Пешеходный туризм
Соревнования по пешеходному туризму - самый распространенный вид соревнований. Они привлекают своей зрелищностью, общедоступностью, их можно проводить даже в городских условиях. Техническая сложность этих соревнований также может варьироваться в широких пределах.
Соревнования по пешеходному туризму могут включать: дистанцию похода-кросса, дистанцию полосы препятствий, выполнение специальных заданий.
Соревнования III-IV классов сложности должны включать прохождение обеих дистанций. В отдельных случаях, при отсутствии одной из дистанций, допускается замена ее выполнением комплекса специальных заданий. Для соревнований II класса достаточно включения одной дистанции и выполнения 1-2 специальных заданий, для соревнований I класса - прохождения одной дистанции.
Прежде чем переходить к дистанциям в целом, целесообразно рассмотреть их отдельные этапы, которые могут являться специальным заданием или его составной частью. Техническая сложность этапов меняется в зависимости от выбора участков рельефа местности и условий прохождения. Например, переправа вброд на спокойной реке не представляет технических трудностей, а на горной является сложной задачей. Навесная переправа для начинающих туристов может быть подготовлена судейской бригадой, и от команды требуется только ее прохождение, в других случаях команде необходимо целиком ее оборудовать и пройти. Поэтому этапы условно можно разбить на несколько групп.
I. Технически сложные этапы:
Ø Навесная переправа.
Ø Движение по скальному участку.
Ø Переправа через реку, овраг по бревну.
Ø Переправа через реку вброд с использованием перил.
Ø Переправа по веревке с перилами.
II. Технически простые этапы:
Ø Переправа па плавсредствах.
Ø Подъем по склону (в том числе по перилам).
Ø Спуск по склону спортивным способом.
Ø Траверс склона (в том числе с альпенштоком).
Ø Транспортировка «пострадавшего».
Ø Переправа через реку вброд.
Ø Преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешенной веревки («маятником»).
Ø Преодоление канавы, ручья, рва с помощью шеста.
Ø Движение по жердям.
Ø Движение по кочкам.
Ø Преодоление чащи, завала.
Ø Туристское ориентирование.
III. Этапы без физической нагрузки:
Ø Вязка узлов.
Ø Оказание доврачебной помощи.
Ø Зачет по топографии.
IV. Этапы проверки начальных туристских навыков:
Ø Установка палатки.
Ø Разжигание костра.
Ø Укладка рюкзака.
Рассмотрим краткую характеристику этапов, требования по их организации и судейству.
Навесная переправа. Этот этап наиболее технически сложный, на практике используется не только в пешеходных походах. В составе этапа первый, а иногда и последний участник могут переправляться вброд, по бревну, на плавсредствах, сюда также может быть включена транспортировка «пострадавшего». Перечисленные составные части этапа организуются и судятся в соответствии со своими правилами.
Переправу на дистанциях I-II классов чаще всего оборудует судейская бригада, а на дистанциях III-IV классов - сами участники, в большинстве случаев со снятием ее с противоположного берега. Длина и угол наклона переправы не должны превышать для дистанций I-II классов - 30 м и 10°, а для III-IVклассов - 60 м и 20°. Большая длина сильно затрудняет натягивание веревки и движение на второй половине переправы из зоны максимального прогиба. Для натягивания веревки используются деревья, камни. Если деревья малой толщины, то 2-3 дерева можно объединить общей петлей. Могут потребоваться и искусственные опоры в виде вкопанных столбов. Для большей жесткости опор в необходимых случаях используются оттяжки.
Судейская веревка (страховка) вешается с большим провисом, почти до основной (рабочей) веревки, чтобы страховочный репшнур не мешал движению. Часто репшнур оборудуется закольцованной вспомогательной веревкой для возвращения освободившегося репшнура, транспортировки груза или подтягивания участника.
Лучшие команды оборудуют и проходят переправу за 10 минут. Рекомендуемое контрольное время - 30 минут для переправ длиной до 40 м.
