Общие положения, цель и задачи подготовки бакалаврских выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ)
Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
д.э.н., профессор И.Г. Паршутина
____________________________
«_01__» __июля__2014 г.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРСКИХ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ (БАКАЛАВРСКИХ РАБОТ)
Направление подготовки 080100.62 Экономика
(код, наименование)
Профиль Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная
г. Орел - 20_14_ г.
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика».
Автор (разработчик): д.э.н., профессор Парушина Н.В. д.э.н., профессор Лытнева Н.А. | ________________________ |
Рецензенты: д.э.н. профессор Галкина Е.В. к.пед.н., доцент Локтионова Э.А. | ________________________ ________________________ |
Программа обсуждена на заседании кафедры «_26__» ____05_____ 2014г. протокол № 18 | _бухгалтерского учета, анализа и аудита____ (наименование кафедры) |
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Парушина Н.В. | ________________________ |
Программа принята на заседании учебно-методического Совета финансово-экономического факультета
«___23__» ______06_______ 2014г. протокол № __11_
Председатель Совета, декан финансово-экономического факультета
к.пед.н., доцент Локтионова Э.А. ______________________
Общие положения, цель и задачи подготовки бакалаврских выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ)
Цель подготовки бакалавров экономики по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» заключается в овладении бухгалтерским учетом, анализом и аудитом как единой профессией в экономике и управлении финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов различных отраслей, сфер и форм собственности. В результате освоения образовательной программы бакалавр экономики по профилю «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» получает систему знаний в области бухгалтерского учета, анализа и аудита, технологии и методики учетно-аналитической, контрольно-аудиторской деятельности и навыки в принятии решений в экономике и управлении финансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов. Область профессиональной деятельности включает следующие виды деятельности:
¾ сбор, проверка и обработка исходной бухгалтерской информации;
¾ разработка и обоснование учетной политики организации;
¾ составление текущей и годовой бухгалтерской отчетности;
¾ определение финансового результата по видам деятельности, по отчетным периодам;
¾ формирование показателей внутренней управленческой отчетности для обоснования управленческих решений;
¾ комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности организации, и их использование для оценки эффективности ведения бизнеса, а также в целях принятия управленческих решений;
¾ планирование, организация и проведение аудита всех аспектов бухгалтерского учета и отчетности;
¾ оформление результатов аудита и использование результатов в совершенствовании внутреннего контроля, учета и управления экономического субъекта.
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
¾ экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности,
¾ финансовые, кредитные и страховые учреждения,
¾ органы государственной и муниципальной власти.
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются поведение хозяйствующих агентов, их затраты и результаты, функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные процессы.
Итоговая аттестация выпускника является обязательной и осуществляется после освоения образовательной программы в полном объеме. Итоговая государственная аттестация выпускника включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) и сдачу государственного экзамена (при наличии) .
Подготовка и защита бакалаврской работы предполагает наличие у бакалавра умений и навыков проводить самостоятельное законченное исследование на заданную тему, свидетельствующее об усвоении теоретических знаний и практических навыков, позволяющих решать профессиональные задачи, соответствующие требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки «Экономика» квалификация (степень) «бакалавр»:
в расчетно-экономической деятельности:
¾ подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
¾ проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик, с учетом действующей нормативно-правовой базы;
¾ разработка экономических разделов планов предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств.
в аналитической и научно-исследовательской деятельности:
¾ поиск информации по полученному заданию, сбор и анализ данных, необходимых для проведения конкретных экономических расчетов;
¾ обработка массивов экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализ, оценка, интерпретация полученных результатов и обоснование выводов;
¾ построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
¾ анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально- экономические процессы и явления на микро- и макро- уровне как в России, так и за рубежом;
¾ проведение статистических обследований, опросов, анкетирования и первичная обработка их результатов.
