общиной.

 

2. Орудия труда и занятия первобытных людей

Вся жизнь первобытных людей приходится на период каменного века, который начался около 2,5 млн. лет назад, а закончился за 3 тыс. лет до н.э. С каменным веком связано начало обработки природных материалов, т.е. зарождение собственно материальной культуры, в процессе развития которой происходила и "обработка" самого человека. Эволюция материальной культуры каменного века изучена достаточно хорошо.

Уже в древнем каменном веке, или палеолите (греч. palaios — древний и lithos — камень), который закончился лишь за 12 тыс. лет до н.э., люди научились использовать для производства орудий труда камень, кость и дерево, но преобладали изделия из камня. Сначала это были грубые каменные ручные рубила, затем появились каменные ножи, топоры, молотки, скребки, остроконечники. К концу палеолита произошло дальнейшее усовершенствование каменных (кремниевых) орудий, их научились насаживать на деревянную рукоятку. Предметами охоты стали такие крупные животные, как мамонт, пещерный медведь, бык, северный олень. Люди научились строить более или менее постоянные поселения, примитивные жилища, укрываться в естественных пещерах.

Огромную роль сыграло произошедшее примерно 60 тыс. лет назад овладение огнем, который добывался трением двух кусков древесины. Это впервые дало людям господство над определенной силой природы и тем самым окончательно вырвало их из мира животных. Только благодаря обладанию огнем человеку удалось заселить обширные территории в умеренном поясе и выжить в условиях сурового ледникового периода.

Палеолит сменился сравнительно короткой эпохой мезолита, или среднего каменного века (12-8 тыс. лет до н.э.). В мезолите происходило дальнейшее совершенствование каменных орудий. Были также изобретены и получили широкое распространение лук и стрелы, что намного увеличило эффективность охоты на лесных зверей. Для рыболовства начали использовать гарпуны и сети.

Еще большие изменения в материальной культуре произошли с настулением неолита, или нового каменного века, за 8 тыс. лет до н.э. В эту эпоху появились шлифовальные, сверлильные и другие сложные каменные орудия, гончарные изделия, простейшие ткани. В качестве первого земледельческого орудия стали применять простую копательную палку, а затем и мотыгу, которая в усовершенствованном виде дошла до наших дней. Был создан деревянный серп с кремниевой насадкой. В тропических лесах началось подвижное подсечно-огневое земледелие, также сохранившееся до наших дней.

Наиболее древним видом хозяйственной деятельности первобытных людей было собирательство. Ведя стадный, полукочевой образ жизни, они питались растениями, плодами, кореньями. Чтобы прокормиться, человек-собиратель должен был иметь кормовую территорию размером более 500 га, т.е. проходить в сутки 25-30 км.

Но постепенно, оттесняя собирательство, на первый план стала все более выдвигаться охота сначала на мелких, а потом и на крупных животных. Активная охота во многом изменила жизнедеятельность древних людей. Она же сделала их из вегетарианцев всеядными. Наряду с охотой стало развиваться и рыболовство.

И только в самом конце первобытной эпохи, в эпоху неолита, начался переход от присваивающих форм хозяйства к произволящим. Он нашел свое выражение в зарождении примитивного земледелия и скотоводства. Этот процесс получил название неолитической революции.

 

3. Неолитическая революция и ее последствия

Неолитической революцией (понятие введено в научный оборот Гордоном Чайлдом в середине XX в.) называют грандиозный социально-экономический переворот, заключавшийся в широком перехоле от присваивающей экономики к производящей, от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Этот период был очень длительным: в Старом Свете он занял 2-3, а в Новом Свете даже 3-4 тыс. лет.

Достигшее совершенства присваивающее хозяйство привело к обеднению окружающей среды биологическими ресурсами, прежде всего к обеднению дичью, охотничьей добычей, то есть возник экологический кризис (истощение запасов дичи и полезных растений). У людей возникла необходимость восстановления биологических ресурсов и прогнозирование их объемов. Постепенный переход к земледелию и скотоводству позволил постоянно восполнять путем воспроизводства скудеющие биологические ресурсы окружающей среды. Хотя люди и продолжали заниматься охотой и собирательством, однако их доля в общем объеме пищи постепенно стала снижаться за счет роста объемов произодящего хозяйства.

Первые земледельцы рыхлили землю мотыгами. Позднее стали использовать для этого животных: быков запрягали в соху и с их помощью пахали землю. Это были уже прирученные животные, а не дикие стада, вытаптывавшие посевы первых земледельцев. Первобытные люди стали постепенно приручать детенышей диких овец, коз, свиней, быков, ослов, отдавая им на корм часть своего урожая, приспосабливая их к жизни с людьми и делая полезными в хозяйстве.

Так 8-9 тыс. лет назад появилось скотоводство.

Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). И сейчас там можно найти дикие пшеницу, ячмень, рожь, овес. А раньше там водились предки современных ручных животных: дикий осел (кулан), дикий баран (муфлон), дикий бык (тур).

В других районах Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис — в Китае.

Неолитическая революция позволила первобытному человеку производить больше продовольствия. Занимаясь земледелием и скотоводством первобытные люди уже не испытывали угрозы смерти от голода, поэтому их численность стала быстро расти.

В течение нескольких веков население Земли возросло более чем в 10 раз и достигло примерно 50 млн. Человек. Этот процесс ученые назвали первым демографическим взрывом.

Население земледельческих районов росло, и людям требовалось все больше земли для полей. Самые плодородные земли лежали в долинах южных рек: Нила, Евфрата, Инда, Ганга, Хуанхэ, Меконга. Эти долины были покрыты густыми лесами и болотами, там водились хищные звери, ядовитые змеи и насекомые. Освоить пространства в одиночку или небольшой группой людей было трудно. Поэтому древние земледельцы стали переселяться в долины рек только после того, как объединились в крупные племена.

Спустившись в речную долину, племя начинало корчевать лес, строить себе дома и проводить каналы, чтобы можно было поливать посевы при засухе, а при наводнении — отводить лишнюю воду с полей. Расчищенная плодородная земля была большой ценностью, поэтому соседние племена часто нападали на земледельцев.

По мере развития сельского хозяйства одни племена стали все больше специализироваться на земледелии, а другие — на скотоводстве. В результате возникло первое в истории крупное общественное разделение труда и произошло отделение земледелия от скотоводства.

Для защиты от нападений земледельцы стали строить города - окружать свои поселки земляной или деревянной, а потом — каменной стеной. Первый город, окруженный каменной стеной, был найден в Палестине. Он называется Иерихон и был построен около 7 тыс. лет назад.

Жизнь в городе была разнообразнее, чем в простом поселке, скоро среди горожан появились разные профессии. Одни научили делать из глины посуду и обжигать ее на огне - так появились гончары. Другие успешно изготовляли ткани из льна или шерсти их стали называть ткачами. Третьи, заметив, что в огне некоторым камни превращаются в металлы, стали учиться их обрабатывать - возникло ремесло кузнеца. Так произошло второе крупное общественное разделение труда - ремесло отделилось от земледелия.

 

Контрольные вопросы для самопроверки знаний по разделу:

1. Назовите основные этапы антропогенеза.

2. Что такое первобытно-общинный строй?

3. Что означает понятие «неолитическая революция»?

4. Чем были вызваны причины перехода людей от присваивающего хозяйства к производящему?

5. Каковы особенности первого и второго общественного разделения труда?

6. Где были обнаружены археологами самые древние поселения земледельцев?

7. Назовите причины появления первых городов.

 

РАЗДЕЛ III. История Древнего мира.