Группа № 5. Рельеф

Есть на Земле горы, и есть равнины. Поверхность нашей планеты очень редко бывает ровной. На любой так называемой равнине всегда есть хоть небольшие возвышения и понижения: холмы, курганы, впади­ны, овраги, ямы, обрывы по берегам рек. Все это вместе взятое предста­вляет собой рельеф данной местности.

Рельеф- это совокупность не­ровностей земной поверхности. Обратите внимание, что все неровности легко поделить на два типа - выпуклости и вогнутости. Выпуклости принято считать положительными формами, а вогнутости - отрицатель­ными формами рельефа.

Рельеф местности можно разделить на простой (равнины) и сложный (горы). В большей или меньшей мере рельеф всегда представляет собой препятствия на туристском маршруте, которые путешественники долж­ны преодолевать, но самые сложные препятствия ставит перед нами гор­ный рельеф.

Если повнимательнее приглядеться к равнинному простому рельефу, то и здесь можно заметить большое разнообразие. Принято делить рав­нинную местность по характеру рельефа на три типа: слабопересеченную, среднепересеченную и сильнопересеченную местность. Степень пересечен­ности зависит как от частоты чередования выпуклостей и вогнутостей (подъемов и спусков), так и от их высоты и крутизны: там, где сильнее «изрезанность» рельефа, то есть где чаще встречаются овраги, холмы, котловины, промоины и где они особенно высоки (глубоки) и склоны их круче, - там местность считается сильнопересеченной.

К положительным формам рельефа относятся: гора, холм (бугор), хре­бет, возвышенность, курган, дюна (песчаный подвижный холм); к отрица­тельным - котловина, низменность, долина, ущелье, овраг, балка, промои­на, яма.

Формы рельефа всегда чередуются в пространстве: всякая положитель­ная форма плавно или резко переходит в отрицательную, а отрицатель­ная резко или плавно переходит в соседнюю положительную.

У каждой формы рельефа есть три части (элемента): вершина, или пла­то (у положительных форм), дно (у отрицательных), подошва(у положи­тельных), край или бровка (у отрицательных) и склоны или стенки у тех и других.

Склоны - общий элемент и отрицательных, и положительных форм рельефа. Они бывают кру­тые, обрывистые (резкие) и пологие (плавные). В зави­симости от того, какие в данной местности преобла­дают склоны у возвышен­ностей и низменностей, мы говорим: здесь мягкий и плавный рельеф, или - здесь резкий, жесткий рель­еф.

Поэтому топографы придумали два основных способа передачи форм рельефа на картах: плавные, мягкие формы изображаются так называе­мыми горизонталями - тонкими линиями коричневого цвета, а резкие, жесткие формы - особой линией с зубчиками. Эти зубчики, как всякие треугольники, имеют основание и вершины. Куда направлены вершины зубцов, туда склон опускается - идет вниз почти отвесным обрывом. Это всегда необходимо учитывать туристам при планировании маршрутов путешествий.

Обрывистые склоны часто встречаются по берегам морей, озер и рек, у оврагов, про­моин и даже просто на склонах гор. Но кру­тые склоны создаются и искусственно - на карьерах, когда копают яму или котлован, когда делают высокие насыпи или выемки на железных и шоссейных дорогах или со­оружают дамбу, чтобы преградить путь воде. Чтобы на карте легко было отличить обры­вистый склон естественного происхождения от искусственных обрывов, зубчатые линии обрывов делают двух цветов - коричневого (естественные обрывы по долинам рек, ов­раги и т.п.) и черного (искусственные насы­пи, дамбы, склоны карьеров и т.п.). Рядом со знаками обрывов ставится цифра, пока­зывающая длину обрыва в метрах.

Ямы и курганы могут быть естественными и искусственными. Они могут быть очень глубокими (высокими), но маленькими по площади, и тогда их приходится изобра­жать на картах внемасштабными знаками. Если же они имеют значительные размеры по площади, то их показывают масштабны­ми знаками. Цифра, стоящая ря­дом со знаком кургана и ямы, обозначает их высоту и глубину.

Когда строят железную дорогу или шоссе, то в том месте, где они должны пересечь долину реки, котловину или глубокий овраг, приходится делать земляную насыпь, иногда очень вы­сокую и с довольно крутыми склонами. И наоборот: если на пути желез­ной дороги находится высокий холм, гора, то строителям приходится в них прорывать выемку корытообразной формы. Склоны у таких выемок тоже очень крутые, а ино­гда даже отвесные, скали­стые. Такие насыпи и вы­емки тоже изображаются на картах зубчатой линией, но уже черного цвета, так как они – искусственные сооружения. Там, где зубчики направлены своими острыми концами в стороны от полотна железной дороги или шоссе, дорога идет по насыпи, а где они направлены, наоборот, к полотну дорог, - выемки. Понятно, что насыпь вначале делается маленькой, а в том месте, где дорога проходит над дном оврага или долины реки, насыпь достигает максимальной высоты, а затем опять уменьшается. Цифры обозначают наибольшую высоту этих насыпей и выемок.

Для сооружения насыпей под полотно дорог надо где-то поблизости (чтобы не возить издалека) найти холм, сложенный из хорошего строительного песка. К этому холму подгоняют экскаваторы, которые своими ковшами начинают «грызть» холм сбоку и погружать песок и гравий на автомашины. Такое место называется карьером. Постепенно на одном из склонов холма образуется углубление подковообразной формы с обрывистыми склонами. Конечно, в карьерах добывают не только песок, но и другой строительный материал – камень, глину, а также полезные ископаемые – руды. У знака карьера, как правило, на картах дается сокращенная подпись, уточняющая что именно в этом карьере добывают.