в организационно-управленческой деятельности:
¾ участие в разработке вариантов управленческих решений, обосновании их выбора на основе критериев социально-экономической эффективности с учетом рисков и возможных социально-экономических последствий принимаемых решений;
¾ организация выполнения порученного этапа работы;
¾ оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
¾ участие в подготовке и принятии решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств с учетом правовых, административных и других ограничений.
Цель бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) – углубить, систематизировать и закрепить полученные студентом теоретические знания путем применения их в практической работе в организации в период производственной практики. На основе полученных знаний по общетеоретическим и профессиональным дисциплинам студент должен глубоко разбираться в инструктивных материалах и экономической литературе по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту, уметь творчески применять их в практической работе.
return false">ссылка скрытаПри подготовке работ перед выпускником ставятся следующие задачи:
¾ показать теоретические знания, умения и навыки для решения производственных и финансово-экономических ситуаций, характерных для хозяйственной деятельности организаций (предприятий, учреждений);
¾ подтвердить владение комплексом знаний по социально-экономическим и профессиональным дисциплинам, методикой научного исследования на примере отдельной темы;
¾ показать на конкретных примерах принципы документального оформления, методы и приемы бухгалтерского дела, и их влияние на финансовое состояние и имущественное положение организаций (предприятий, учреждений);
¾ показать владение навыками ведения учета, анализа и аудита и умение применять принципы и правила проведения аудита хозяйственной деятельности;
¾ показать навыки аналитической обработки информации бухгалтерской (финансовой) отчетности, умение составления и обобщения консолидированной отчетности организаций, ее трансформации в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности и аудита.
Методологической основой бакалаврской выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) должны являться законы и нормативно-правовые акты по экономическим и хозяйственным вопросам, инструктивные материалы, специальная экономическая литература, а также учетные, финансовые, статистические данные, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность организации (предприятия, учреждения).
Наибольшую ценность бакалаврская работа имеет в том случае, если высказанные в ней предложения применимы для организации (предприятия, учреждения), по материалам которой она подготовлена, внедрение этих предложений дает определенный экономический эффект, заключающийся в снижении себестоимости, увеличении прибыли и содействует улучшению бухгалтерского учета, анализа и аудита.
Бакалаврская выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) должна удовлетворять следующим требованиям:
¾ содержать изложение теории проблемы, поставленной в работе;
¾ использовать фактический материал в виде отчетных, плановых и проч. документов, таблиц, рисунков, диаграмм, схем и т.д., характеризующих результаты развития экономики в целом, отдельных отраслей и хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений и компаний различных организационно-правовых форм;
¾ содержать необходимые аналитические, прогнозные или плановые расчеты;
¾ использовать экономико-математические модели, современные информационные и компьютерные технологии (электронные таблицы, пакеты прикладных программ, графики, выполненные на компьютере);
¾ предлагать рекомендации по совершенствованию изучаемых процессов и явлений;
¾ строго соответствовать требованиям по оформлению.
Требования к входным знаниям и умениям обучающегося: к итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускаются лица, завершившие в полном объеме курс теоретического обучения по избранной образовательной программе и успешно сдавшие все предшествующие промежуточные аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения образовательной программы
Процесс итоговой аттестации направлен на выявление и оценку у обучающихся знаний и навыков, которые являются элементами следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций, определенных ФГОС и приведенных в таблице 1:
Таблица 1
№ п/п | Индекс компетенции | Содержание компетенции (согласно ФГОС) |
Общекультурные компетенции | ||
ОК-1 | - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения | |
ОК-5 | - умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности | |
ОК- 6 | - способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | |
Профессиональные компетенции | ||
ПК-1 | - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов | |
ПК-2 | - способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов | |
ПК-3 | - способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами | |
ПК-4 | -способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач | |
ПК-5 | - способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы | |
ПК-6 | - способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты | |
ПК-7 | - способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений | |
ПК-8 | - способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей | |
ПК-9 | - способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет | |
ПК-10 | - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии |