Ориентирования

 

Принято считать, что есть два основных способа ориентирования - ориентирование по карте (или схеме маршрута) и ориентирование по компасу (то есть по сторонам горизонта). Но такое деление условно и неполно. Есть, например, ориентирование по легенде - по «словесной карте», то есть с помощью подробного текстового описания пути движе­ния. Ориентирование же по компасу (то есть движение по известным азимутам) невозможно без карты, то есть азимуты «в магазине не прода­ются» - их надо получить измерением на карте. Поэтому КАРТА (пусть даже плохенькая самодельная копия) остается всегда самым важным средством для ориентирования на местности. К средствам ориентирова­ния и объективным условиям, которые способствуют или затрудняют ориентирование в туристском походе, отнесем следующие:

1) топографическая карта местности(или схема маршрута, или марш­рутная лента, или легенда);

2) сама топографическая ситуацияв районе, избранном для проведения похода;

3)просматриваемость ситуации,

4)небесные светилаи так называемые «местные признаки», по кото­рым грубо можно определить, где север;

5)инструменты- компас, часы, курвиметр и т.д.;

6)протокол движения;

7) специальные действия- привязки, разведки, опрос местных жите­лей. Все эти средства и условия ориентирования имеют свою качествен­ную сторону, которая (помимо субъективных ошибок) очень существен­но влияет на успех дела. Рассмотрим каждое в отдельности.

Карта.О картах уже было подробно рассказано: об их мас­штабе, «возрасте», основных качественных параметрах. Теперь же ска­жем о надежности карт, о том, что карты могут вольно или невольно «обманывать» туристов.

«Карты стали умышленно искажаться с конца 30-х годов, когда упра­вление было передано в подчинение НКВД, - пишет начальник Глав­ного управления геодезии и картографии (ГУГК) при Совмине СССР В. Ященко - Такая наша «работа» с появлением космической фотосъемки лишалась всякого смысла, но, тем не менее, она продолжалась» [Аргументы и факты. – 1988. – № 6].

Вот почему туристы должны всегда с некоторой долей сомнения отно­ситься к картам - и не только в связи с их несоответствием действи­тельности вследствие естественного их старения, но и с учетом полити­ческой конъюнктуры. Слепая вера в карту, некритическое отношение к ней могут привести туристов к нежелательным результатам. Но, несмо­тря на все это, карта остается основным средством ориентирования в ту­ристском походе.

Особую подозрительность надо проявлять по отношению к картам-са­моделкам - выкопировкам, сделанным кем-то неизвестно с какой ос­новы и, может быть, не вполне умело и добросовестно. Часто такие ко­пии не имеют не только даты оригинала, но и масштаба и стрелки, ори­ентирующей их на север.

Поэтому надо настойчиво приучаться при копировании карт со­блюдать все правила, работать тщательно, добросовестно, соблюдать все необходимые реквизиты на копиях. Психологически мы к этому слабо готовы, и это надо преодолевать: необходимо, чтобы на выкопировках были масштаб, ориентирующая стрелка, год издания оригинала и фами­лия того, кто копировал карту.

Когда мы ориентируемся способом «по ситуации», то подразумевает­ся, что она (ситуация) достаточно полно изображена на карте. В этом случае мы имеем возможность непрерывно выполнять коренной элемент ориентировки - определение точки своего нахождения на карте. Но ес­ли карта не дает нам достаточной информации (ориентиры есть в нату­ре, но их нет на карте), то приходится использовать способ ориентиро­вания по компасу. При этом наша карта все же должна обеспечивать возможность достаточно точного измерения азимутов (исключение - редкие случаи прямой видимости ориентиров-целей). Таким образом, движение по азимутам - это, прежде всего, следствие отсутствия хоро­шей карты.

Итак, полнота и достоверность изображения местности - вот главные качества карты, которые надо учитывать туристам. Полнота зависит не только от масштаба, но и от спецификации карт: есть карты админист­ративные, карты транспортных путей, лесные, геологические и т.п. Ту­ристы не должны отказываться ни от каких карт. Имея несколько раз­личных карт, можно путем их сравнения получить много дополнитель­ных сведений и выявить неточности, пробелы.

