Общие положения и требования
Единая всероссийская спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕВСКТМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма [25].
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео-, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты. По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной Классификации.
Структурно ЕВСКТМ состоит из следующих основных разделов:
1. Общие принципы и технология классификации маршрутов по всем видам спортивного туризма (данный документ - ЕВСКТМ).
2. Методики категорирования маршрутов по отдельным видам спортивного туризма.
3. Перечень классифицированных и эталонных спортивных туристских маршрутов и препятствий по видам спортивного туризма (ПЭМ)(*).
4. Каталоги (перечни) технически трудных локальных препятствий (перевалов, вершин, пещер, каньонов и т.п) (КП)(**).
Примечания: (*) Перечень классифицированных и эталонных туристских спортивных маршрутов и препятствий на 2001-2004 г.
(**) Высокогорные перевалы. Перечень классифицированных перевалов, 2001; Перечень классифицированных перевалов среднегорья, 1985 г.; Перечень классифицированных пещер, 1988 г.; Классификация маршрутов на горные вершины, 2001 г.
Классификация спортивных маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в настоящем нормативном документе (ЕВСКТМ). При этом на основании ЕВСКТМ и в зависимости от вида туризма, целей категорирования (решение спорных вопросов, судейство чемпионата, выпуск на маршрут при первопрохождении участков и др.) возможны два основных метода категорирования:
1) использование ЕВСКТМ и видовой методики категорирования;
2) использование ЕВСКТМ и ПЭМ по видам спортивного туризма;
3) сочетание методов 1 и 2.
При сравнении с ПЭМ и КП техническая трудность препятствий, их разнообразие, район и другие факторы классифицируемого маршрута должны быть не ниже, чем параметры эталонного маршрута из ПЭМ для данного туристского региона. Многовариантная технология классификации вызвана спецификой видов туризма и наличием, например, у пешеходного, лыжного, парусного и других видов, помимо локальных препятствий, определяющих факторов маршрута, в значительной степени определяющих сложность маршрута (географический показатель района, автономность маршрута, суммарный перепад высот, набранный группой на маршруте, напряженность маршрута и др.).
Классификация маршрутов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. В табл. 1 приведены требования к походам 1-3 степени сложности.
Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация маршрутов по степеням сложности для парусного, авто-, мото-, спелео-, конного и горного туризма отсутствует.
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются локальные препятствия (ЛП) (перевалы, вершины и др.) и иные факторы, характерные для отдельных видов туризма (район, суммарный перепад высот, автономность и т.п.)
В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов.
Таблица 1
Требования к походам 1–3 степени сложности
Степень сложности | Виды маршрутов | Протяженность, км | Продолжительность, дней |
Пешеходные, лыжные | 3-4 | ||
Пешеходные в горах | |||
Велосипедные | |||
Водные | |||
Пешеходные, лыжные | 4-6 | ||
Пешеходные в горах | |||
Велосипедные | |||
Водные | |||
Пешеходные, лыжные | 6-8 | ||
Пешеходные в горах | |||
Велосипедные | |||
Водные |
Определяющими препятствиями (ОП), или факторами (ОФ), маршрута называются препятствия (факторы), оказывающие наиболее существенное влияние на категорию его сложности. Предопределяющими препятствиями (ПОП), или факторами (ПОФ), являются препятствия (факторы), имеющие на одну категорию/полукатегорию трудности (уровень) ниже ОП и влияющие на общую напряженность и сложность маршрута.
При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются определяющие препятствия (ОП), или факторы (ОФ).
Локальные препятствия (ЛП) -это препятствия, имеющие небольшую протяженность, и характерные тем, что требуют от туристов при их преодолении соответствующий уровень технического мастерства, и, как правило, использование специального снаряжения. При категорировании горных, водных и спелеомаршрутов в первую очередь учитываются ЛП - перевалы, траверсы хребтов, вершины, пещеры, пороги и т.п., которые дают туристам технический опыт, необходимый для прохождения последующих маршрутов.
Протяженные препятствия (ПП) -препятствия, которые отличаются от ЛП значительной протяженностью и требуют от туристов при их преодолении значительных физических сил. ПП широко представлены в пеших, лыжных, вело-, авто-, мото-, конных и парусных маршрутах.
Категория трудности (к.т.) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации, технического мастерства и физической подготовленности требуется для его безопасного прохождения.
Эталонным маршрутом называется маршрут, имеющий минимальный набор ОП и ОФ, необходимых для отнесения его к той или иной категории сложности. Эталонные маршруты туристских регионов могут иметь различное количество ОП в зависимости от наличия в регионе различных ОФ.
