И соревнований
Важной задачей оргкомитета является составление плана мероприятий по подготовке слета (соревнований) и контроль за его выполнением. План должен быть конкретным и содержать сроки исполнения и фамилии ответственных.
Рассмотрим более подробно основные разделы плана.
Разработка и рассылка Положения. О Положении уже было сказано, но необходимо отметить, что в разработке его участвуют комиссии по видам туризма и комиссия по слетам и соревнованиям федерации туризма. К разработке Положения необходимо также привлечь главного судью и главного секретаря слета (соревнований).
Создание Главной судейской коллегии (ГСК). К моменту рассылки Положения составГСК должен быть утвержден.
Опыт проведения слетов доказал, что на комплексных слетах по нескольким видам туризма нужно создавать отдельные ГСК по видам соревнований и конкурсной программе, которые подчиняются ГСК слета. Предложения по составу ГСК в зависимости от масштаба мероприятия разрабатывают туристская секция, клуб, комиссия по видам туризма, комиссия по слетам и соревнованиям и после рассмотрения на федерации туризма утверждают в организации, проводящей слет.
Выбор места проведения и оформление разрешения. При выборе места необходимо учитывать целый ряд факторов: место должно быть удобно для постановки дистанции; должны быть хорошие подъезды и подходы; машины «скорой помощи», радиомашины и машины со снаряжением должны свободно подъезжать к месту слета; необходима поляна в сухом красивом месте для устройства лагеря, общих построений и желательно вблизи источника воды.
Оформление разрешения на проведение слета (соревнований) нужно произвести у владельца территории (лесничество, совхоз, колхоз) и у санитарно-эпидемиологической станции.
Несмотря на большие организационные преимущества проведения ежегодных слетов на одном и том же месте, рекомендуется все же менять место проведения. Это повысит интерес у участников и судей и будет способствовать более широкой пропаганде туризма.
Программа слета (соревнований). Составляется вместе с Положением и содержит перечень мероприятий, намечаемых на каждый день. Слеты коллективов физкультуры, районов рекомендуется проводить в два дня, используя выходные дни и вторую половину пятницы как день заезда. При проведении более крупных слетов, начиная с областных, когда собирается большое количество участников, не всегда удается уложиться в такие сроки. В этом случае мероприятие целесообразно приурочить к праздничным дням. Начиная с республиканских слетов, иногда используется отпускное время участников и судей.
В дополнение к программе во время проведения слета выпускается распорядок дня, конкретизирующий время проведения каждого мероприятия. Следует подчеркнуть, что на соревнованиях, а особенно на слете, спортивная программа не должна заслонять мероприятия по обмену опытом, консультации, на проведение которых желательно выделить день.
При составлении программы нужно обратить особое внимание на организацию досуга участников.
Материально-техническое обеспечение. Перечень снаряжения для оборудования дистанций, конечно, не одинаков для различных видов туризма, но и в пределах вида он зависит от характера местности, класса дистанции, количества и сложности этапов (участков).
Список необходимого снаряжения должен подаваться судейской коллегией заранее. Снаряжение нужно заблаговременно получить и тщательно проверить. Заранее должны быть заготовлены бланки протоколов и документация для каждого вида соревнований.
Информация. Уровень проведения слета (соревнований) зависит от правильно организованной информации. Информацию на слете условно можно разделить на спортивную, конкурсную и общую.
Спортивная информация должна сообщать как о ходе борьбы в соревнованиях, так и об их окончательных результатах. Удобнее всего оборудовать для этой цели щит размером 2х1 м с козырьком от дождя, на котором вывешиваются промежуточные результаты - предварительное данные с этапов и участков дистанции. Здесь же обычно помещаются таблицы результатов - по дистанциям и сводная. Так используется разработанный московскими автотуристами способ сообщения промежуточных результатов путем развешивания на проволоке, леске, бечевке, натянутой между деревьями, заранее заготовленных из ватмана или картона информационных листков, которые прикрепляются прищепками или скрепками (верхняя часть листка загнута).
Для информации по конкурсной программе и для общей информации, включая Положения о слете (соревнованиях), также могут быть использованы щиты.