Ситуация.Сам район проведения похода, с точки зрения удобств ориентирования, имеет тоже свою объективную качественную сторону: местность может быть богатой и разнообразной в смысле топографической ситуации, а может быть бедной ориентирами. Например — тундра, пустыня, степь, лесостепь, тайга, сырты. Тут уж даже самая свежая и подробная карта ничем не поможет, она лишь идеально отразит топографическую «пус­тоту» пространства, а туристам желательно иметь пространство, густо за­полненное ориентирами. Но уж если пошли в поход в тундру или тайгу, то придется больше полагаться на компас. Простой пример из «соседней» области - океанские просторы, где на десятки и сотни миль не видно ни маяка, ни островка. Но моряки ходят точно по курсу с помо­щью вычисленных по морским картам румбов.

Отсюда вывод: с туристами-новичками, которые еще только начинают осваивать премудрости туризма, набирать опыт, лучше начинать с более простых условий - прокладывать маршруты по территориям с богатой топографической ситуацией.

Но тут надо сделать одну оговорку: под топографической ситуацией подразумевается совокупность не вообще всех деталей местности (мест­ные предметы + рельеф), а лишь тех, которые могут быть показаны на картах с учетом генерализации их содержания. И в тайге, и в тундре, и в степи может быть множество мелких деталей - тропинок, грунтовых дорог, малых ручейков, овражков, полянок, отдельных деревьев, кустов и т.д. Все это хотя и создает видимость обилия и разнообразия ситуации, на самом деле ничего не дает туристу в смысле сличения карты с мест­ностью, так как ничего этого нет и быть не может на карте. Поэтому та­кую ситуационную «мелочевку» не следует брать в расчет.

Но необходимо учитывать психологический момент: юных туристов все эти детали, не показанные на карте, часто ставят в тупик - нет по­лянки, ручейка, тропинки, на которую они вышли, - значит, «мы за­блудились, мы зашли не туда...»

Школьники, поучаствовавшие несколько раз в соревнованиях по спортивному ориентированию, становятся «избалованными» очень под­робными картами таких соревнований, масштаб которых достигает по­рой десятитысячного (в походах таких карт не бывает). Действительно, карты для соревнований по ориентированию перенасыщены подробно­стями даже сверх допустимого: каждая маленькая полянка в лесу, каж­дый кустик в поле, незначительный бугорок или ямка, каждый отвершек оврага, малейшие изгибы контуров - все это показывается на таких кар­тах. А такие мелкости всегда есть даже на территориях «пустых», «бед­ных» в смысле топографического содержания.

Здесь необходимо уточнить понятие «ориентир».Втуристском походе под ориентирами понимаются всякие местные предметы и формы релье­фа, составляющие топографическую ситуацию (то есть изображенные на карте). Кроме того, есть еще понятие «звуковой ориентир» - это раз­личные звуки (шумы промышленных предприятий, гудки поездов, паро­ходов, автомашин, лай собак, крик петуха и т.п.), которые косвенно по­могают туристам распознать положение туристской группы на местно­сти. Все ориентиры можно разделить на 3 вида:

return false">ссылка скрыта

а) ориентир-маяк- это высокий, хорошо видимый с разных точек дви­жения группы предмет (церковь, труба завода, вышка, тригонометриче­ский пункт, четкая горная вершина, седловина и т.п.), который позволя­ет, ориентируясь на него, долгое время двигаться в нужном направлении;

б) ориентир-цель- это тот местный предмет, к которому группа долж­на прийти за данный переход и который она видит постоянно или не­которое время, но, определив в этот момент азимут на него, может за­тем двигаться к нему с помощью компаса, не видя уже сам ориентир;

в) контрольные ориентиры- это местные предметы, которые сами по себе не являются маяками, то есть издалека они не видны. Но туристы проходят эти точки (перекресток дорог или просек, маленькое лесное озеро, хутор, отдельное строение, поворот ЛЭП, изгиб опушки леса и т.п.) как контрольные: выйдя на них, путешественники получают под­тверждение правильности своего движения (или наоборот) и оценивают время, на которое они нарушают график своего движения.

Просматриваемость территории. На возможность ориентирования сильно влияет состояние видимости территории, возможность видеть топографическую ситуацию вокруг в более или менее широком радиусе обзора. Иногда просматриваемость территории сильно ограничена, и это очень осложняет дело. Можно, на­пример, иметь отличную карту, двигаться по местности, насыщенной ориентирами, но если движение происходит в сумерки или ночью (а зи­мой в 18 часов совсем темно), то ориентироваться будет трудно. На кар­ту можно посветить фонариком и прочитать ее, можно фонарем посве­тить под ноги и вокруг в пределах 20 м, но это мало что даст для сличе­ния карты с местностью.

