Пешеходный туризм

 

Соревнования по пешеходному туризму - самый рас­пространенный вид соревнований. Они привлекают своей зрелищностью, общедоступностью, их можно проводить даже в городских условиях. Техническая сложность этих соревнований также может варьироваться в широких пре­делах.

Соревнования по пешеходному туризму могут вклю­чать: дистанцию похода-кросса, дистанцию полосы пре­пятствий, выполнение специальных заданий.

Соревнования III-IV классов сложности должны включать прохождение обеих дистанций. В отдельных случаях, при отсутствии одной из дистанций, допускается замена ее выполнением комплекса специальных заданий. Для соревнований II класса достаточно включения одной дистанции и выполнения 1-2 специальных заданий, для соревнований I класса - прохождения одной дистанции.

Прежде чем переходить к дистанциям в целом, целесообразно рассмотреть их отдельные этапы, которые могут являться специальным заданием или его составной частью. Техническая сложность этапов меняется в зависимости от выбора участков рельефа местности и условий прохож­дения. Например, переправа вброд на спокойной реке не представляет технических трудностей, а на горной яв­ляется сложной задачей. Навесная переправа для начи­нающих туристов может быть подготовлена судейской бригадой, и от команды требуется только ее прохождение, в других случаях команде необходимо целиком ее обору­довать и пройти. Поэтому этапы условно можно разбить на несколько групп.

I. Технически сложные этапы:

Ø Навесная переправа.

Ø Движение по скальному участку.

Ø Переправа через реку, овраг по бревну.

Ø Переправа через реку вброд с использованием перил.

Ø Переправа по веревке с перилами.

II. Технически простые этапы:

Ø Переправа па плавсредствах.

Ø Подъем по склону (в том числе по перилам).

Ø Спуск по склону спортивным способом.

Ø Траверс склона (в том числе с альпенштоком).

Ø Транспортировка «пострадавшего».

Ø Переправа через реку вброд.

Ø Преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешен­ной веревки («маятником»).

Ø Преодоление канавы, ручья, рва с помощью шеста.

Ø Движение по жердям.

Ø Движение по кочкам.

Ø Преодоление чащи, завала.

Ø Туристское ориентирование.

III. Этапы без физической нагрузки:

Ø Вязка узлов.

Ø Оказание доврачебной помощи.

Ø Зачет по топографии.

IV. Этапы проверки начальных туристских навыков:

Ø Установка палатки.

Ø Разжигание костра.

Ø Укладка рюкзака.

Рассмотрим краткую характеристику этапов, требования по их организации и судейству.

Навесная переправа. Этот этап наиболее технически сложный, на практике используется не только в пешеход­ных походах. В составе этапа первый, а иногда и послед­ний участник могут переправляться вброд, по бревну, на плавсредствах, сюда также может быть включена транс­портировка «пострадавшего». Перечисленные составные части этапа организуются и судятся в соответствии со своими правилами.

Переправу на дистанциях I-II классов чаще всего оборудует судейская бригада, а на дистанциях III-IV классов - сами участники, в большинстве случаев со снятием ее с противоположного берега. Длина и угол на­клона переправы не должны превышать для дистанций I-II классов - 30 м и 10°, а для III-IVклассов - 60 м и 20°. Большая длина сильно затрудняет натягивание веревки и движение на второй половине переправы из зо­ны максимального прогиба. Для натягивания веревки ис­пользуются деревья, камни. Если деревья малой толщины, то 2-3 дерева можно объединить общей петлей. Могут потребоваться и искусственные опоры в виде вкопанных столбов. Для большей жесткости опор в необходимых случаях используются оттяжки.

Судейская веревка (страховка) вешается с большим провисом, почти до основной (рабочей) веревки, чтобы страховочный репшнур не мешал движению. Часто реп­шнур оборудуется закольцованной вспомогательной верев­кой для возвращения освободившегося репшнура, транс­портировки груза или подтягивания участника.

Лучшие команды оборудуют и проходят переправу за 10 минут. Рекомендуемое контрольное время - 30 минут для переправ длиной до 40 м.