Движение по скальному участку. Эта дистанция оборудуется длиной до 60 м со средней крутизной до 45° . Контрольное время прохождения обычно не превышает 30 минут. Отдельные небольшие участки могут быть отвесными. Этап может состоять из участков подъема, траверса и спуска и не включает крючьевой работы. Этап организуется также на разрушенных строениях, в каменоломнях. Желательно, чтобы скалы имели разнообразный рельеф с трещинами, камином, полками. Наверху хорошо иметь площадку для организации страховки, приема.
Важным вопросом является организация страховки. Страховочные петли должны быть закреплены на деревьях, на группе (не менее 3) специально забитых ледовых крючьев или на трубах. Для избегания «маятника» при срыве страховку в случае необходимости следует организовать через скользящий на веревке карабин. Первый участник при подъеме обычно двигается на судейской страховке, так же, как и последний при спортивном спуске (дюльфер).
Переправа через реку, овраг по бревну. Длина бревна для переправы чаще всего берется 5-10 м при толщине примерно 20 см. При отсутствии бревен такой толщины можно укладывать два бревна.
Для дистанций I-II классов используют неподвижно лежащее бревно и, как правило, судейские страховочные перила. Для дистанций III-IV классов желательно предусмотреть укладку бревна командой на другой берег реки или склон оврага с опусканием на веревочных «усах» или переход по качающемуся бревну, один конец которого закреплен в веревочной петле. При этом страховку организует команда. Перила натягиваются ниже бревна (по течению). При движении первого участника, когда еще нет перил, страховка производится основной веревкой через дерево, карабин и т. д., или двумя участниками, стоящими на уровне бревна лицом вниз по течению.
К переправляющимся пристегивается транспортировочная вспомогательная веревка для подтягивания в случае срыва.
Переправа через реку вброд с использованием перил.Длина переправы не должна превышать для дистанций I-III классов 30 м, для IV класса - 50 м, при скорости течения реки для I-II классов - до 1 м/с, III класса - до 2 м/с, IV класса - до 3 м/с при глубине 1,2 м. Для соревнований на дистанции I-II классов перила обычно натягиваются судейской бригадой, а на дистанции III-IV классов - командой.
Первый и последний участники могут переправляться на страховке команды или на понтоне. По перилам не допускается движение двух человек одновременно. Самостраховка обеспечивается карабином, пристегнутым к перилам. Участник движется боком, лицом против течения, держась руками за веревку по обе стороны от карабина. К переправляющимся привязывается транспортировочная вспомогательная веревка для подтягивания в случае падения.
Переправа по веревке с перилами. Этот этап не встречается в походах, однако он зрелищный, доступен туристам разного уровня подготовленности и хорошо способствует развитию равновесия. Участник передвигается по веревке, держась руками за перила. Основная веревка натягивается на высоте 1 м над землей, а перила, также из основной веревки, на 1,2-1,5 м выше. Самостраховка производится через карабин, передвигаемый участником по верхней веревке. Длина переправы для соревнований на дистанции I-II классов - 15 м, обычно ее натягивают судьи, на дистанции III-IV классов -30 м, и навешивается она командой.
return false">ссылка скрытаПереправа на плавсредствах. Этот этап может быть самостоятельным или входить составной частью в такие этапы, как навесная переправа, переправа по бревну - для транспортировки первого и последнего участников. Переправа может осуществляться на самых разнообразных средствах - от надувных понтонов до деревянных плотов в зависимости от местных условий; возможна организация паромной переправы по натянутой веревке.
Подъем по склону, спуск по склону спортивным способом. Длина этапа обычно не превышает 40 м, крутизна - 50°. Устройство перил в зависимости от класса соревнований может быть выполнено судейской бригадой. Участник движется, обеспечивая самостраховку схватывающим узлом. По веревке не допускается движение двух человек одновременно. Командам может быть разрешено применение дополнительных веревок, обеспечивающих параллельное движение участников.
Траверс склона. Длина и крутизна выбираются такие же, как и для предыдущих этапов. На дистанции обычно устраивается не менее двух пунктов для перестежки (без потери страховки) - крюки с карабинами или петли, через которые проходит перильная веревка. Целесообразно жестко прикреплять перила к этим точкам, тогда на каждом участке одновременно может двигаться по одному человеку. Можно организовать этап для движения по травянистому или снежному склону с альпенштоком или ледорубом.