Другой случай потери видимости - туман, сильные испарения после дождя, облака, накрывшие туристов на седловине, на плато, на верши­не гор.

Но приведенные случаи потери видимости не так уж часты в турист­ских походах. Зато очень часты случаи движения по лесу. Лес, глухие пространства тайги очень ограничивают видимость, не дают условий для обзора местности. Двигаясь лесом, можно находиться совсем близко от контрольного ориентира, но не заметить его, пройти мимо, так как нет обзора по горизонту.

Небесные светила. Строго говоря, «ориентирование» по небесным светилам не есть ори­ентирование в полном смысле этого понятия, так как с их помощью, при использовании простых инструментов, которые есть у туристов, нельзя выполнить главную задачу - определить точку своего стояния на карте.

Солнце, Луна, Полярная звезда, при условии, что небо безоблачно и сквозь кроны деревьев можно видеть эти светила, помогут туристу лишь определить стороны горизонта, и то приблизительно, с точностью по­рядка 15-20°. В некоторых случаях (о них еще будет сказано) такая невысокая точность достаточна, но двигаться по «жесткому» азимуту, ори­ентируясь по небесным светилам, нельзя.

Еще меньшую точность определения сторон горизонта даст использо­вание так называемых «местных признаков» - пней спиленных деревь­ев (годовые кольца), расположения и формы муравейников, густоты кроны дерева, проталин снега у стволов деревьев, столбов, камней и т.п. Во всех этих способах много романтики, но мало толку.

Инструменты. По поводу инструментария, необходимого для ориентирования - компаса, транспортира, часов, линейки, шагомера, курвиметра и про­чих, которыми, конечно, каждый турист должен уметь пользоваться, - есть два комментария.

В последние годы большую популярность у туристов получили жидко­стные компасы, применяемые в спортивном ориентировании (разных названий и модификаций). Они действительно обладают большими пре­имуществами по сравнению с обычными компасами типа Адрианова. Главное заключается в том, что магнитная стрелка помещена в прозрач­ную плоскую герметическую колбу, которая заполнена не замерзающей при минусовых температурах жидкостью, обладающей повышенной вяз­костью, благодаря чему стрелка ведет себя более спокойно, меньше ко­леблется, надежнее держится в плоскости магнитного меридиана.

В отношении шагомера необходимо отметить, что он хорошо действу­ет только при ходьбе по ровной дороге, но когда туристу приходится преодолевать лесные завалы, продираться сквозь густые заросли, пры­гать по болотным кочкам и балансировать на каменных осыпях, шаго­мер отказывает в работе.

Для измерения расстояний и вычисления скорости движения необхо­димо, чтобы каждый турист-пешеходник знал среднюю величину сво­его шага и пары шагов. На основе этих измерений надо затем составить и записать в блокнот таблицу перевода пар шагов (ПШ) в метры. Еще лучше, если каждый сделает или график, или линейку перевода ПШ в метры (ЛПШМ), а на ней сделает шкалу перевода ПШ в масштаб кар­ты, с которой предстоит работать.

Протокол движения.Отличный помощник в ориентировании на маршруте похода (особен­но в трудных условиях, когда нет хорошей карты, однообразна мест­ность и ограничена просматриваемость территории) - протокол движе­ния, то есть хронометраж фактического прохождения крупных опорных ориентиров с регистрацией направлений движения на каждом участке. Но это средство принесет пользу только при умелом и добросовестном ведении протокола движения каждым проводником. При ведении протокола нужен контроль всех измерений, а также выборочные промеры скорости движения группы в разных условиях.

Ведение протокола движений (ПД) учит фиксировать свои наблюде­ния, служит источником для анализа пройденного пути и определения местонахождения группы в каждый сложный момент движения.

Протокол надолго сохранит объективную информацию о местности, о естественных препятствиях и действиях группы. Протокол движения - это как бы кроки маршрута, но «изложенные» не графически, а текстом и цифрами в виде таблицы. Но это средство ориентирования требует специальной учебной подготовки.

