Группа № 1. Дороги и дорожные сооружения

Эта группа включает в себя одиннадцать важнейших топографических знаков, которые необходимо знать каждому туристу.

Туристы-пешеходники очень часто пользуются дорогами для движения по своим маршрутам, но даже тогда, когда туристы идут без дорог и троп, они могут служить им как ориентиры.

Все дороги можно разделить на три основных вида: железные дороги для движения поездов, шоссейные автомобильные дороги и грунтовые автомобильные дороги (раньше все эти дороги назывались гужевыми; гужевой транспорт - это перевозка грузов в телегах, санях, арбах, в ко­торые с помощью гужи (ременной петли) запрягались лошади).

Шоссейные и грунтовые дороги

Шоссейными называются дороги, имеющие специально сделанное твердое искусственное покрытие - каменное (булыжник, брусчатка), асфальтовое или бетонное. Кое-где еще можно встретить и деревянное шоссе: на севере нашей страны на заболоченной местности под Архан­гельском можно еще встретить дощатые дороги, а в Германии в про­шлом веке были сделаны кое-где дороги из деревянных чурбачков, ук­репленных в грунте торчком. Встречаются и плиточные покрытия дорог наподобие паркета из природного тесаного камня.

В прошлом веке очень распространено было булыжное покрытие мос­товых (мостовая - это проезжая часть улиц и переулков) и даже дорог между городами. Нередко дороги покрывались щебнем - мелкобитым камнем. Но с появлением в XX веке автомобиля возникла необходи­мость делать скоростные дороги с твердым гладким покрытием. Так с 20-х годов прошлого столетия люди стали строить шоссейные дороги с асфальтовым, а затем бетонным покрытием.

Всякая шоссейная дорога с твердым искусственным покрытием дела­ется всегда немного выпуклой, чтобы дождевая вода скатывалась с нее на стороны. По бокам оставляют часть насыпи, не покрытую асфальтом, но посыпанную песком, гравием или щебнем (гравий или галька - мел­кий речной камень). Это так называемые обочины. А за обочинами про­рываются с обеих сторон канавы (или - кюветы), куда стекает вода.

Условный топографический знак шоссе представляет собой две тон­кие, черного цвета, параллельные друг другу линии, промежуток между которыми шириной 0,8 или 1 мм заполняется красной (оранжевой) краской.

Как уже говорилось, знак шоссе является немасштабным по ширине, то есть нельзя по ширине знака на карте (например, 1 мм) определить точно ширину шоссе на местности (длина знака, конечно, соответству­ет действительной длине шоссе с очень небольшим отклонением).

Но всем, кто пользуется шоссейными дорогами для проезда по ним (как гражданским, так и особенно военным людям), очень важно знать заранее ширину каждого шоссе - ведь от этого многое зависит. Поэто­му, у каждого знака шоссейной дороги на карте дается дополнительный знак - буквенно-цифровая характеристика этого шоссе. Эта характери­стика состоит из трех элементов: цифры, еще одной цифры в скоб­ках и буквы. Буквой обозначается материал, которым покрыто шоссе: если это асфальт, то ставится буква «А», если бетон - буква «Б», а если шоссе покрыто булыжником или брусчаткой (то есть камнем), то буква «К». Первая цифра обозначает ширину покрытия шоссе в метрах (то есть заасфальтированной, забето­нированной или покрытой камнем части полотна шоссе), а в скобках да­ется цифра, обозначающая ширину всего полотна шоссе в метрах, то есть вместе с обочинами от внутреннего края одного кювета до внутреннего края другого кювета.

Этот знак характеристики ставится поперек самого знак шоссе в удобном месте; при вычерчивании знака шоссе делается разрыв в чер­ных параллельных линиях, но красный цвет в промежутке между ними не прерывается.

Туристы-пешеходники редко ходят по шоссе. Это, во-первых, небезопасно, а главное, - неинтересно. Лучше уж идти по тропинкам и дорогам, которые часто проложены рядом с шоссе параллельно ему. Но так или иначе, маршруты пересекаются с шоссейными дорогами, и поэтому надо знать знак шоссе.

