Система технического обслуживания и ремонта вагонов
ВВЕДЕНИЕ
Важное значение в совершенствовании перевозочного процесса принадлежит вагонному хозяйству, которое объединяет вагоны и материально-техническую базу их ремонта. Вагонное хозяйство сформировалось как отдельная отрасль в 1933г. Сейчас основные фонды этого хозяйства составляют пятую часть основных фондов железнодорожного транспорта, создана м материально-техническая база. Совершенствуется структура вагонного парка, повышается надежность вагонов их грузоподъемность.
Ежегодно на ремонт и техническое обслуживание вагонного парка расходуется значительный объем средств. Вагонное хозяйство непрерывно развивается. Особое внимание уделяется оптимизации межремонтных периодов и сроков службы вагонов, повышению качества ремонтных работ, внедрение новых и совершенствование существующих форм организации производства, созданию поточно-конвейерных линий ремонта вагонов и их отдельных частей. На вагоноремонтных предприятиях совершенствуется система планирования и материального стимулирования с широким внедрением научной организации труда, специализации и прогрессивной технологии ремонта на основе широкого использования передовых достижений науки и практики.
Стратегической целью государственной магистральной железной дороги является формирование транспортной системы, гарантированно и эффективно удовлетворяющей потребности в перевозках пассажиров и грузов, социальные, оборонные, природоохранные и другие социальные требования, а также структурная перестройка на транспорте, направленная на усиление государственного регулирования естественных монополий, снижение транспортных издержек в цене продукции, определение экономически обоснованных тарифов, сохранение значения координации работы магистрали при перевозках в смешанных сообщениях, развития при освоении новых территорий и реконструкции существующих направлений магистрали. От чёткой, слаженной работы подразделений вагонного хозяйства во многом зависит бесперебойность и безопасность движения поездов, своевременное обеспечение перевозок технически исправным подвижным составом, эффективность использования транспортных средств.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВАГОННЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Система технического обслуживания и ремонта вагонов
Задачами вагонного хозяйства является поддержание грузовых и пассажирских вагонов в работоспособном состоянии, выполнение установленного, плана ремонта вагонов, рациональное использование имеющихся технических средств, достижение наибольшей эффективности работы предприятий. На дорогах создана производственная база (вагонные депо, пункты подготовки вагонов к перевозкам и технического обслуживания вагонов и др.), обеспечивающая выполнение ремонта вагонов и техническое обслуживание их в процессе эксплуатации.
1.1.1. Термины и определения
Под технологией в широком смысле понимают правило соединения научных и технических знаний с практическим действием.
Технология в узком смысле понимается как порядок операций, направленных на достижение определенных целей (изготовление, ремонт, контроль технического состояния и т.п.).
Под организацией будем понимать процесс синхронизации действий работников и обстоятельств, направленных на выполнение поставленной задачи.
Эксплуатация объекта есть процесс его непрерывного существования, при котором этот объект используется по назначению, ремонтируется и технически обслуживается.
Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций или операция по поддержанию работоспособного или исправного состояния в процессе использования изделия по назначению.
Ремонт изделия — комплекс операций или операция по восстановлению его неисправности или работоспособности, или ресурса.
Капитальный ремонт (КР) — ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности, исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей, включая базовые.
Средний ремонт — ремонт, выполняемый для восстановления работоспособности, исправности или частичного восстановления ресурса изделия с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры.
Текущий ремонт (TP) — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене или восстановлении отдельных частей.
Под операцией понимают законченную часть ремонта или технического обслуживания, которая выполняется на одном рабочем месте исполнителем определенной специальности.
Ресурс изделия — заложенная при его изготовлении способность сопротивляться неизбежным процессам деградации. Измеряется наработкой до предельного состояния изделия. Таким образом, показателем долговечности является ресурс, если она измеряется в единицах наработки, или срок службы, если измерять ее по календарю.
Процесс старения изделий зависит не только от его свойств, но поддается еще и управлению в виде профилактических ремонтов и обслуживании.
Набор распределенных во времени управлений такого рода, чередующихся с периодами использования изделия по назначению, иногда называют стратегией.
Уточним этот термин. Следует иметь в виду применение этого термина по отношению к конкретному типу ремонта или различным типам ремонтов в одной пространственно-временной системе координат.
Приведенная выше трактовка термина стратегия соответствует второму случаю.
Дадим строгое определение этого термина применительно к первому случаю. Под стратегией понимают план действий в зависимости от развития ситуации.
Под стратегией ремонта будем понимать правило, согласно которому изделие ставится в ремонт.
Возможны три правила постановки в ремонт — либо после отказа изделия, либо по достижению предельно допустимого состояния, либо после заранее установленной наработки изделием.
При организации технической эксплуатации сколько-нибудь сложных машин и конструкций прибегают к комбинации указанных трех стратегий. Достигается это благодаря использованию нескольких типов ремонта и технического обслуживания. Правила взаимодействия стратегий соответствующих ремонтов во времени, по месту проведения ремонтных работ, по коммерческому состоянию вагона и т.п. составляют стратегию системы технического обслуживания и ремонта (ТОР).