Организованности проведения соревнований в значительной степени способствует радиоинформация. Однако эффективность ее зависит от качества подготовительной работы. Заранее должны быть составлены сценарные планы передач, подготовлен ряд текстов. Во время соревнований, кроме сообщения промежуточных и окончательных результатов по радио, желательно представлять команды, кратко сообщать результаты их предыдущих выступлений, рассказывать о наиболее примечательных походах и путешествиях участников. Всегда живо воспринимается репортаж о ходе борьбы на дистанции. Можно также дополнительно ознакомить участников слета с дистанцией, Правилами соревнований и их историей. Для выступлений по радио следует привлекать ведущих судей, тренеров, спортсменов. И еще одна важная деталь: нужно, чтобы радиомашина имела не менее четырех громкоговорителей, расположенных в лагере, на старте, финише и в местах размещения зрителей на дистанции.
Радиосвязь позволяет организовать четкую работу судей на дистанции, что особенно необходимо при больших дистанциях (поход-кросс) или при расположенных в разных местах дистанциях (ледовая и скальная) и т. д. При этом в общую систему радиосвязи могут быть задействованы как радиостанции малой мощности, соединяющие короткие участки, на которых связь затруднена, - переправа, скальная дистанция, этапы полосы препятствий, так и более мощные станции. Радиосвязь позволяет получить текущую информацию, регулировать загрузку дистанции, в необходимых случаях организовать медицинскую помощь. Схема размещения радиосвязи должна быть разработана и утверждена заранее.
Аналогичные функции можно выполнять с помощью телефонов, если точки связи не очень удалены друг от друга. Телефоны обеспечивают очень надежную связь. Радио- и телефонная связь могут быть соединены в одну систему.
На слетах возможно, с разрешения соответствующих инстанций, использование телефонов и технических служб.
Для оперативных объявлений, вызовов команд на старт, работы на этапах, расположенных у реки, и т. п. целесообразно иметь 5-10 мегафонов.
Для освещения лагеря желательно использовать электросеть, получив специальное разрешение, или дизель. В случае невозможности обеспечить электроосвещение необходимо иметь несколько фонарей для работы секретариата в вечернее время.
Медицинское обслуживание. При проведении массовых мероприятий необходимо своевременно решить все санитарные вопросы. Нужно построить туалеты, ямы для мусора. Место для мытья на реке целесообразно обозначить либо обеспечить лагерь умывальниками. Рекомендуется пользоваться привозной питьевой водой, за исключением случаев, когда можно использовать воду верховьев горных рек или родников.
return false">ссылка скрытаСоревнования могут проводиться только в присутствии врача. При своевременно поданной заявке врачебно-физкультурные диспансеры, как правило, обеспечивают медицинское обслуживание соревнований. Врач участвует в проверке правильности оформления медицинского допуска участников к соревнованиям, следит за соблюдением санитарно-гигиенических правил и, конечно, оказывает медицинскую помощь. Для доставки пострадавших необходимо иметь санитарную машину.
Пропаганда и агитация. Это один из важнейших аспектов подготовки слета. Сюда включается предварительная информация в газетах, по радио и по телевидению, приглашение корреспондентов, операторов. Организация, проводящая слет (соревнования), может устроить встречу с журналистами, на которой сделать сообщение не только о данном мероприятии, но и о развитии туризма и его перспективах в регионе. Приглашая корреспондентов и операторов, необходимо позаботиться о создании условий для их проживания и работы. В составе оргкомитета на всесоюзных, республиканских, областных слетах организацией работы с прессой должен заниматься специально выделенный человек.
Очень хорошее впечатление о слете оставляет вручение буклетов, памятных значков, эмблем, вымпелов, медалей (жетонов).
Буклет обычно содержит следующие сведения: наименование мероприятия и проводящей его организации, место и время проведения; данные о районе проведения слета (соревнований); программу с указанием времени проведения мероприятий; состав оргкомитета и ГСК; перечень команд-участниц; рекомендации по транспорту и справочные сведения для прибывающих команд; таблицу для записи результатов соревнований; краткую памятку по соблюдению правил безопасности и охраны природы. Подготовку к выпуску значков, эмблем, вымпелов и медалей (жетонов) нужно начать заранее, по возможности проведя предварительный конкурс эскизов.
