Изучение района путешествия по карте

 

На выбор района похода влияет много факторов. Они достаточно подробно описываются в различных справочниках и литературе по туризму.

Мы остановимся на одном из них – изучении района похода по имеющимся в распоряжении туристов картографическим материалам. Необходимо отметить, что из-за недостаточно серьезного отношения к этой части подготовки путешествия может сорваться интересно задуманный и в остальном хорошо подготовленный поход. Туристы могут выбиться из графика из-за неожиданно встретившихся труднопроходимых участков, не смогут поднимать байдарки на бечеве из-за неожиданно больших скоростей течения и крутых падений русла реки, не смогут начать сплав от тех мест, где это планируется, или совершат многокилометровые и многодневные незапланированные обносы «неожиданно» возникших на пути препятствий.

Перед тем, как приступить к выбору и изучению района путешествия по карте, необходимо научиться читать карту.

Карты – это наглядные пространственные модели, показывающие размещение, сочетание и взаимосвязи различных географических объектов или явлений посредством различных картографических знаков. Следовательно, чтение карты – это процесс, заключающийся в выявлении особенностей какой-либо территории по системе условных знаков, цветовому фону и дополнительным характеристикам, данным на ней. На любой карте отдельные свойства каждого элемента местности подчеркивают какие-то ее характерные особенности, а их совокупность дает возможность воссоздать пространственную картину размещения и взаимного расположения предметов в целом: каков рельеф, гидрографическая сеть, населенные пункты, пути сообщения, растительность, хозяйственная деятельность человека.

При изучении местности по карте мы рассматриваем ее одновременно как бы в двух планах: во-первых, представляем себе вид и особенности самой земной поверхности по ее изображению горизонталями и, во-вторых, выясняем наличие и характер расположенных на ней объектов.

Для того, чтобы представить четкую картину изучаемой местности, необходимо не только внимательно прочесть по ее обозначениям отдельные свойства отображаемой территории, но сопоставить их и, опираясь на географические знания, выяснить взаимосвязь между ними, установив особенности местности в целом.

Порядок чтения карты может быть следующим. Вначале дается ее картографическая характеристика, далее указывается общий характер местности, рельеф, гидрографическая сеть, населенные пункты, дорожная сеть, растительность, хозяйственные особенности.

Такой порядок позволяет не только выявить и уяснить свойства каждого объекта или явления, но и поможет сделать выводы о тех его свойствах, которые не всегда выражены начертанием и местоположением различных знаков.

Таким образом, тщательной работе с картами на этапе подготовки к походу надо уделить максимум времени.

На основе изучения картографического материала можно выбрать оптимальные пути движения по местности.

На этот выбор оказывает влияние много факторов. Например, двигаться на лыжах при прочих равных условиях легче по открытым пространствам, чем по лесу; перейти неглубокий овраг с крутыми склонами, поросшими лесом, пешеходу летом сравнительно легко, а лыжнику зимой это доставит много хлопот; двигаться вдоль склона, постепенно набирая высоту, часто бывает легче, чем подниматься на него в лоб; в то же время, если при движении вдоль склона встречаются кулуары или овраги, то лучше обойти их по низу, а потом подняться на склон в лоб серпантином.

Сведения, полученные при изучении района похода по картографическим материалам, могут оказать влияние на проведение всего похода.

Для выбора и изучения района похода необходимо также уметь проводить измерения по карте.

Выше было дано определение численного масштаба карт.

При пользовании численным масштабом расстояния на карте измеряют в сантиметрах, это число умножают на величину масштаба и получают величину искомого расстояния на местности (тоже в сантиметрах). Для перевода в метры необходимо полученное число разделить на 100, в километры – на 100 000.

Для упрощения измерения расстояний по карте с помощью циркуля-измерителя на поле карты приводится линейный масштаб. Длинные линии, не умещающиеся на линейном масштабе карты, измеряются по частям. На циркуле в этом случае ставят раствор, соответствующий целому числу километров. Извилистые линии измеряются циркулем с раствором, соизмеримым с длиной изгибов линии.

Для определения расстояний по карте очень удобен курвиметр.