Следующий тип автомобильных дорог – грунтовые дороги. Грунт – это почва, земля. Следовательно, грунтовые дороги - это дороги земляные, ничем искусственным не покрытые. Они могут быть частично или целиком усыпаны песком, гравием, щебнем, шлаком (шлак – перегоревший каменный уголь), битым кирпичом, но это не является твердым покрытием.

Все грунтовые дороги подразделяются на три вида: простыегрунтовые дороги (их называют еще полевыми или лесными дорогами), проселочные дороги и так называемые улучшенные грунтовые дороги (сокращенно – УГД).

Простая грунтовая дорога обозначается на картах штриховой (прерывистой) черной тонкой линией, длина штрихов должна быть 3-4 мм, а длина промежутков между штрихами – около 1 мм.

Проселочная дорога – это тоже дорога грунтовая, но она имеет более важное значение, она более наезжена и существует, как правило, многие десятки, даже сотни лет. Проселочная дорога соединяет село с селом, деревню с городом, поселком, железнодорожной станцией, с шоссе. Если простая грунтовая дорога, идущая через лес к вырубке или через поле к стогу сена, может вдруг кончиться где-то в лесу или в поле, то проселок не оборвется неожиданно, а обязательно выведет вас к какому-либо населенному пункту или к другой крупной дороге. Проселочная дорога обозначается на топографических картах сплошной тонкой черной линией.

Из самого названия видно, что улучшенная грунтовая дорога – это тоже дорога земляная, не имеющая твердого искусственного покрытия. Улучшенной она называется потому, что ей придают слегка выпуклую форму (профилируют) для лучшего стока воды, посыпают гравием или щебнем, утрамбовывают катком и вырывают по бокам кюветы. Топографический знак УГД, как и шоссейной дороги, состоит из двух тонких черных параллельных друг другу линий, но промежуток между ними имеет ширину 0,6-0,8 мм и заполняется не оранжевым, а желтым цветом.

Чаще всего туристы пользуются в походах пешеходными тропами. Пешеходная тропа – это тоже дорога, по ней можно проехать на велосипеде, на мотоцикле, на лошади. Но она, как правило, слишком узка для машины и телеги.

Тропы никто специально не прокладывает, они возникают сами собой от постоянной ходьбы людей в одном и том же направлении. Тропинки имеют коварное свойство: они могут неожиданно исчезать, а где-то в другом месте вновь возникать. Подумайте, в силу каких причин это мо­жет происходить?

В густонаселенной местности нередко в одном и том же направлении может идти сразу целая сеть тропинок, которые то смыкаются, то вновь расходятся. Особенно часто это встречается в тех местах, где постоянно гоняют стада коров, коз, овец. Такое множество тропинок изобразить на карте невозможно, поэтому группу троп показывают одной условной тропой в соответствующем направлении.

Кроме того, бывают очень короткие тропки от дома к колодцу, к пру­ду, к проселку; встречаются временные тропинки-одногодки. Все такие тропы на картах не показывают. Это необходимо учитывать путешест­венникам. Только достаточно длинные по протяженности и постоянно существующие (их называют иногда «вековыми») тропы наносятся на карты крупных масштабов.

return false">ссылка скрыта

Условный знак тропы почти такой же, как и простой грунтовой доро­ги - тонкая черная прерывистая (штриховая, а не пунктирная, как ее неправильно иногда называют) линия, но каждый штрих имеет уже меньшую длину равную 2 мм, а промежуток между штрихами - чуть меньше миллиметра.

На шоссейных и некоторых других крупных дорогах ставятся километ­ровые столбы, которые тоже обозначаются на топографических картах. На старых топокартах знак километрового столба изображался фигурой в виде маленького квадратика на ножке, теперь он изобража­ется простым черным коротким штрихом, который располагается пер­пендикулярно знаку шоссе от его осевой линии в ту сторону за пределы знака шоссе, на обочине которой стоят столбы с километровыми обо­значениями.

• Железные дороги

Топографический знак железной дороги в последние 25 лет тоже пре­терпел изменения.