Можно организовать выпуск афиш, в которых коротко рассказывается о предстоящем мероприятии, его программе, командах-участницах.
Немаловажное значение имеет разработка эскиза оформления лагеря, мест для открытия и закрытия. Необходимо продумать также тематику лозунгов, плакатов.
Открытие слета или соревнований. Дает активный заряд всему мероприятию, поэтому организаторы должны уделять этому вопросу большое внимание. В последние годы для проведения процедуры открытия готовятся сценарии.
Помимо традиционного выхода команд, сопровождаемого спортивным маршем, рапорта коменданта председателю оргкомитета о готовности участников, подъема флага соревнований, в сценарии можно предусмотреть и немного инсценировок. Это может быть и приветствие хозяев места проведения слета с вручением хлеба-соли, несколько номеров художественной самодеятельности.
При организации крупных мероприятий, таких как всероссийские слеты по видам туризма, церемониал открытия, как правило, проходит в городе, избранном для проведения слета. Приглашаются представители государственных органов, по радио и в печати широко оповещается местное население. После окончания процедуры открытия все участники организованно доставляются к месту проведения мероприятий. Такой церемониал открытия можно порекомендовать при проведении республиканских и областных слетов.
Чтобы подготовленный сценарий не остался на бумаге, надо провести разъяснительную работу с представителями команд, с людьми, участвующими в процедуре открытия, подготовить необходимую атрибутику. Обязательно наличие радиоусилителя, магнитофонных записей марша, гимна, песен, нужных по сценарию.
Подготовка дистанции. Это сложная, специфичная и многоэтапная работа, которая начинается с первых дней подготовки мероприятия. О выборе и оборудовании дистанции будет подробно рассказано в разделах о соревнованиях по видам туризма. Главный судья ориентировочно намечает дистанцию, количество и последовательность препятствий, начальники дистанций конкретизируют и привязывают их к местности, уточняют карты. При выборе и оборудовании дистанции особое внимание необходимо уделить мерам безопасности.
Награждение. Заключительным аккордом каждого слета является процедура награждения победителей. Чаще всего она проводится на торжественном закрытии слета. Если в программе много различных видов соревнований и конкурсов, то на торжественном закрытии слета вручаются главные призы, а награждение по итогам видов соревнований проводят на отдельных построениях после утверждения их результатов.
Часто бывает, что о награждении вспоминают перед самым закрытием слета, когда команды уже готовятся к отъезду, идет свертывание лагеря. И, конечно, в этой атмосфере процедура награждения не достигает цели. Для того чтобы все прошло торжественно, необходимо сразу же из числа секретарей назначить ответственного за награждение. В программе комплексного слета нужно предусмотреть время на процедуру награждения по результатам отдельных видов соревнований, объявить об этом на совещании представителей команд, с тем, чтобы на торжественном построении присутствовали все команды, а не только победители.
Надо подготовить сценарий награждения, в котором определить порядок вручения призов и наград, а также указать лиц, вручающих эти награды. В список вручающих должны входить члены оргкомитета, почетные гости, члены Главной судейской коллегии. Очень важно, чтобы место для проведения этой процедуры было подготовлено заранее, стояли столы, на которых можно было бы разложить награды, грамоты, дипломы, работал микрофон. Желательно присутствие оркестра.
Сложилась практика, что основные итоги слета объявляет главный секретарь. Награждает победителей представитель организации, проводившей слет. Представление вручающих награды проводит ведущий в соответствии со сценарием награждения. Очень важно, чтобы в процедуре награждения был занят человек, который сам принимал участие в подготовке наград и был знаком с порядком вручения.
В том случае, когда вручаются награды за личные результаты, надо предусмотреть пьедесталы, которые можно сделать из пней или чурбачков различной высоты, в соответствии с занятым местом.
Организация досуга. Одна из важных сторон проведения любого туристского слета (соревнования) - организация свободного времени участников. Во время проведения соревнований, когда выступает команда, участник или стартует, в ее составе, или является болельщиком. Но вот команда закончила дистанцию, соревнования еще продолжаются, но находиться в течение всего дня в районе старта или финиша уже неинтересно. Поэтому необходимо так составить план культурно-массовых мероприятий на слете, чтобы участники могли с пользой для себя провести свободное время.