Точность измерений по карте зависит от многих причин – погрешности карты, деформации бумаги, точности установки измерительного прибора и т.п. Практически установлено, что точность измерения прямых линий на карте лежит в пределах 0,5-1,0 мм, что в масштабе карты соответствует на местности для карт масштаба 1:25 000 – 13-25 м, а для масштаба 1:100 0000 – 500-1000 м.

Кроме того, определяемые по карте расстояния меньше действительных. Это связано с тем, что по карте измеряют горизонтальные линии, а на местности им соответствуют наклонные.

Разности в длине для склонов различной крутизны приведены в табл. 15.

 

Таблица 15

Поправки к длине измеренной линии на карте

для склонов различной крутизны

Углы наклона Длина горизонтального положения линии, равной 100 м, м Поправки к длине измеренной на карте линии, %
10º +2
20º +6
30º +13
40º +30

 

Расстояния, измеряемые по карте при определении длины извилистых дорог и троп, особенно в горах и на сильнопересеченной местности, оказываются уменьшенными.

Опытным путем установлено, что в зависимости от характера местности и масштаба карты нужно вводить поправки в соответствии с табл. 16.

 

Таблица 16

Поправки к измеренной длине линии

в зависимости от характера местности и масштаба

Характер местности Поправки к измеренной длине, (%), при масштабе:
1:200 000 1:100 000 1:50 000
Горная +25 +20 +15
Холмистая +15 +10 +5

 

Большие поправки следует вносить в измерения по карте длины рек и ручьев, так как на карте из-за генерализации не показываются мелкие повороты русла. Величины этих поправок зависят от масштаба карты, от местности, по которой протекает река, от расхода воды в реке.

Практика проведения походов показывает, что если река протекает по болотистой равнинной местности, то поправка на увеличение длины в верхнем течении реки для карты масштаба 1:100 000 составит 50%, а для карты масштаба 1:100 0000 – 200-250%; если же река течет по сухой равнинной местности, то поправка для карты масштаба 1:100 000 будет равна 10-20%, а для карты масштаба 1:100 0000 она составит 20-30%.

Для горной реки в верхнем течении та же поправка составит для карты масштаба 1:100 000 примерно 30%, а для карты масштаба 1:100 0000 – 50%. Для этой же реки в среднем течении, где река наберет силу и будет способна интенсивно размывать почву и спрямлять русло, поправка на увеличение длины может уменьшиться до 0% для карт масштаба 1:100 000 и 30% - для карт масштаба 1:1 000 000.

 

Подведем итоги:

Одной из важнейших составляющих специальной туристской подготовки является топографическая подготовка. Топографическая подготовка предусматривает формирование знаний, умений и навыков по элементам топографии, необходимым в условиях организации и проведения туристских походов и соревнований.

К этим элементам относятся основные понятия об используемых в туризме картах и схемах; об условных обозначениях местности; о масштабных и немасштабных изображениях местности; о простейших измерениях расстояний, направлений, высот местности; о простейших приборах, инструментах и подручных устройствах, используемых в практической топографии.

Целью топографической подготовки является получение туристами необходимых теоретических знаний и практических навыков в чтении топографической карты; в составлении схем местности, в нанесении на карту маршрута похода, в определении по карте координат точек, в ориентировании и движении на местности по карте, в движении по азимутам.

Изучение топографии способствует развитию таких важных качеств, как наблюдательность, точность, аккуратность, умение анализировать результаты похода и делать выводы о влиянии местности на выполнение поставленных задач. Умение уверенно ориентироваться и передвигаться на местности по карте и без карты, двигаться по азимутам, а также свободно пользоваться картой при решении различных задач необходимо всем туристам независимо от сложности похода и вида туризма.

[ 2; 3; 4; 18; 19; 29]

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте определение следующим понятиям: «топографическая карта», «масштаб», «азимут», «магнитное склонение», «дирекционный угол».

2. На какие виды и группы подразделяют топографические знаки?

3. Насколько важно для туриста умение читать карту?

4. Нарисуйте по памяти условные топографические знаки, разделив их по группам.

5. Составить план-схему участка местности по заданию преподавателя.