Железные дороги бывают в одну или несколько колей. Одна колея - это две рельсы, уложенные на шпалы, по которым идет поезд. Если же­лезная дорога имеет две колеи, это значит, что на участке уложено два пути - 4 рельса, по которым одновременно могут двигаться в разных направлениях два состава. Не следует путать двухколейную железную до­рогу с так называемыми разъездами на одноколейных дорогах. Такие разъезды показывают только на очень крупномасштабных картах.

Могут быть, конечно, не только двухпутные, но и трех-, четырехпутные железные дороги. Кроме того, надо знать, что железнодорожные пу­ти бывают узкоколейные и широкой колеи, по которой ходят обычные пассажирские и товарные поезда. А узкая колея предназначается для не­больших вагончиков и платформ, на которых перевозят небольшие гру­зы - лес, торф, грунты (песок, гравий, щебень) и др.

Раньше знак железной дороги изображался двумя тонкими чер­ными параллельными линиями, просвет между которыми запол­нялся попеременно черными и бе­лыми «шашечками» по 4 мм дли­ной каждая. Теперь знак представляет собой сплошную толстую черную линию. Ее толщина достигает 0,6 мм.

Но читателям топографической карты бывает необходимо знать, сколько путей имеет железная до­рога на каждом данном участке, а кроме того, необходимо знать - элек­трифицирована или неэлектрифицирована та или другая железная доро­га. Эту информацию тоже дает топографическая карта.

Два коротких штриха поперек знака железной дороги обозначают, что она имеет две колеи. Если колея одна, то ставится один штрих. Три штриха обозначают, что эта железная дорога многоколейная. Если у по­перечного штриха имеется еще короткий штришок, параллельный знаку железной дороги, то это значит, что дорога электрифицирована. На ста­рых знаках железных дорог вся эта информация содержалась в белых просветах знака.

У знака железнодорожной станции черный прямоугольничек внутри белого прямоугольника ставится с той стороны, с какой от полотна же­лезной дороги расположено здание вокзала (пристанционное строение).

• Мосты

На простых грунтовых дорогах, как правило, строят деревянные мос­ты, на шоссейных, улучшенных грунтовых дорогах и на важных просел­ках мосты чаще всего бывают бетонные (каменные), но иногда и дере­вянные. На железных дорогах большие мосты через крупные реки все­гда бывают металлическими, а через маленькие речки - бетонными. То­пографические знаки мостов - это знаки фигурные и немасштабные.

Там, где на карте размещается знак мос­та, знаки дороги и реки разрываются.

Пояснительным знаком у мостов слу­жит буквенно-цифровая характеристика моста. Например: Д3-24-5/10.

Здесь буква «Д» обозначает материал, из которого построен мост, - дерево (если мост бетонный, ставится буква «К»). Коэффициент 3 - это высота моста над поверхностью воды в реке. В числителе дроби первая цифра, 24, - длина моста в метрах, вторая цифра, 5, - его ширина в метрах. В знаменателе цифра 10 показывает грузоподъемность моста в тоннах, то есть, на какой максимальный вес машины рассчитан мост при его проектировании.

Очень часто дороги пересекаются с небольшими сухими овражками, лощинками, по которым ручьи текут только весной, когда тает снег. Что­бы проложить дорогу через овраг, надо поперек оврага сделать насыпь: - ведь не могут машины всю дорогу то круто съезжать вниз, то круто под­ниматься вверх по склонам. Но насыпь перегородит овраг, и когда вес­ной станет таять снег, выше от насыпи по течению образуется целое озе­ро. Скопившаяся вода постепенно размоет насыпь, и дорога обвалится, разрушится. Чтобы этого не произошло, на всех дорогах в местах, где они пересе­кают овраги, под насыпи укладывается широкая бетонная труба для стока воды. Иногда строят даже большую кирпичную арку под дорогой. У таких труб есть свой топографический знак.

Для туристов эти трубы под дорогами могут служить хорошими ориентирами. На пешеходных тропах часто то­же делаются мосты, но очень маленькие - только для пешехода. Такие мостики (жители часто называют их то кладями, то лавами) иногда пред­ставляют собой просто два бревна, поло­женных над речкой с берега на берег. Но иногда бывают и хорошо оборудованные пешеходные мостки с перилами с одной или даже двух сторон.