Водный туризм
В последние годы водный туризм завоевывает все большую популярность. Туристов привлекает широкий диапазон встречающихся в походе препятствий и способов сплава - от некатегорийных походов на лодках или байдарках по спокойным рекам и озерам до спортивного прохождения сверхсложных каньонов с порогами и водопадами. В водном туризме больше, чем в каком-либо другом виде, применяется самодельное снаряжение. В первую очередь это суда - байдарки, катамараны, плоты, кроме того, герметичная упаковка, непромокаемая одежда.
Соревнования по водному туризму - ТВТ (техника водного туризма) появились в 60-х гг. Вначале они проводились в основном на байдарках, плавание на которых позволяет научиться чувствовать воду, отработать технику гребли. Эти соревнования способствовали росту класса туристов-водников. В 70-х гг. широкое распространение получили походы на самодельных катамаранах, плотах, ЛАСах и других надувных судах. Большая часть сложных походов совершается на этих средствах сплава. Плавание на них требует несколько отличной от байдарок техники и тактики преодоления препятствий.
Соревнования туристов-водников подразделяются на личные, лично-командные и командные. В личных соревнованиях, которые правильнее называть соревнованиями экипажей судов, экипажи соревнуются между собой вне зависимости от принадлежности к команде. В лично-командных - суммируются результаты экипажей, относящихся к одной команде и определяются места, занятые командами. Командные соревнования требуют взаимодействия экипажей на дистанции во время движения.
Условия проведения соревнований могут быть самыми различными, но наиболее часто встречаются следующие виды соревнований: короткая трасса, длинная трасса, соревнования по безопасности, эстафета.
Короткая трасса. Соревнования личные, лично-командные и командные могут проводиться на байдарках, катамаранах, ЛАСах и т.д. Длина трассы не превышает 800 м, а количество ворот - 25.
Длинная трасса (ралли). Протяженность дистанции может меняться в широких пределах - от 5 до 100 км и более. При этом дистанции соревнований, проводимых в течение одного или нескольких дней, включают отдельные технически сложные этапы. Эти соревнования, как правило, командные или личные (для надувных судов с большим экипажем), проходят в условиях, максимально приближенных к походным. Могут проводиться на тех же судах, что и на короткой трассе с добавлением плотов. Условиями соревнований может быть оговорено взаимодействие судов, страховка командой при прохождении сложных участков и т. д.
Соревнования по безопасности. Это командные соревнования. Чаще всего они включают имитацию переворота одного судна в определенной зоне и проведение «спасательных» работ, также в ограниченной зоне. Обычно переворот осуществляет экипаж байдарки, а команда может оказывать помощь с катамарана, плота, ЛАСа или с берега.
Эстафета. Это зрелищные соревнования на дистанции от 5 до 20 км, включающие участки, проходимые судами разных типов: например байдарками, катамаранами и плотами. Старт обычно дается групповой. Число одновременно стартующих команд зависит от характера реки.
Выбор дистанции соревнования по водному туризму - весьма сложная задача, так как характер препятствий серьезно зависит от уровня воды в реке (паводок, половодье, межень), и одно изменение, например паводок, может вызвать значительное усложнение или упрощение движения. Однако существует несколько общих для всех дистанций требований. На дистанции не должно быть естественных или искусственных препятствий, угрожающих жизни спортсменов: остатков мостов, торчащей из дна арматуры и т.п. Кроме того, после финиша должен быть участок относительно спокойной воды, на котором можно успеть до следующего препятствия пристать к берегу и обеспечить надежную страховку в аварийной обстановке.
Для движения судов по заранее намеченной линии используется навеска «ворот». Ворота образуются двумя шестами (вехами), подвешиваемыми через перекладины к проволоке (веревке), натянутой через реку или к консольно-выдвинутой с берега рейке. Высота подвески должна быть не менее 2 м для обеспечения безопасности гребцов, но шест не должен касаться воды. Длина шестов не менее 180 см, расстояние между ними для соревнований на байдарках не менее 1,2 м, а для других судов определяется условиями проведения соревнований. Для надувных судов может подвешиваться шест только с одной стороны. Шесты могут иметь круглое или квадратное сечение с диаметром (стороной) 3-5 см. Все шесты окрашиваются чередующимися по цвету кольцами одинаковой ширины. Число колец на шесте - 10. Все шесты имеют снизу белое кольцо. Всего применяются три типа окраски: зеленые и белые кольца; красные и белые; черные и белые. Рядом с каждыми воротами с правой стороны по движению вешается табличка с порядковым номером ворот. Размер цифр - 30х15 см, цвет - черный на желтом или белом фоне. Номер нарисован с двух сторон таблички, но с одной из них перечеркнут, что означает запрещение входа в ворота с этой стороны. Кроме того, рядом может быть вывешена табличка с буквой R или Т. Буква R (реверс) обозначает необходимость прохождения ворот кормой вперед. Буква Т (ворота времени) обозначает, что в командной гонке экипажи одной команды должны пройти их за заранее оговоренный отрезок времени. Шест (веха), окрашенный в зелено-белый цвет, вывешивается с правого борта по направлению движения судна в воротах, в красно-белый - с левого борта. Черно-белые шесты обозначают ворота свободного хода - их можно проходить носом или кормой в любом направлении.
Правилами предусмотрено чистое (без касания) прохождение всех ворот на дистанции. За нарушения (касание одной вехи, двух, непрохождение ворот частью экипажа или всем экипажем) начисляются штрафные очки, как правило, от 5 до 50. На короткой трассе результат экипажа определяется по сумме штрафных очков и времени прохождения дистанции (одна секунда времени равняется одному очку). Победителем считается экипаж, набравший наименьшую сумму очков.
Обеспечение безопасности во время соревнований. Эта задача возлагается на специально создаваемую спасательную службу, возглавляемую опытным спасателем. До соревнований составляется план организации спасательных работ и намечаются пункты расстановки судов и спасателей. Спасательные работы организуются с привлечением большого арсенала методов и средств, используемых туристами-водниками при преодолении сложных препятствий.
Вся дистанция должна быть разбита на зоны, в которых число спасателей определяется возможной необходимостью оказывать помощь одновременно экипажам двух судов. В первую очередь спасаются, конечно, люди, а затем уже снаряжение.
Все участники команд и судьи должны быть подробно проинструктированы о необходимости соблюдения мер безопасности на тренировках и во время соревнований. Начальник спасательной службы имеет право прервать соревнования для ликвидации аварийной ситуации.