Движение по скальному участку. Эта дистанция обо­рудуется длиной до 60 м со средней крутизной до 45° . Контрольное время прохождения обычно не превышает 30 минут. Отдельные небольшие участки могут быть от­весными. Этап может состоять из участков подъема, тра­верса и спуска и не включает крючьевой работы. Этап ор­ганизуется также на разрушенных строениях, в камено­ломнях. Желательно, чтобы скалы имели разнообразный рельеф с трещинами, камином, полками. Наверху хоро­шо иметь площадку для организации страховки, приема.

Важным вопросом является организация страховки. Страховочные петли должны быть закреплены на деревь­ях, на группе (не менее 3) специально забитых ледовых крючьев или на трубах. Для избегания «маятника» при срыве страховку в случае необходимости следует орга­низовать через скользящий на веревке карабин. Первый участник при подъеме обычно двигается на судейской страховке, так же, как и последний при спортивном спус­ке (дюльфер).

Переправа через реку, овраг по бревну. Длина бревна для переправы чаще всего берется 5-10 м при толщине примерно 20 см. При отсутствии бревен такой толщины можно укладывать два бревна.

Для дистанций I-II классов используют неподвижно лежащее бревно и, как правило, судейские страховочные перила. Для дистанций III-IV классов желательно пре­дусмотреть укладку бревна командой на другой берег ре­ки или склон оврага с опусканием на веревочных «усах» или переход по качающемуся бревну, один конец которого закреплен в веревочной петле. При этом страховку орга­низует команда. Перила натягиваются ниже бревна (по течению). При движении первого участника, когда еще нет перил, страховка производится основной веревкой через дерево, карабин и т. д., или двумя участниками, стоящими на уровне бревна лицом вниз по течению.

К переправляющимся пристегивается транспортировочная вспомогательная веревка для подтягивания в случае срыва.

Переправа через реку вброд с использованием перил.Длина переправы не должна превышать для дистанций I-III классов 30 м, для IV класса - 50 м, при ско­рости течения реки для I-II классов - до 1 м/с, III класса - до 2 м/с, IV класса - до 3 м/с при глубине 1,2 м. Для соревнований на дистанции I-II классов перила обычно натягиваются судейской бригадой, а на дистанции III-IV классов - командой.

Первый и последний участники могут переправляться на страховке команды или на понтоне. По перилам не до­пускается движение двух человек одновременно. Самостраховка обеспечивается карабином, пристегнутым к пе­рилам. Участник движется боком, лицом против течения, держась руками за веревку по обе стороны от карабина. К переправляющимся привязывается транспортировочная вспомогательная веревка для подтягивания в случае паде­ния.

Переправа по веревке с перилами. Этот этап не встре­чается в походах, однако он зрелищный, доступен тури­стам разного уровня подготовленности и хорошо способствует развитию равновесия. Участник передвигается по веревке, держась руками за перила. Основная веревка натяги­вается на высоте 1 м над землей, а перила, также из основ­ной веревки, на 1,2-1,5 м выше. Самостраховка произво­дится через карабин, передвигаемый участником по верх­ней веревке. Длина переправы для соревнований на дис­танции I-II классов - 15 м, обычно ее натягивают судьи, на дистанции III-IV классов -30 м, и навеши­вается она командой.

return false">ссылка скрыта

Переправа на плавсредствах. Этот этап может быть са­мостоятельным или входить составной частью в такие этапы, как навесная переправа, переправа по бревну - для транспортировки первого и последнего участников. Пе­реправа может осуществляться на самых разнообразных средствах - от надувных понтонов до деревянных пло­тов в зависимости от местных условий; возможна органи­зация паромной переправы по натянутой веревке.

Подъем по склону, спуск по склону спортивным спо­собом. Длина этапа обычно не превышает 40 м, крутиз­на - 50°. Устройство перил в зависимости от класса со­ревнований может быть выполнено судейской бригадой. Участник движется, обеспечивая самостраховку схваты­вающим узлом. По веревке не допускается движение двух человек одновременно. Командам может быть разрешено применение дополнительных веревок, обеспечивающих параллельное движение участников.

Траверс склона. Длина и крутизна выбираются таки­е же, как и для предыдущих этапов. На дистанции обыч­но устраивается не менее двух пунктов для перестежки (без потери страховки) - крюки с карабинами или пет­ли, через которые проходит перильная веревка. Целесооб­разно жестко прикреплять перила к этим точкам, тогда на каждом участке одновременно может двигаться по од­ному человеку. Можно организовать этап для движения по травянистому или снежному склону с альпенштоком или ледорубом.