Разведка.Вопреки пословице, что язык до Киева доведет, туристы не должны полагаться на то, что всегда и всюду им встретятся прохожие, местные жители, которые точно объяснят, как туристам идти дальше к намечен­ной цели. Такой «способ» ориентирования не только малонадежен, но и морально неприемлем: он унижает достоинство путешественников. Рассчитывать на него нельзя, особенно если группа собирается в поход по глухим, малонаселенным местам.

Поэтому к важным средствам ориентирования на маршруте похода от­носятся привязки и разведки, то есть специальные действия тургруппы по обнаружению ближайших опорных ориентиров и определению сво­его местонахождения с их помощью.

Такие разведки-привязки используются в походах довольно часто: пока группа отдыхает на привале, двое-трое туристов (а иногда и 2-3 пары) на­легке проходят несколько сот метров по дороге, просеке, по расходящим­ся тропинкам (которых нет на карте) или просто поднимаются на верши­ну ближайшего холма, чтобы с высоты осмотреть окрестности, выяснить направление тропинок, перспективу дальнейшего движения группы.

Сама необходимость таких специальных действий не вызывает сомне­ния, а вот их качество, их результативность целиком зависят от опыта, знаний и дисциплинированности туристов. Поэтому такое средство ори­ентирования требует серьезной подготовки, постепенного освоения на­выков через специальные тренировочные упражнения.

 

17.3. Прокладка маршрута и составление плана движения

 

Практическое ориентирование в походе во многом зависит от разрабо­танности маршрута, от изученности района похода. Чем детальнее изу­чен район предстоящего похода - все его особенности и достопримеча­тельности, - тем успешнее будет прохождение маршрута во всех отно­шениях.

Очень часто туристы используют готовые, уже кем-то пройденные и описанные маршруты. Но они должны уметь и сами разрабатывать свои оригинальные маршруты.

В ходе всестороннего изучения района предстоящего похода турист­ская группа сначала разрабатывает приблизительную нитку маршрута по мелкомасштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) пара­метров степени (категории) сложности намеченного похода и выстраи­вает ее (нитку) по следующим ключевым точкам:

а) первоочередные точки - это точки начала и конца маршрута, увязан­ные с транспортными возможностями;

б) точки второй очереди - это точки познавательных и спортивных интересов группы (пункты наблюдений и т.п.);

в) точки третьеочередные - это места предполагаемых ночлегов и дневок;

г) точки четвертой очереди - места дневных привалов на обед (часто сочетаемые с точками «б»).

Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не толь­ко музеи или места, связанные с какими-нибудь историческими собы­тиями (памятники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и просто любопытные местные предметы - карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща, партизанская землянка, тысячелетний дуб, дольмен, геологическое об­нажение, карьер и т.п. К пунктам спортивных интересов относятся та­кие объекты как броды, переправы через реки по кладям и по камням, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, за­валы, где двигаться придется без дорог и троп.

В учебных целях на нитке маршрута могут быть специально предусмо­трены участки, где группа будет двигаться по карте или по азимутам, но в усложненных условиях - по лесу, в сумерки, используя неточную кар­ту и т.д.

В результате постепенного накопления сведений об избранном районе похода на обзорную карту (на так называемую «рубашку» - кальку, на­ложенную поверх карты) наносятся значки различной формы или раз­ных цветов, обозначающие точки-объекты, в том или ином отношении интересные для прохождения через них. Проложение нитки маршрута производится путем последовательных проб-прикидок различных вари­антов пути с постепенным приближением к лучшему варианту, при ко­тором на нитку, как бусы, будут «нанизаны» все самые ценные объекты - точки познавательных и спортивных интересов группы. При этом длина нитки должна остаться в пределах допустимого для данной кате­гории (степени) сложности похода, а ее концы обеспечены в транспорт­ном отношении. Желательно, чтобы увлекательность и напряженность маршрута плавно возрастали. Недопустимо, чтобы самый сложный в техническом отношении и самый физически напряженный участок при­ходился на первые дни похода.

В первом приближении отбираются сначала те точки, которые группа обязательно должна посетить, а затем уже к ним добавляются наиболее ценные из оставшихся.

Для этого берем тонкую мягкую проволоку и отрезаем от нее кусок, соответствующий общей длине маршрута в масштабе обзорной карты, уменьшенный на коэффициент 0,1 для похода по равнинному району (для горного района на К = 0,3).