Так, во время проведения соревнований на слетах туристов можно устраивать выставки лучших фоторабот, организовать показы самодельного туристского снаряжения с консультациями авторов и специалистов.
Вечером, когда заканчиваются соревнования и можно собрать вместе всех участников слета, проводятся мероприятия, которые, как правило, интересуют всех.
Обычно на туристских слетах, где собираются уже опытные туристы, у общего костра звучат туристские песни. Однако на слете, где принимают участие и новички, требовать исполнения лишь туристских песен было бы неправильно. Необходимо предусмотреть и исполнение стихотворений, сценок, т. е. провести у костра показ художественной самодеятельности.
Надо уделить внимание и подготовке самого костра. На практике чаще всего дается указание каждой команде приготовить для общего костра определенное количество дров, а комендантская группа складывает костер с учетом обеспечения безопасности.
Одна из форм организации свободного времени - проведение спортивных игр: волейбол, мини-футбол и т. д. Как правило, организацию и проведение их поручают работникам спортивных организаций, которые помогают обеспечивать проведение слета.
Часто бывает, что у организаторов слета не хватает ни сил, ни времени на подготовку культурной программы. В этом случае ее выполнение можно поручать опытным коллективам, возлагая на них организацию тех или иных мероприятий.
Размещение участников, судей, членов оргкомитета. На зимних соревнованиях продолжительностью более одного дня команды располагаются на турбазах, в домах отдыха, школах. Летом участников удобнее размещать в полевых условиях. Заранее должен быть составлен план размещения, предусмотрены места для приготовления пищи.
Судейский лагерь располагается отдельно, но вблизи лагеря участников. Здесь должен быть навес или большая палатка для проведения совещаний, работы мандатной комиссии и для питания судей. Следует продумать размещение членов оргкомитета. Вопросами организации размещения занимается комендантская служба.
Обеспечение безопасности соревнований и лагеря. Это обязательное условие успешного проведения массовых мероприятий. Обеспечение безопасности должно находиться в центре внимания организаторов, начиная с выбора места соревнований. Нужно убедиться в отсутствии возможности схода лавин, камнепадов, проверить подходы к воде, просмотреть мостики или клади при необходимости переправы, проверить места для судей и зрителей.
Большую работу по обеспечению безопасности соревнований необходимо проделать в период подготовки дистанции. Целесообразно выбрать и подготовить места для тренировок. Во время соревнований следует принять и контролировать состояние дистанции, особенно при изменении погоды. Важно также предусмотреть, соответствующие меры безопасности в лагере, при купании. Все эти требования можно изложить в специально разработанной памятке по безопасности, которую вручают участникам команд.
Общее обеспечение безопасности возлагается на контрольно-спасательную службу или на специальную группу. На водных соревнованиях, кроме того, приходится создавать специальную службу спасателей.
Работа комендантской службы. От работы комендантской службы в значительной мере зависит успех мероприятия. Затраты времени на подготовительную работу у коменданта очень большие, на него ложится материальная ответственность за снаряжение и оборудование. Поэтому, как правило, комендантом назначают штатного работника. Работа комендантом засчитывается при присвоении судейского звания. В помощь коменданту выделяется от 3 до 10 человек, которые составляют в период соревнований комендантский взвод.
Комендантская служба занимается вопросами размещения команд, судей, оргкомитета, гостей и обслуживающего персонала. Комендант организует питание судей, в том числе и во время судейства на дистанции, медицинского и обслуживающего персонала, членов оргкомитета и гостей.
Комендант отвечает за оформление места для открытия и закрытия слета, выдает начальникам дистанций и принимает после окончания соревнований снаряжение и оборудование. В круг его обязанностей входит также организация мест для приготовления пищи командами, подготовка мусорных ям и туалетов.