Транспортировка «пострадавшего». Этап может иметь самые различные формы - транспортировка на самодель­ных носилках, в опутанном веревкой спальном мешке, в рюкзаке - и входить составной частью в другие этапы. Наиболее распространен способ транспортировки на само­дельных носилках, изготавливаемых из двух жердей дли­ной 3 м с поперечинами длиной 80 см и двух штормовок. Длина этапа может колебаться от 20 до 200 м. При транс­портировке «пострадавшего» по навесной переправе для обеспечения безопасности следует использовать чурку.

Переправа через реку вброд. Этап может быть различ­ным - движение с шестом, переход «стенкой», попарно и т. д. Он часто входит в этапы преодоления реки для первого и последнего участников. В целях обеспечения без­опасности обычно вводится ряд ограничений (см. пере­праву вброд с использованием перил). Часто участник идет на страховке, обеспечиваемой с берега, в этом слу­чае к нему должна быть прикреплена вспомогательная транспортировочная веревка для подтягивания к берегу при срыве. Она расположена ниже по течению на рас­стоянии не менее половины ширины реки.

Преодоление канавы, ручья, рва с использованием под­вешенной веревки («маятником»). Этот этап практически не встречается в походах. Ширина препятствия не более 4 м, толщина веревки не менее 10 мм. На конце ее завя­зывается узел. Узлы могут быть завязаны в местах хва­та рук. Обычно этап применяется на дистанциях I-II классов.

Преодоление канавы, ручья, рва с помощью шеста. Глубина препятствия не должна быть более 1 м. Шест, как правило, берется длиной 3 м. Прыжки с рюкзаками запрещаются. Этап используется на дистанциях I-II классов.

Движение по жердям. Этап имитирует преодоление заболоченного участка по жердям («гать»), уложенным на опоры («лежни»). Длина участка - 10-25 м, рас­стояние между опорами - 2,5-3 м. Количество шестов равняется количеству членов команды. Лежни из чурба­ков должны быть положены устойчиво, диаметр их около 20 см.

Движение по кочкам. Длина этапа не превышает 20 м. Кочки устанавливаются зигзагообразно на разном рас­стоянии, не превышающем 1,5 м. Оборудовать этап мож­но временно снятыми кусками дерна или кусками старой автомобильной покрышки, прибитыми к чуркам, вкопан­ным в землю.

Вязка узлов. На этапе проверяется умение вязать ча­сто применяемые в походах узлы. Этап не включается в дистанцию полосы препятствий, но может проводиться в кросс-походе или отдельно. Предлагаемые к вязке узлы предварительно демонстрируются. Обычно время вязки узла не превышает 30-45 секунд. Для соревнований ре­комендуются следующие узлы: проводник (одним кон­цом), двойной проводник, восьмерка, булинь, брамшкотовый, удавка, прямой, встречный, схватывающие (ав­стрийский, пруссик), стремя.

Преодоление чащи, завала. Этап организуется на участке леса, трудном для движения. Длина - 25-100 м.

Оказание доврачебной помощи. Команда должна ока­зать первую помощь при одной из следующих травм: за­крытый перелом голени без кровотечения; открытый пе­релом голени с кровотечением; растяжение, перелом и разрыв связок в области голеностопного сустава; пере­лом ключицы; закрытый перелом бедра; открытый пере­лом костей предплечья; кровоточащая рана предплечья с повреждением артерии; кровоточащая рана в височной части головы и повреждение глазницы; ранение теменной части головы (рассечен кожный покров), имеется подо­зрение на сотрясение мозга I-II степени; перелом в об­ласти тазовых костей; проникающее ранение брюшной по­лости; перелом основания черепа; повреждение позвоноч­ника; закрытый перелом ребер; открытое ранение в об­ласти грудной клетки с повреждением легких (открытый пневмоторакс); правила наложения жгута при артериаль­ном кровотечении; первая помощь при длительном сдав­ливании конечностей; вывих в области плечевого суста­ва; повреждение (перелом) нижней челюсти; обморожение и общее замерзание; удушье (асфиксия) вследствие сдавливания грудной клетки или закупорки верхних дыхательных путей снегом лавины, землей; оказание первой помощи пострадавшему в лавине; термические ожоги: признаки, первая помощь; поражение грозовым разрядом; оказание первой помощи утопающему.