Транспортировка «пострадавшего». Этап может иметь самые различные формы - транспортировка на самодельных носилках, в опутанном веревкой спальном мешке, в рюкзаке - и входить составной частью в другие этапы. Наиболее распространен способ транспортировки на самодельных носилках, изготавливаемых из двух жердей длиной 3 м с поперечинами длиной 80 см и двух штормовок. Длина этапа может колебаться от 20 до 200 м. При транспортировке «пострадавшего» по навесной переправе для обеспечения безопасности следует использовать чурку.
Переправа через реку вброд. Этап может быть различным - движение с шестом, переход «стенкой», попарно и т. д. Он часто входит в этапы преодоления реки для первого и последнего участников. В целях обеспечения безопасности обычно вводится ряд ограничений (см. переправу вброд с использованием перил). Часто участник идет на страховке, обеспечиваемой с берега, в этом случае к нему должна быть прикреплена вспомогательная транспортировочная веревка для подтягивания к берегу при срыве. Она расположена ниже по течению на расстоянии не менее половины ширины реки.
Преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешенной веревки («маятником»). Этот этап практически не встречается в походах. Ширина препятствия не более 4 м, толщина веревки не менее 10 мм. На конце ее завязывается узел. Узлы могут быть завязаны в местах хвата рук. Обычно этап применяется на дистанциях I-II классов.
Преодоление канавы, ручья, рва с помощью шеста. Глубина препятствия не должна быть более 1 м. Шест, как правило, берется длиной 3 м. Прыжки с рюкзаками запрещаются. Этап используется на дистанциях I-II классов.
Движение по жердям. Этап имитирует преодоление заболоченного участка по жердям («гать»), уложенным на опоры («лежни»). Длина участка - 10-25 м, расстояние между опорами - 2,5-3 м. Количество шестов равняется количеству членов команды. Лежни из чурбаков должны быть положены устойчиво, диаметр их около 20 см.
Движение по кочкам. Длина этапа не превышает 20 м. Кочки устанавливаются зигзагообразно на разном расстоянии, не превышающем 1,5 м. Оборудовать этап можно временно снятыми кусками дерна или кусками старой автомобильной покрышки, прибитыми к чуркам, вкопанным в землю.
Вязка узлов. На этапе проверяется умение вязать часто применяемые в походах узлы. Этап не включается в дистанцию полосы препятствий, но может проводиться в кросс-походе или отдельно. Предлагаемые к вязке узлы предварительно демонстрируются. Обычно время вязки узла не превышает 30-45 секунд. Для соревнований рекомендуются следующие узлы: проводник (одним концом), двойной проводник, восьмерка, булинь, брамшкотовый, удавка, прямой, встречный, схватывающие (австрийский, пруссик), стремя.
Преодоление чащи, завала. Этап организуется на участке леса, трудном для движения. Длина - 25-100 м.
Оказание доврачебной помощи. Команда должна оказать первую помощь при одной из следующих травм: закрытый перелом голени без кровотечения; открытый перелом голени с кровотечением; растяжение, перелом и разрыв связок в области голеностопного сустава; перелом ключицы; закрытый перелом бедра; открытый перелом костей предплечья; кровоточащая рана предплечья с повреждением артерии; кровоточащая рана в височной части головы и повреждение глазницы; ранение теменной части головы (рассечен кожный покров), имеется подозрение на сотрясение мозга I-II степени; перелом в области тазовых костей; проникающее ранение брюшной полости; перелом основания черепа; повреждение позвоночника; закрытый перелом ребер; открытое ранение в области грудной клетки с повреждением легких (открытый пневмоторакс); правила наложения жгута при артериальном кровотечении; первая помощь при длительном сдавливании конечностей; вывих в области плечевого сустава; повреждение (перелом) нижней челюсти; обморожение и общее замерзание; удушье (асфиксия) вследствие сдавливания грудной клетки или закупорки верхних дыхательных путей снегом лавины, землей; оказание первой помощи пострадавшему в лавине; термические ожоги: признаки, первая помощь; поражение грозовым разрядом; оказание первой помощи утопающему.