Встреча команд и их эвакуация. Команды по возможности должны прибывать на место слета (соревнований) на своих автобусах. Наличие транспорта существенно облегчает работу организаторам и помогает командам. Подъезды к месту следует оборудовать указателями. Необходимо установить контакт с работниками ГИБДД для улучшения организации работы транспорта. На мероприятиях областного масштаба и выше в дни заездов целесообразно организовать дежурство на железнодорожных и автовокзалах, в аэропортах.
Для выезда командам, приехавшим по железной дороге или прилетевшим на самолетах, рекомендуется заранее приобрести обратные билеты. Однако все же целесообразно пригласить эвакуатора, чтобы участники, не успевшие этого сделать, могли заказать билеты здесь.
Организация питания участников и судей. За исключением случаев размещения команд на турбазах, в домах отдыха и т.п., команды готовят пищу самостоятельно на кострах или примусах (это оговаривается в Положении). Питание судей, членов оргкомитета и почетных гостей на слетах (соревнованиях) обеспечивает организация, проводящая мероприятие. Чаще всего приготовление пищи для них возлагается на комендантскую службу. Удобнее всего использовать походные кухни. Нужно иметь также комплекты походной посуды.
Организаторам необходимо предусмотреть продажу продуктов командам, особенно свежих овощей, фруктов; желательно организовать продажу книг и сувениров, а также таких мелочей, как зубная паста, мыло.
Картографический материал. Одно из требований, предъявляемых при выборе места проведения туристского слета или соревнований по пешеходному, лыжному, велосипедному видам туризма, - наличие картографического материала на этот район. Чаще всего на данный район имеются спортивные карты, изготовляемые для соревнований по ориентированию (год их выпуска не имеет значения - изменения, произошедшие на местности, можно перенести на карту).
Иногда используются выкопировки с топографической карты. Однако для соревнований в программе слета они подходят меньше, так как на карте вследствие генерализации опущены многие детали – тропинки, мелкие формы рельефа, которые можно использовать во время соревнований.
Для проведения соревнований, как правило, используют спортивные карты масштаба 1: 20 000 или 1: 25 000, отражающие практически все элементы местности, проходимость различных участков леса, что важно при выборе путей движения на дистанции. В последние годы большое распространение получили цветные спортивные карты, которые являются более наглядными и удобными, чем карты, изготовляемые фотоспособом.
Работа по охране природы. При подготовке и проведении слета (соревнований) этому вопросу необходимо уделить серьезное внимание. При выборе места для слета и дистанций нужно дополнительно проконсультироваться в лесничестве. При подготовке мест для костров, мусорных ям, туалетов и т. п. нужно сохранить снятые куски дерна и уложить его на место после проведения мероприятия для восстановления травяного покрова. Команды до отъезда должны сдать коменданту убранные места стояния. В лагере необходимо иметь противопожарный инвентарь и огнетушители. Для участников слета желательно выпустить памятку по охране природы и обязательно провести инструктаж, подчеркнув опасность пожара, необходимость сохранения растительности и животного мира. К нарушителям правил охраны природы нужно применять жесткие меры, вплоть до отстранения от соревнований.
Даже краткое перечисление организационных мероприятий показывает, сколь многопланова и трудоемка работа, предшествующая проведению слетов и соревнований. Только своевременно начатая и четко организованная подготовка позволит успешно провести эти мероприятия, сделать их интересными и содержательными.
14.1.5. Судейство соревнований
Одно из важных условий успешного проведения соревнований - своевременное и тщательное комплектование судейской коллегии. Состав ее комплектуется обычно секцией, клубом или комиссиями по видам туризма, по слетам и соревнованиям федерации туризма и утверждается организацией, проводящей соревнования.
В состав судейской коллегии входят: главный судья и его заместители, главный секретарь и секретари, судьи на этапах, старте, финише, судьи по награждению и информации, а также комендант и его служба, врач и судья-инспектор.
Для руководства работой всей судейской коллегии создается Главная судейская коллегия (ГСК), в состав которой входят: главный судья и его заместители, главный секретарь, начальники дистанций, судья-инспектор, врач. На соревнованиях всероссийского и республиканского масштабов в состав ГСК вводится, как правило, председатель мандатной комиссии.