Более сложной жесткой формой рельефа является овраг. Овраги образуются в рыхлых осадочных породах под действием размыва грунта потоками дождевой воды и при снеготаянии. Овраги - явление «живое», они рождаются, растут и постепенно умирают. Пока овраг «мо­лодой» (его называют промоиной), у него склоны очень крутые, но посте­пенно они осыпаются - выполаживаются, зарастают травой, кустами, овраг перестает расти и превращается в балку (ложбину, лощину). Балки уже относятся к мягким формам рельефа. У оврага есть вершина, дно и устье. Растет овраг вершиной, как и деревья. От одного оврага в сторо­ны могут отходить боковые овражки со своими вершинками - их назы­вают отвершками оврага. Но и отвершки в свою очередь могут размно­жаться, образуя замысловатое разветвление.

Два типичных представителя мягких форм рельефа — антиподы холм (бугор) и котловина (впадина). Зубчатой линией их не покажешь на кар­те, так как склоны у них пологие, плавные.

Каким же способом можно изобразить их на бумаге? Топографы при­думали такой способ: если горизонтально «разрезать», рассечь фигуру холма на ровные «дольки», то весь склон холма опояшется несколькими замкнутыми линиями «порезов» — горизонталями. А если затем начер­тить эти линии на бумаге, то получится фигура, дающая представление о рельефе. Только нужно короткими штришками на горизон­талях показать, в каком направлении склоны идут вниз, так как точно такая же фигура получится, если рассекать горизонтальными плоскостя­ми и котловину. Если не показывать эти штрихи, то мы можем только гадать, является ли на карте точка «Д» вершиной холма или дном впадины. Такие штрихи, показывающие направление вниз от го­ризонтали, называются бергштрихами, или скатоуказателями (по-немец­ки «берг» - гора).

return false">ссылка скрыта

Этот способ изображения мягких форм рельефа на картах так и назы­вается - способ горизонталей. За начало секущих рельеф горизонталь­ных плоскостей принята плоскость уровня Балтийского моря. Следую­щая секущая плоскость проводится, например, на 10 м выше уровня Балтийского моря, за ней еще через 10 м по высоте - вторая секущая плоскость, затем, выше ее на 10 м, - третья (уже на высоте 30 м над уровнем моря) и т.д. Это расстояние (h) между секущими рельеф плос­костями называется высотой сечения рельефа и бывает разным: 2,5 м, 5 м, 10 м, 20 м и т.д. Какую высоту сечения выбрать для изображения рельефа на карте, решает редактор будущей карты.

Каждая секущая плоскость даст на карте свою замкнутую линию сече­ния рельефа - горизонталь, а все вместе они дадут полный рисунок го­ризонталей - общую картину рельефа местности. Но так как горизон­талей на карте получится очень много, то, чтобы в них не запутаться, чтобы легче было их различать и прослеживать, решили некоторые из горизонталей немного выделить - каждую пятую по счету делать потол­ще. Тогда горизонтали на карте, как говорится, лучше читаются. Таким образом, при высоте сечения, например, в 5 м утолщенной горизонта­лью будет горизонталь, расположенная на 25 м выше уровня Балтийско­го моря; следующая утолщенная - на 50 м выше уровня моря и т.д.

Кроме того, на некоторых горизонталях в удобных местах коричневым цветом ставятся цифры, которые обозначают высоту этой горизонтали в метрах над уровнем моря, или, как принято в топографии называть эту величину, отметку горизонтали. Сама цифра отметки той или иной горизонтали пишется тоже не как попало – в дополнение к бергштрихам она помогает понять, в какую сторону склон идет вниз: где у этой цифры низ, туда и склон понижается, а где верх – туда идет подъем. Отметки, кроме того, ставятся и на вершинах гор, холмов. Об­ратите внимание на особое свойство способа горизонталей: тот бок хол­ма, который круче, на карте изобразится горизонталями, расположенны­ми близко друг к другу (они здесь сгущаются), а другая пологая сторона холма, наоборот, изобразится разреженными горизонталями. Это заме­чательное сы­ми близко друг к другу (они здесь сгущаются), а другая пологая сторона холма, наоборот, изобразится разреженными горизонталями. Это заме­чательное свойство позволяет нам заранее по карте определять крутые и пологие участки мягких форм рельефа местности, а от этого многое за­висит: где легче пройти, где труднее, где выгоднее строить дорогу или прокладывать газопровод, а где это сложнее и, с точки зрения экономики, очень невыгодно.

В жизни все, конечно, не так просто: очень редко можно встретить, например, одинокий холм, стоящий на абсолютно ровной местности. На самом деле все сложнее и запутаннее: часто холмы стоят рядом друг с другом в хаотическом порядке, образуя длинный хребет холмов. А на­против этого хребта за долиной реки - другая гряда холмов. Где-то эти гряды могут соединиться, пересечься. Стоящие поблизости несколько бугров могут в промежутке между собой образовать замкнутую котлови­ну. Нередко встречается, что на склоне одного большого холма стоит ма­ленький «холменочек». Такая «неразбериха» в рельефе местности, ко­нечно, и на карте дает очень запутанный рисунок гори­зонталей. Но турист должен уметь разбираться во всей этой путанице.

Между вершинами двух соседних холмов, имеющих общую подошву, всегда есть понижение. Такое пониже­ние называется седловиной.

А под седловиной на склонах холмов чаще всего возникают промоины и овраги - жесткие формы рельефа всегда сложно сочетаются с мягкими.