Этап проводится в огороженной зоне или в большой палатке, включается в кросс-поход или дается отдельно.
Зачет по топографии. Этап содержит задание команде расшифровать 3-7 знаков и нарисовать 3-7 знаков. Таблицу, содержащую около 50 топографических знаков, целесообразно вывешивать до начала соревнований. Этот этап так же, как предыдущий, не проводится в составе полосы препятствий.
Туристское ориентирование. Этот этап, как правило, применяется на дистанции кросс-похода. Задача его - проверить необходимые для похода навыки ориентирования на местности и работы с картой. Желательно выбирать участок, поросший лесом с разнообразным пересеченным рельефом. Однако затяжные крутые подъемы при движении с рюкзаком могут привести к перегрузке. Этап не должен пересекать дорог с активным движением.
По границам этапа важно иметь ориентиры, которые не позволят недостаточно подготовленным командам далеко сбиться с маршрута. Кроме того, дается аварийный азимут, выводящий на дорогу, реку и т. п., что поможет группе при необходимости выйти с маршрута. Контрольные пункты должны иметь четкую привязку не менее чем к двум ориентирам.
Установка палатки. Может производиться установка палатки команды или судейской. Как правило, этот этап совмещается с финишем. На этом и на двух последующих этапах не дается штрафов за неправильную установку, а нужно, найдя ошибку, потребовать ее устранения.
Разжигание костра. Дрова команда заготавливает заранее, до старта. Окончанием этапа может являться закипание воды в судейской посуде или пережигание нитки. Использование искусственных горючих веществ не допускается.
Укладка рюкзака. Требуется правильно уложить рюкзак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, чтобы рюкзак имел плоскую форму. Предметы, которые понадобятся на дистанции, например веревки, должны быть сверху.
Кросс-поход. Движение по этой дистанции должно быть приближено к условиям похода. Все препятствия команда, транспортируя контрольный груз, преодолевает самостоятельно, без судейского оборудования этапов, исключая, в необходимых случаях, страховку. Чтобы не было бега с рюкзаками, дистанция разбивается на участки, на прохождение которых дается заранее заданное время - оптимальное. Оптимальное время (ОВ) целесообразно назначать после пробного судейского прохождения дистанции или отдельных ее этапов.
При этом предусматривается движение быстрым шагом с тактически правильным преодолением этапов. Выход к пункту контроля времени (ПКВ) после окончания ОВ наказывается штрафом, при выходе до окончания ОВ команда ждет у ПКВ. Кроме того, назначается контрольное время (КВ). Если команда не укладывается в контрольное время, которое часто принимают равным ОВх2, то прохождение этапа не засчитывается.
Суммарное ОВ на правильно построенной дистанции в зависимости от класса колеблется от 2 до 4 часов.
Полоса препятствий. Дистанция полосы препятствий выявляет техническую подготовленность команды. Она должно быть зрелищной, динамичной и может преодолеваться без дополнительного груза. Количество этапов составляет 5-6, 7-9 и 10-16 для, соответственно, I, II и III-IV классов дистанции. При этом длина полосы не должна превышать 1 км.
Для прохождения технически сложных этапов целесообразно устанавливать контрольное время. Оно может быть определено и на прохождение всей дистанции. Правильно поставленную полосу препятствий команда должна проходить за 15-60 минут в зависимости от класса дистанции. При этом количество штрафного времени у лучшей команды составляет на практике приблизительно 25% от времени прохождения дистанции.
Выбор местности имеет большое значение. Наличие реки, оврагов, леса, скальных выходов позволяет сделать разнообразную дистанцию.
Выполнение специальных заданий. На соревнованиях III-IV классов они могут быть различными. Чаще применяют такие этапы, как оказание доврачебной помощи, топография, вязка узлов, навесная переправа, транспортировка «пострадавшего» (спасательные работы). Могут применяться и комбинации этапов. Особенно интересной может оказаться навесная переправа в комплексе с бродом, переправой по бревну и т. п.
Результат выступления команды на полосе препятствий определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени. Чем меньше сумма, тем выше место.