Например, планируется поход III степени сложности протяженностью 80 километров в равнинном районе. Работаем по карте масштаба 1:500 000 (в 1 см 5 км). То есть наш маршрут на обзорной карте будет иметь длину 16 см. Вводим коэффициент 0,1 : 16 : 10 = 1,6.

16 см - 1,6 = 14,4 см. Округленно - 14,5 см.

Следовательно, мы должны отрезать кусок проволоки длиною 14,5 см.

Закрепив концы проволоки на предполагаемых начальной и конечной точках маршрута (железнодорожные станции, автобусные остановки, речные пристани), изгибаем ее так, чтобы нитка маршрута (то есть на­ша проволочка) прошла через обязательные точки наших главных инте­ресов и, по возможности, через другие ценные для содержания похода пункты. Если с первого захода результат не удовлетворит всем нашим требованиям (проволочка не достигает каких-то важных для нас пунк­тов), тогда поищем другие варианты генерального маршрута. Может быть, следует изменить точки начала и конца маршрута, а может быть, поменять ценность точек второго порядка - пренебречь какой-то одной из них, компенсировав ее двумя-тремя менее важными, но зато удовле­творяющими познавательные или спортивные интересы.

Так, варьируя, ищем оптимальный вариант. В самом крайнем случае можно пойти на небольшое удлинение маршрута (при данном лимите дней), но оно должно быть оправданным и по логике, и по опыту группы.

После того как генеральный маршрут проложен и принят, начинается второй этап, на котором маршрут конкретизируется, то есть проклады­вается точная нитка движения с определением плановых точек третьей и четвертой очереди и вырабатывается документ, называемый «план-гра­фик»похода. Это второе приближение в прокладке маршрута похода.

Для этого уже не годится обзорная мелкомасштабная карта, нужна бо­лее подробная.

План-график движения и конкретная нитка маршрута разрабатывают­ся последовательно начиная с первого дня похода - от начального пун­кта. Задача сводится, во-первых, к расчетам «рабочего времени» - то есть количества ходовых часов по каждому дню похода; во-вторых, на­хождению на карте удобных мест для ночлегов и дневных обеденных привалов (вода + дрова) и, в-третьих, проложению по крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом «КЛИН» - «Короче, Легче, Интереснее».

Сначала решается вопрос о том, сколько километров группа сможет пройти в первый день похода. Это зависит в первую очередь от того, во сколько часов она приедет на станцию назначения и сколько времени должна будет провести в этом начальном пункте маршрута (отметка до­кументов, отправка телеграммы, закупка хлеба, посещение музея и т.п.). То есть надо решить вопрос о конкретном часе, когда группа сможет на­чать движение по маршруту.

Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 000) и установлено, что группа в этот день может двигаться с 11 до 19 часов с перерывом на обед с 13 до 16 часов. Значит, этот день будет укороченным по работе, так как сдвинут выход в путь. Всего туристы располагают пятью ходовы­ми часами. При нормальной скорости (если нет препятствий) в 13 ми­нут на километр можно планировать в среднем проходить 3 километра за час. Итого будет 15 км. На карте (на «рубашке») помечаем начальную (стартовую) точку похода - «С». Придав ножкам циркуля раствор чуть меньше рассчитанного на этот день пути (примерно на одну пятую дли­ны), ставим иглу в точку «С» и прочерчиваем небольшую дугу, отстоя­щую от «С» в направлении соответственно генеральному маршруту. Эта дуга покажет нам ПРЕДЕЛ, вблизи которого надо найти точку «Н» - место ночлега первого дня похода. Оно, понятно, должно быть обеспе­чено чистой водой и топливом. Кроме того, при выборе точки «Н» надо учитывать ее укрытость от посторонних и другие факторы безопасности - намечать ее в стороне от населенных пунктов, больших дорог, ското­прогонных троп, крутых обрывов берега реки и т.д. Должно повлиять на выбор точки «Н» и расположение ближайшей (завтрашнего дня) целевой точки-объекта генерального маршрута (краеведческий объект, удобная переправа и т.п.).