Численность судейской коллегии определяют в зависимости от масштаба и класса соревнований. Чем выше класс соревнований и сложнее дистанция, тем большее количество судей требуется для их проведения. Для сокращения численности судейской коллегии проводят соревнования на различных дистанциях не одновременно, а в разные дни, разумеется, если есть возможность проводить соревнования в течение двух-трех дней.
В качестве главного судьи следует назначать бывалого и авторитетного туриста, имеющего опыт судейства в составе ГСК на подобных соревнованиях более низкого класса и участия в судействе соревнований данного класса. Желательно, чтобы он имел опыт руководства сложными походами в данном виде туризма.
Главным секретарем рекомендуется назначать судью, который имеет опыт судейства и проведения подобных соревнований, навыки работы с большим объемом документации, обладает организаторскими способностями.
Как уже говорилось, к моменту утверждения Положения о слете (соревнованиях) должны быть утверждены кандидатуры членов ГСК. Только такой подход к комплектованию ГСК позволяет своевременно начать ее работу по подбору кандидатур старших судей, предварительной подготовке дистанций и обеспечению мероприятия необходимыми техническими средствами и документацией.
На соревнованиях по нескольким видам туризма, проводимых в составе слета, создаются обычно коллегии по видам соревнований, подчиненные ГСК. В этом случае главные судьи и главные секретари соревнований по видам туризма являются членами ГСК слета. Если соревнования по какому-либо виду туризма проводятся на нескольких дистанциях, то на каждой из них создаются судейские бригады во главе со старшим судьей или заместителем главного судьи.
При формировании ГСК особое внимание должно быть обращено на подбор заместителя главного судьи по безопасности и начальников дистанций. Заместителем главного судьи по безопасности желательно назначать начальника контрольно-спасательного отряда (КСО). В его обязанности входит организация дежурства сотрудников КСО или специально выделенных лиц на месте соревнований, формирование из состава судейских бригад спасательных отрядов на каждой дистанции с учетом их туристской квалификации и опыта работы. При отсутствии штатного или общественного КСО заместителем главного судьи по безопасности должен быть назначен турист, имеющий уровень туристской подготовки и опыт проведения соревнований на уровне главного судьи соревнований.
Начальником дистанции должен быть турист, который имеет большой опыт походов в данном виде туризма, хорошо знает характер естественных препятствий и тактику их преодоления. Необходимо, чтобы он имел также опыт участия в подобных соревнованиях. В качестве его помощников назначают обычно высококвалифицированных спортсменов по данному виду туризма, владеющих навыками преодоления сложного рельефа, препятствий.
В случае сокращения состава ГСК при соединении нескольких или всех дистанций в единую трассу сохраняется прежнее количество начальников дистанций и старших судей бригад. При проведении соревнований в течение двух дней две дистанции из трех можно объединить в одну трассу с раздельным зачетом, т. е. финиш на одной дистанции является моментом старта для прохождения второй.
Для обеспечения безопасности и организованного проведения соревнований необходима четкая работа всей судейской коллегии. Следует заранее подобрать кандидатуры старших судей по технике и тактике, секретарей на дистанциях, так как от их навыков и знаний во многом зависит четкость и справедливость судейства. Других судей приглашают непосредственно перед соревнованиями.
В Положении о соревновании или в письме-вызове должна быть оговорена минимальная квалификация судей. Главный судья должен позаботиться о персональном подборе судей на такие должности, как заместители начальников дистанций, старшие судьи, судьи-дикторы, судьи-информаторы, судьи при участниках и др. В письмах-вызовах, кроме общего количества судей от организации, в отдельных случаях следует указывать фамилии необходимых судей, предварительно получив их согласие на участие в судействе.
Сложилась практика, когда судейские бригады комплектуются из судей, которых выделяют организации, принимающие участие в соревнованиях. Представительство от каждого коллектива устанавливают исходя из предполагаемого числа команд-участниц, наличия квалифицированных судейских кадров и планируемого количественного состава судейской коллегии.
При назначении судей на ту или иную должность необходимо учитывать не только их деловые качества, но и склонности к выполнению определенного вида работы.
Деятельность ГСК начинается с составления главным судьей подробного плана работы с указанием сроков проведения мероприятий и ответственного лица за выполнение. Подробный план-график должен быть составлен и на дни проведения соревнований с разбивкой по часам и минутам.
