Общие положения и требования

 

Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКТМ) определяет основные принципы, требо­вания и технологию классификации спортивных маршрутов и опреде­ляющих препятствий (факторов) по всем видам туризма [25].

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомо­бильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут пред­ставлять их сочетание - комбинированные маршруты. По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и спо­собов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной Классификации.

Структурно ЕВСКТМ состоит из следующих основных разделов:

1. Общие принципы и технология классификации маршрутов по всем видам спортивного туризма (данный документ - ЕВСКТМ).

2. Методики категорирования маршрутов по отдельным видам спортив­ного туризма.

3. Перечень классифицированных и эталонных спортивных туристских маршрутов и препятствий по видам спортивного туризма (ПЭМ)(*).

4. Каталоги (перечни) технически трудных локальных препятствий (пе­ревалов, вершин, пещер, каньонов и т.п) (КП)(**).

Примечания: (*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001-2004 г.

(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985 г.; Пе­речень классифицированных пещер, 1988 г.; Классификация маршрутов на горные вершины, 2001 г.

Классификация спортивных маршрутов производится в соответ­ствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (ЕВСКТМ). При этом на основании ЕВСКТМ и в зависимости от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны два основных метода категорирования:

1) использование ЕВСКТМ и видовой методики категорирования;

2) использование ЕВСКТМ и ПЭМ по видам спортивного туризма;

3) сочетание методов 1 и 2.

При сравнении с ПЭМ и КП техническая трудность препятствий, их разнообразие, район и другие факторы классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем параметры эталонного маршрута из ПЭМ для данного туристского региона. Многовариантная технология классифика­ции вызвана спецификой видов туризма и наличием, например, у пеше­ходного, лыжного, парусного и других видов, помимо локальных препят­ствий, определяющих факторов маршрута, в значительной степени опре­деляющих сложность маршрута (географический показатель района, авто­номность маршрута, суммарный перепад высот, набранный группой на маршруте, напряженность маршрута и др.).

Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В табл. 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто-, мото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует.

Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, сум­марный перепад высот, автономность и т.п.)

В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и фак­торы, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.

 

Таблица 1

Требования к походам 1–3 степени сложности

Степень сложности Виды маршрутов Протяжен­ность, км Продолжитель­ность, дней
  Пешеходные, лыжные   3-4
Пешеходные в горах
Велосипедные
Водные
  Пешеходные, лыжные   4-6
Пешеходные в горах
Велосипедные
Водные
  Пешеходные, лыжные   6-8
Пешеходные в горах
Велосипедные
Водные

 

Определяющими препятствиями (ОП), или факторами (ОФ), марш­рута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее сущест­венное влияние на категорию его сложности. Предопределяющими препят­ствиями (ПОП), или факторами (ПОФ), являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию/полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.

При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП), или факторы (ОФ).

Локальные препятствия (ЛП) -это препятствия, имеющие не­большую протяженность, и характерные тем, что требуют от туристов при их преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и, как правило, использование специального снаряжения. При категориро­вании горных, водных и спелеомаршрутов в первую очередь учитывают­ся ЛП - перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., ко­торые дают туристам технический опыт, необходимый для прохождения последующих маршрутов.

Протяженные препятствия (ПП) -препятствия, которые отли­чаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело-, авто-, мото-, конных и парусных маршрутах.

Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготов­ленности требуется для его безопасного прохождения.

Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий мини­мальный набор ОП и ОФ, необходимых для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе раз­личных ОФ.

Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбиниро­ванного маршрута определяется в зависимости от количества ОП (ОФ) из раз­ных видов туризма, включенных в маршрут.

Типы комбинированных маршрутов:

а) маршрут, составные части которого представляют полноценные спор­тивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.);

б) маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с.;

в) маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соот­ветствует максимальной категории трудности ОП, в случае если их общее количество и категория трудности со­ответствуют минимально необходимому набору ОП для соответствующей категории сложности маршрута. При этом минимально необходимая протяженность мар­шрута равна длине маршрута, состоящего из разных участков, пропорцио­нально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Минимальный набор ЛП комбинированного маршрута опреде­ляется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП (с уче­том ОФ) для данной категории сложности маршрутов данного региона по каждому из ви­дов туризма (например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.с. включает препятствия водные: 3 к.т. - 2 шт., 4 к.т. - 2 шт.; горные: пе­ревалы 2А - 1 шт., 2Б - 1 шт.).

Маршруты по типу «а» и «б» предполагают увеличение категории сложности комби­нированного маршрута на 1, но не выше V к.с.

Комбинированный маршрут VI к.с. должен включать минимальный на­бор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов ту­ризма по варианту «в»;

г) категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма, осу­ществляется полномочными маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК) с утверждением в МКК ТССР.

Требования к категорийным маршрутам по протяженности и про­должительности приведены в табл. 2. Нормативы по продолжительно­сти и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.

 

Таблица 2

Характеристика сложности маршрута в зависимости от его продолжительности и протяженности

Виды походов Категория сложности походов и их продолжительность, дней (не менее)
Пешеходные
Лыжные
Горные
Водные
Велосипедные -

 

Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжитель­ность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, ко­личества и трудности препятствий, а также за счет времени на его развед­ку и запаса времени на случай непогоды. При прохождении груп­пой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность мо­жет быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.

Нормативная протяженность похода принимается как минимальная ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Про­тяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25%), по сравнению с указанной в таблице 2, при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересе­ченной местности измеряется по карте масштаба 1:100 000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для дан­ной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препят­ствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).

Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута участок маршрута с возвращением в ту же точку. Рас­стояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиаль­ных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полно­стью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.

В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного тури­стского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его це­лостности и способствует большему освоению региона группой.

Категория сложности такого маршрута определяется исходя из минимально необ­ходимого количества ОП для данной категории сложности данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона).

Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.

Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложно­сти маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.с.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпус­кающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.

При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополни­тельные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценива­ется после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдель­ных случаях может быть увеличена на единицу.

При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.

При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные (в отличие от табл. 2) решения относительно протяженности и про­должительности с учетом количества ОП, ПОП и ОФ.