С такими же требованиями подходим и к поиску точки «ОП» - обе­денный привал. И при ее определении надо учитывать пространственно-временной фактор: она должна отстоять от точки «С» на 5-7 км, чтобы обед состоялся в положенное время. Технология поиска точки «ОП» то­же аналогична предыдущему, но теперь, когда уже намечены две глав­ные точки дня - «С» и «Н», необходимо учитывать это и искать точку «ОП» вблизи линии радиуса «С» - «Н», сообразуясь с принципом «КЛИН».

Разработка нитки маршрута на второй и последующие дни произво­дится таким же образом. Точка ночлега «Н» предыдущего дня будет точ­кой старта «С» следующего. От нее разработчики, сообразуясь с норма­ми переходов, описанным способом сначала ищут новую точку «Н», а затем - «ОП».

Особые проблемы в проложении маршрута (во втором приближении) возникают в связи с объектами краеведческих и спортивных задач. Что­бы не разрушать режим рабочего дня похода, не устраивать гонок на маршруте, необходимо заранее рассчитать временные затраты на каж­дый такой объект. Если это большой экскурсионный объект, как, напри­мер, мемориальный комплекс-музей, заповедник-музей, промышленное предприятие, которые «съедят» половину дня, то надо строить нитку и график так, чтобы поблизости от них располагались бытовые точки - «Н» или «ОП», или вообще планировать вблизи таких объектов дневку и делать к ним радиальный выход. Если же это объекты простого визу­ального наблюдения с коротким пояснением и фотографированием (на­пример, отдельный памятник, реликтовое растение, курган и т.п.), кото­рые не нарушат при их осмотре режим рабочего дня, то и время на их посещение специально не планируется.

Другие необходимые затраты времени при движении по маршруту по возможности тоже должны быть заранее учтены и заложены в график. К ним можно отнести: затраты времени на ориентирование (наблюдения, измерения, обдумывание, разведка), на учебные цели (специальные за­нятия на маршруте), на приобретение продовольствия в пути. Есть еще и непредвиденные обстоятельства, которые тоже могут потребовать за­трат времени. Это ухудшение погодных условий или недомогание кого-либо из участников. В больших сложных спортивных походах в график специально закладываются один–два «лишних» запасных дня на такие непредвиденные случаи.

Общая рекомендация при расчете графика движения состоит в том, что более трех километров на ходовой час (40-45 минут движения) с юными туристами практически никогда не следует планировать (особен­но для походов в таежных и горных районах), а чаще и менее того - полтора-два километра.

Конечно, подобный вариант разработки маршрута годится не в любом районе, а в основном на равнине, где существует много объектов, хоро­шо развита дорожная сеть. Другое дело - горная местность, где разра­ботка маршрута практически сводится к выбору долины, по которой те­чет река и вдоль которой есть дорога или тропа. Там расчет мест ночле­гов и обедов делается в основном с учетом рельефа, ориентирование за­частую грубое - ущелья справа и слева, вершины, хребты, река и ручьи, в нее впадающие.

Такое же грубое ориентирование будет и при планировании маршрута похода вдоль какой-либо реки, так как практически всегда (за исключе­нием малонаселенных районов) на берегу есть или дороги, или тропы, служащие средством сообщения местных жителей, рыбаков, охотников.

 

Подведем итоги: дороги, или тропы, служащие средством сообщения местных жителей, рыбаков, охотников.

 

Подведем итоги:

Ориентированием на местности принято называть совокупность действий по определению своего положения (точки стояния) среди окружающих объектов и ориентиров, сторон горизонта, направления движения и достаточно точному выдерживанию этого направления. В понятие ориентирования входит также умение быстро и точно запоминать незнакомую местность, пройденный путь и при необходимости безошибочно находить обратную дорогу.

Умение ориентироваться необходимо отрабатывать в походных условиях, начиная с похода выходного дня, соблюдая принцип постепенности.

[ 2; 3; 4; 18]

Вопросы для обсуждения:

1. Из чего складывается умение туриста ориентироваться на местности?

2. Какими средствами ориентирования необходимо уметь пользоваться каждому туристу?

3. Какие способы ориентирования Вы знаете?

4. Как определить точку стояния на карте?

5. Что значит понятие «топографическая ситуация»?

6. Перечислите виды ориентиров.

7. Зачем нужен протокол движения?

8. Почему при построении нитки маршрута необходимо выделять точки первой, второй, третьей и четвертой очереди?