Этап проводится в огороженной зоне или в большой палатке, включается в кросс-поход или дается отдельно.

Зачет по топографии. Этап содержит задание команде расшифровать 3-7 знаков и нарисовать 3-7 знаков. Таб­лицу, содержащую около 50 топографических знаков, це­лесообразно вывешивать до начала соревнований. Этот этап так же, как предыдущий, не проводится в составе полосы препятствий.

Туристское ориентирование. Этот этап, как правило, применяется на дистанции кросс-похода. Задача его - проверить необходимые для похода навыки ориентирова­ния на местности и работы с картой. Желательно выбирать участок, поросший лесом с разнообразным пересеченным рельефом. Однако затяжные крутые подъемы при движе­нии с рюкзаком могут привести к перегрузке. Этап не должен пересекать дорог с активным движением.

По границам этапа важно иметь ориентиры, которые не позволят недостаточно подготовленным командам дале­ко сбиться с маршрута. Кроме того, дается аварийный азимут, выводящий на дорогу, реку и т. п., что по­может группе при необходимости выйти с маршрута. Кон­трольные пункты должны иметь четкую привязку не ме­нее чем к двум ориентирам.

Установка палатки. Может производиться установка палатки команды или судейской. Как правило, этот этап совмещается с финишем. На этом и на двух последующих этапах не дается штрафов за неправильную установку, а нужно, найдя ошибку, потребовать ее устранения.

Разжигание костра. Дрова команда заготавливает заранее, до старта. Окончанием этапа может являться закипание воды в судейской посуде или пережигание нит­ки. Использование искусственных горючих веществ не до­пускается.

Укладка рюкзака. Требуется правильно уложить рюк­зак, заполнив углы и разместив тяжелые вещи так, что­бы рюкзак имел плоскую форму. Предметы, которые по­надобятся на дистанции, например веревки, должны быть сверху.

Кросс-поход. Движение по этой дистанции должно быть приближено к условиям похода. Все препятствия команда, транспортируя контрольный груз, преодолевает самостоятельно, без судейского оборудования этапов, исключая, в необходимых случаях, страховку. Чтобы не было бега с рюкзаками, дистанция разбивается на участки, на прохождение которых дается заранее заданное время - оптимальное. Оптимальное время (ОВ) целесообразно назначать после пробного судейского прохождения ди­станции или отдельных ее этапов.

При этом предусматривается движение быстрым ша­гом с тактически правильным преодолением этапов. Вы­ход к пункту контроля времени (ПКВ) после окончания ОВ наказывается штрафом, при выходе до окончания ОВ команда ждет у ПКВ. Кроме того, назначается контроль­ное время (КВ). Если команда не укладывается в конт­рольное время, которое часто принимают равным ОВх2, то прохождение этапа не засчитывается.

Суммарное ОВ на правильно построенной дистанции в зависимости от класса колеблется от 2 до 4 часов.

Полоса препятствий. Дистанция полосы препятствий выявляет техническую подготовленность команды. Она должно быть зрелищной, динамичной и может преодолеваться без дополнительного груза. Количество этапов составляет 5-6, 7-9 и 10-16 для, соответственно, I, II и III-IV классов дистанции. При этом длина полосы не должна превышать 1 км.

Для прохождения технически сложных этапов целе­сообразно устанавливать контрольное время. Оно может быть определено и на прохождение всей дистанции. Правильно поставленную полосу препятствий команда долж­на проходить за 15-60 минут в зависимости от класса дистанции. При этом количество штрафного времени у лучшей команды составляет на практике приблизительно 25% от времени прохождения дистанции.

Выбор местности имеет большое значение. Наличие реки, оврагов, леса, скальных выходов позволяет сделать разнообразную дистанцию.

Выполнение специальных заданий. На соревнованиях III-IV классов они могут быть различными. Чаще при­меняют такие этапы, как оказание доврачебной помощи, топография, вязка узлов, навесная переправа, транспор­тировка «пострадавшего» (спасательные работы). Могут применяться и комбинации этапов. Особенно интересной может оказаться навесная переправа в комплексе с бро­дом, переправой по бревну и т. п.

Результат выступления команды на полосе препят­ствий определяется по сумме времени прохождения ди­станции и штрафного времени. Чем меньше сумма, тем выше место.