Комбинированным считается поход, составные части которого представляют спортивные маршруты из разных видов туризма или имеют препятствия из разных видов туризма. Категория сложности комбинированного маршрута определяется в зависимости от количества ОП (ОФ) из разных видов туризма, включенных в маршрут.
Типы комбинированных маршрутов:
а) маршрут, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты одинаковой категории сложности из разных видов туризма. Сложность такого маршрута на одну категорию сложности выше составных его частей (при этом не выше V к. с.);
б) маршрут, состоящий из полноценного маршрута соответствующей к.с. одного вида туризма и ЛП или участков маршрута другого вида туризма. Категория сложности такого маршрута может быть увеличена на 1 (при этом не выше V к. с), если в число ЛП с учетом ОФ или участков другого вида входит не менее 100% ОП для данной к.с.;
в) маршрут, включающий ЛП из разных видов туризма. При построении такого маршрута значительное внимание должно уделяться логичности его построения. Категория сложности комбинированного маршрута соответствует максимальной категории трудности ОП, в случае если их общее количество и категория трудности соответствуют минимально необходимому набору ОП для соответствующей категории сложности маршрута. При этом минимально необходимая протяженность маршрута равна длине маршрута, состоящего из разных участков, пропорционально набранных из видов туризма, включенных в комбинированный маршрут. Минимальный набор ЛП комбинированного маршрута определяется пропорциональными долями от минимальных наборов ОП (с учетом ОФ) для данной категории сложности маршрутов данного региона по каждому из видов туризма (например, водно-горный маршрут одного из регионов IV к.с. включает препятствия водные: 3 к.т. - 2 шт., 4 к.т. - 2 шт.; горные: перевалы 2А - 1 шт., 2Б - 1 шт.).
Маршруты по типу «а» и «б» предполагают увеличение категории сложности комбинированного маршрута на 1, но не выше V к.с.
Комбинированный маршрут VI к.с. должен включать минимальный набор ОП VI к.т., который также может быть составлен из разных видов туризма по варианту «в»;
г) категорирование комбинированных маршрутов, включающих другие комбинации ЛП или участки маршрутов различных видов туризма, осуществляется полномочными маршрутно-квалификационными комиссиями (МКК) с утверждением в МКК ТССР.
Требования к категорийным маршрутам по протяженности и продолжительности приведены в табл. 2. Нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке категорий сложности похода.
Таблица 2
Характеристика сложности маршрута в зависимости от его продолжительности и протяженности
Виды походов | Категория сложности походов и их продолжительность, дней (не менее) | |||||
Пешеходные | ||||||
Лыжные | ||||||
Горные | ||||||
Водные | ||||||
Велосипедные | - |
Нормативная продолжительность похода, приведенная в таблице 2, принимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута группой со средним уровнем подготовки. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на его разведку и запаса времени на случай непогоды. При прохождении группой с высоким уровнем подготовки нормативная продолжительность может быть сокращена, но не в ущерб снижению мер безопасности.
Нормативная протяженность похода принимается как минимальная ориентировочная длина маршрута для данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25%), по сравнению с указанной в таблице 2, при существенном увеличении на маршруте числа ОП или ОФ. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100 000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75% от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее сложные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов).
Радиальным выходом в походе считается небольшой относительно всего маршрута участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояния и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.
Маршруты походов должны быть, как правило, непрерывными, без разрывов, вызванных без необходимости пребыванием в населенном пункте.
В случаях связки участков маршрута (рек, горных массивов и т.п.) или ЛП допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода, не нарушает его целостности и способствует большему освоению региона группой.
Категория сложности такого маршрута определяется исходя из минимально необходимого количества ОП для данной категории сложности данного вида туризма, а также с учетом ОФ туристского района (при этом количество ОП препятствий может быть увеличено по сравнению с тем, которое приведено в ПЭМ для соответствующего региона).
Категория сложности такого маршрута определяется минимально необходимым количеством определяющих препятствий соответствующей категории трудности с учетом ОФ, например географического региона.
Если у МКК, выпускающей группу, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV к.с.) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета. Если выпускающая МКК не имеет соответствующих полномочий выпуска на данный маршрут, то документы отправляются в вышестоящую МКК.
При выпуске на маршруты, включающие участки первопрохождений, к участникам группы могут быть предъявлены дополнительные требования по опыту, а категория сложности маршрута оценивается после рассмотрения отчета, при этом категория сложности в отдельных случаях может быть увеличена на единицу.
При выпуске на маршрут учитывается опыт прохождения категорированных ЛП, пройденных в комбинированных маршрутах.
При оценке категории сложности маршрутов МКК может принять иные (в отличие от табл. 2) решения относительно протяженности и продолжительности с учетом количества ОП, ПОП и ОФ.