Водный туризм

 

В последние годы водный туризм завоевывает все большую популярность. Туристов привлекает широкий диапазон встречающихся в походе препятствий и спосо­бов сплава - от некатегорийных походов на лодках или байдарках по спокойным рекам и озерам до спортивного прохождения сверхсложных каньонов с порогами и водо­падами. В водном туризме больше, чем в каком-либо дру­гом виде, применяется самодельное снаряжение. В первую очередь это суда - байдарки, катамараны, плоты, кроме того, герметичная упаковка, непромокаемая одежда.

Соревнования по водному туризму - ТВТ (техника водного туризма) появились в 60-х гг. Вначале они про­водились в основном на байдарках, плавание на которых позволяет научиться чувствовать воду, отработать технику гребли. Эти соревнования способствовали росту класса туристов-водников. В 70-х гг. широкое распространение получили походы на самодельных катамаранах, плотах, ЛАСах и других надувных судах. Большая часть слож­ных походов совершается на этих средствах сплава. Плавание на них требует несколько отличной от байдарок техники и тактики преодоления препят­ствий.

Соревнования туристов-водников подразделяются на личные, лично-команд­ные и командные. В личных соревнованиях, которые пра­вильнее называть соревнованиями экипажей судов, экипа­жи соревнуются между собой вне зависимости от принадлежности к команде. В лично-командных - суммируются результаты экипажей, относящихся к одной команде и определяются места, занятые командами. Командные со­ревнования требуют взаимодействия экипажей на дистан­ции во время движения.

Условия проведения соревнований могут быть самыми различными, но наиболее часто встречаются следующие виды соревнований: короткая трасса, длинная трасса, со­ревнования по безопасности, эстафета.

Короткая трасса. Соревнования личные, лично-командные и командные могут проводиться на байдарках, катамаранах, ЛАСах и т.д. Длина трассы не превышает 800 м, а количество ворот - 25.

Длинная трасса (ралли). Протяженность дистанции может меняться в широких пределах - от 5 до 100 км и более. При этом дистанции соревнований, проводимых в течение одного или нескольких дней, включают отдельные технически сложные этапы. Эти соревнования, как правило, командные или личные (для надувных судов с большим экипажем), проходят в условиях, максимально приближенных к походным. Могут проводиться на тех же судах, что и на короткой трассе с добавлением плотов. Условиями соревнований может быть оговорено взаимо­действие судов, страховка командой при прохождении сложных участков и т. д.

Соревнования по безопасности. Это командные сорев­нования. Чаще всего они включают имитацию переворо­та одного судна в определенной зоне и проведение «спасательных» работ, также в ограниченной зоне. Обычно переворот осуществляет экипаж байдарки, а команда мо­жет оказывать помощь с катамарана, плота, ЛАСа или с берега.

Эстафета. Это зрелищные соревнования на дистанции от 5 до 20 км, включающие участки, проходимые судами разных типов: например байдарками, катамаранами и плотами. Старт обычно дается групповой. Число одновре­менно стартующих команд зависит от характера реки.

Выбор дистанции соревнования по водному туризму - весьма сложная задача, так как характер препятствий серьезно зависит от уровня воды в реке (паводок, поло­водье, межень), и одно изменение, например паводок, мо­жет вызвать значительное усложнение или упрощение движения. Однако существует несколько общих для всех дистанций требований. На дистанции не должно быть естественных или искусственных препятствий, угрожаю­щих жизни спортсменов: остатков мостов, торчащей из дна арматуры и т.п. Кроме того, после финиша должен быть участок относительно спокойной воды, на котором можно успеть до следующего препятствия пристать к бе­регу и обеспечить надежную страховку в аварийной об­становке.

Для движения судов по заранее намеченной линии используется навеска «ворот». Ворота образуются двумя шестами (вехами), подвешиваемыми через перекладины к проволоке (веревке), натянутой через реку или к консольно-выдвинутой с берега рейке. Высота подвески долж­на быть не менее 2 м для обеспечения безопасности греб­цов, но шест не должен касаться воды. Длина шестов не менее 180 см, расстояние между ними для соревнований на байдарках не менее 1,2 м, а для других судов опреде­ляется условиями проведения соревнований. Для надув­ных судов может подвешиваться шест только с одной стороны. Шесты могут иметь круглое или квадратное сечение с диаметром (стороной) 3-5 см. Все шесты окрашиваются чередующимися по цвету кольцами одинаковой шири­ны. Число колец на шесте - 10. Все шесты имеют снизу белое кольцо. Всего применяются три типа окраски: зе­леные и белые кольца; красные и белые; черные и белые. Рядом с каждыми воротами с правой стороны по дви­жению вешается табличка с порядковым номером ворот. Размер цифр - 30х15 см, цвет - черный на желтом или белом фоне. Номер нарисован с двух сторон таблички, но с одной из них перечеркнут, что означает запрещение входа в ворота с этой стороны. Кроме того, рядом может быть вывешена табличка с буквой R или Т. Буква R (реверс) обозначает необходимость прохождения ворот кор­мой вперед. Буква Т (ворота времени) обозначает, что в командной гонке экипажи одной команды должны прой­ти их за заранее оговоренный отрезок времени. Шест (веха), окрашенный в зелено-белый цвет, вывешивается с правого борта по направлению движения судна в воро­тах, в красно-белый - с левого борта. Черно-белые ше­сты обозначают ворота свободного хода - их можно про­ходить носом или кормой в любом направлении.

Правилами предусмотрено чистое (без касания) про­хождение всех ворот на дистанции. За нарушения (касание одной вехи, двух, непрохождение ворот частью эки­пажа или всем экипажем) начисляются штрафные очки, как правило, от 5 до 50. На короткой трассе результат экипажа определяется по сумме штрафных очков и времени прохождения дистанции (одна секунда времени равняется одному очку). Победителем считается экипаж, набравший наименьшую сумму очков.

Обеспечение безопасности во время соревнований. Эта задача возлагается на специально создаваемую спасательную службу, возглавляемую опытным спасателем. До со­ревнований составляется план организации спасательных работ и намечаются пункты расстановки судов и спаса­телей. Спасательные работы организуются с привлечением большого арсенала методов и средств, используемых туристами-водниками при преодолении сложных препятствий.

Вся дистанция должна быть разбита на зоны, в кото­рых число спасателей определяется возможной необходи­мостью оказывать помощь одновременно экипажам двух судов. В первую очередь спасаются, конечно, люди, а затем уже снаряжение.

Все участники команд и судьи должны быть подробно проинструктированы о необходимости соблюдения мер безопасности на тренировках и во время соревнований. Начальник спасательной службы имеет право прервать соревнования для ликвидации аварийной ситуации.