Главный судья должен ознакомиться с местом проведения соревнований и в соответствии с программой, классом дистанций и особенностями рельефа составить подробный перечень необходимого снаряжения. Эту работу ему нужно проводить совместно с начальниками дистанции.
Трудной и ответственной является работа секретариата. Численный состав его зависит от масштаба и программы соревнований, количества команд-участниц и колеблется от 3 до 20 человек. На крупных соревнованиях создается главный секретариат из 3-5 человек и назначается заместитель главного секретаря.
Успешное выполнение трудоемкой и важной работы, возлагаемой на секретариат, возможно при условии продуманной ее организации, достаточного материально-технического обеспечения.
Работу секретариата условно можно разделить на три этапа: подготовительный, во время соревнований и заключительный.
При подготовке соревнований секретариат должен детально изучить Положение о соревнованиях; на основании его и в зависимости от количества видов и дистанций определить состав секретарей на дистанциях.
На основании Положения секретариат составляет и передает в организацию, проводящую мероприятие: перечни необходимой документации и инвентаря, дипломов, грамот, вымпелов, кубков; а также заявки на бланки анкет участников и судей, формы отчета о соревнованиях, акты сдачи дистанций, справки о судействе, протоколы жеребьевки и стартов-финишей, карточки судей по технике и тактике, формы заявок по тактике, протоколы результатов по видам и сводные и т. п. Особое внимание следует обратить на выполнение заявки на инвентарь и канцелярские товары для обеспечения работы секретариата.
Секретариат должен заблаговременно составить список судей соревнований с указанием судейской категории, должности на данных соревнованиях и места проживания на слете (номер комнаты или палатки).
Главный секретарь совместно с заместителем главного судьи по судейству должен ознакомиться с дистанциями соревнований и установить места расположения секретариата, распределить членов секретариата по бригадам. На месте проведения соревнований получить всю документацию и инвентарь, распределить их по судейским бригадам.
Перед началом соревнований старшие секретари обязательно проводят инструктаж судей о правилах заполнения судейских карточек. Работая в составе мандатной комиссии, представитель секретариата принимает заявки от команд, проверяет правильность оформления документов и сразу составляет анкеты команд, что потом значительно помогает в работе.
Секретариат проводит жеребьевку команд. Для этого необходимо заранее заготовить список команд в порядке прохождения ими мандатной комиссии, в том числе допущенных условно («под протестом»), бланки протоколов жеребьевки и несколько комплектов карточек для жеребьевки. По каждой дистанции с раздельным стартом жеребьевка раздельная. Количество комплектов карточек соответствует количеству проводимых жеребьевок. В каждый комплект входят два вида карточек: номерные (с номером по числу команд-участниц) и именные (с наименованием команд-участниц). Желательно номерные и именные карточки изготовлять разного формата или на бумаге разных цветов. На соревнованиях областного масштаба и ниже используют только номерные карточки.
На основании результатов жеребьевки составляют стартовые протоколы на все дистанции на каждый день соревнований. На крупных соревнованиях стартовыми протоколами обеспечивают всех членов ГСК, представителей команд, главный секретариат и секретарские группы, судей на старте и представителей службы информации. На соревнованиях не выше областного масштаба стартовые протоколы размножают в 4-5 экземплярах и передают в главный секретариат, судьям на старте, а также вывешивают на щите информации.
Во время соревнований секретариат проводит разнообразную работу, связанную с обработкой результатов, своевременной информацией и т. д.
Последний этап работы секретариата включает обычно оформление финансовой документации, подбор материалов и составление технического отчета о соревнованиях. К оформлению финансовой документации относится составление акта на списание сломанного и поврежденного снаряжения, табелей на оплату (начальников и заместителей начальников дистанций, рабочих по очистке скал и др.), трудовых соглашений и т. п.
Отчет о соревнованиях представляет собой подборку судейской документации, в которую входят: Положение о соревнованиях, отчет главного судьи, протоколы результатов, материалы дистанций (схемы, акты), образцы печатной продукции (объявления, буклеты, билеты участников и т. п.), списки судей с оценкой их работы, данные главным судьей.