В таблице - 1.1 приведена классификация видов ремонта.
Таблица - 1.1. Классификация видов ремонта
№ | Признак классификации | Вид ремонта |
Степень восстановления работоспособности изделия | 1.1. Капитальный | |
1.2. Средний | ||
1.3. Текущий | ||
Планирование во времени | 2.1. Плановый | |
2.2. Неплановый | ||
Планирование объемов восстановительных работ | 3.1. Регламентированный | |
3.2. Нерегламентированный | ||
По техническому состоянию на момент постановки изделия в ремонт | 4.1. Аварийный | |
4.2. Предупредительный | ||
По сохранению принадлежности к вагону отремонтированных частей | 5.1. Обезличенный | |
5.2. Необезличенный | ||
По форме организации ремонта | 6.1. Агрегатный | |
6.2. Поточный | ||
6.3. Ремонт эксплуатирующей организацией | ||
6.4. Ремонт заводом-изготовителем |
Аналогичную классификацию можно привести и для технического обслуживания.
return false">ссылка скрытаЕсли ремонт происходит в заранее назначенный момент времени, то он является плановым. И наоборот.
Если объем ремонтных работ заранее установлен, то такой ремонт называется регламентированным, т.е. плановым по объемам восстановительных работ.
С помощью таблицы - 1.1 не удается в достаточной мере классифицировать виды ремонтов. Дополним ее следующими пояснениями (рисунок - 1.1).
Возможны две политики в поведении работников вагонного хозяйства.
А. Пассивная — ждать появления отказа, а затем восстанавливать работоспособность. Данный ремонт называют непланово-аварийным (НАР), который может, в свою очередь, быть регламентированным (НАР-Р) или нерегламентированным (НАР-Н).
Б. Активная — не дожидаясь выхода из строя вагона, прекращать на время использование его по назначению и проводить частичный или полный ремонт.
Рисунок - 1.1. Дополнение к классификации ремонта
Если момент времени постановки вагона в ремонт заранее запланирован, то последующий ремонт называют, как отмечено выше, плановым во времени, который может быть либо предупредительным (ППР), либо аварийным (ПАР).
Возможны случаи, когда моменты постановки вагонов в ремонт определяются по каким-либо косвенным признакам приближения его к отказу. Упомянутое приближение можно уловить по значению определяющего параметра — температура, зазор, звук, цвет, химический состав выхлопных газов и т.п.
При этом следует иметь в виду два случая. Если оценка технического состояния конструкции происходит в заранее запланированные моменты времени (через определенный пробег вагона), то последующий ремонт называют планово-диагностическим (ПДР).
Если идентификация технического состояния конструкции происходит по показаниям встроенной диагностической аппара-туры, то последующий ремонт называют непланово-профилактическим (НПР).
Под системой ТОР изделия в широком смысле понимают комплекс технической документации, работников и технологического оборудования.
Под системой ТОР изделия в узком смысле понимают типы предусмотренных технической документацией ремонтов, технических осмотров и обслуживании, которые взаимоувязаны стратегиями и объемами работ по их осуществлению.
Таким образом, система ТОР изделия характеризуется, как и любая другая система, элементным составом (типами ремонтов и их технического обслуживания) и структурой, т.е. правилом взаимосвязи между элементами и между элементом и системой. Указанные связи задаются с помощью стратегий каждой компоненты и их упорядочивания во времени, пространстве и по затраченным ресурсам.
Как будет показано ниже, с помощью подбора соответствующих стратегий представляется возможным осуществлять управление процессом старения конструкций и машин.
Относительно любой компоненты системы ТОР изделия существуют три проблемы — сроков, организации и поиска эффективных технологических процессов ее реализации.
Под межремонтным пробегом (периодом) будем понимать пробег между двумя соседними ДР или ДР и КР.
Под ремонтным циклом понимают пробег (период) либо между соседними КР, либо между постройкой вагона и первым его КР, либо между последним КР и исключением из инвентарного парка.
Под структурой ремонтного цикла вагона понимают количество ДР в пределах ремонтного цикла.
Под структурой системы ремонта будем понимать количество ремонтных циклов за срок службы вагона и структуру каждого из них.
Мощность предприятия (депо) — максимально возможная его производительность, т.е. число отремонтированных вагонов в единицу времени.
Программа предприятия (депо) — степень участия предприятия в создании общественно необходимой продукции в единицу времени.
Под глубокой диагностикой вагона будем понимать диагностику в том объеме, который реализуется обычно при деповском ремонте.
Моральным износом называется уменьшение стоимости машины под влиянием технического прогресса.
Модернизация элементов вагона является важным средством устранения его морального износа.
Под нормативным сроком службы (НСС) вагона будем понимать тот срок его службы, исходя из которого назначается процент амортизационных отчислений.