Физикохимия дисперсных систем и растворов ВМС. Контрольная работа №3.
Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-31.
Цель занятия: после изучения темыстудент должен
Знать:
ü основные типы химических равновесий (протеолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;
ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
ü роль коллоидных поверхностно-активных веществ в усвоении и переносе малополярных веществ в живом организме, в процессах жизнедеятельности;
ü физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический).
Уметь:
ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.
Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие.
Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.
Оснащение занятия: химическая посуда и реактивы, интерактивная доска, проекционное оборудование, инструкция по охране труда, справочная литература, средства индивидуальной защиты.
План проведения занятия:
1. | Организационная часть | 5 мин |
2. | Разбор тематического материала | 40 мин |
3. | Выполнение ситуационных задач | 60 мин |
4. | Выполнение и оформление лабораторной работы | 40 мин |
5. | Выполнение контрольной работы | 30 мин |
6. | Домашнее задание | 5 мин |
Вопросы для изучения темы:
1. Дисперсные системы. Классификация дисперсных систем.
2. Условия и методы получения коллоидных растворов. Особенности коллоидного состояния. Методы очистки коллоидных растворов. Диализ, электродиализ, ультрафильтрация. Принцип работы искусственной почки.
3. Строение коллоидной частицы. Мицелла, гранула, адсорбционный и диффузный слой.
4. Молекулярно-кинетические, оптические и электрокинетические свойства коллоидно-дисперсных систем.
5. Устойчивость и коагуляция коллоидных систем. Порог коагуляции. Явление коллоидной защиты и пептизации в медицине.
6. Коллоидные ПАВ. Мицеллообразование в растворах ПАВ. Липосомы, применение в медицине.
7. Классификация высокомолекулярных соединений. Химическое строение и пространственная форма молекул.
8. Особенности растворения ВМС. Термодинамика, механизм набухания и растворения ВМС. Зависимость степени набухания от различных факторов.
9. Влияние рН среды на набухание для амфотерных полиэлектролитов. Изоэлектрическое состояние макромолекул, изоэлектрическая точка, свойства амфотерных полиэлектролитов в изоэлектрическом состоянии.
10. Методы определения изоэлектрической точки белков. Электрофорез, сущность метода, практическое применение.
11. Вязкость растворов ВМС, уравнение Штаудингера. Вязкость крови и других биологических жидкостей. Вискозиметрия. Коллигативные свойства растворов ВМС. Уравнение Галлера.
12. Мембранное равновесие Доннана. Онкотическое давление плазмы и сыворотки крови.
13. Устойчивость растворов биополимеров. Застудневание, высаливание, коацервация растворов ВМС.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Подберите соответствие между названием дисперсной системы и кратким обозначением:
№ | Название дисперсной системы | Краткое обозначение | |
1. | Эмульсия | А | ж/ж |
2. | Аэрозоль | Б | ж/г |
3. | Пена | В | г/ж |
4. | Золь | Г | т/ж |
5. | Суспензия | Д | г/г |
2. Назовите методы очистки коллоидных растворов от примесей:
А – растворенных низкомолекулярных частиц;
Б – грубодисперсных частиц.
3. Какой процесс изображен на рисунке? Приведите примеры использования процесса в медицине.
4. Какой световой эффект изображен на фотографии? Чем он обусловлен?
5. Назовите фрагменты строения мицеллы, выделенные красным цветом:
{mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- …………………….............................................
{mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- …………………….............................................
{mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- …………………….............................................
{mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- …………………….............................................
{mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- …………………….............................................
{mAgJ nAg+ (n-x)NO3-}x+ xNO3- …………………….............................................
6. Какова зависимость порога коагуляции от заряда коагулирующего иона?
7. Подберите соответствие:
№ | Закономерности коагуляции смесями электролитов | Термин | |
1. | Усиление коагулирующего действия | А | Антагонизм |
2. | Суммирование коагулирующего действия | Б | Синергизм |
3. | Вычитание коагулирующего действия | В | Аддитивность |
8. Какие ионы электролитов гексацианофферата (II) калия или сульфата натрия являются коагулирующими для гидрозоля железа (III)?
9. Особенности растворения ВМС? Какой процесс называют набуханием?
10. Какие факторы и как влияют на набухание ВМС?
11. Как определяют степень набухания? Назовите основные этапы эксперимента.
12. Что называют изоэлектрической точкой белка?
13. Приведите схематическую формулу макромолекулы белка находящегося в изоэлектрическом состоянии.
14. Какие свойства белка резко меняются в изоэлектрическом состоянии?
15. Вставьте недостающие выражения: «Коллоидная защита – предохранение коллоидных растворов от …………. и, следовательно, повышение их …………….. добавлением небольших количеств высокомолекулярных веществ (белков, крахмала, агар-агара и др.), так называемых …………………..».
16. Какие процессы, характерные для белков, изображены на рисунке?
17. Перечислите факторы, выза зависимость порога коагуляции от заряда коагулирующего иона?
7. Подберите соответствие:
№ | Закономерности коагуляции смесями электролитов | Термин | |
1. | Усиление коагулирующего действия | А | Антагонизм |
2. | Суммирование коагулирующего действия | Б | Синергизм |
3. | Вычитание коагулирующего действия | В | Аддитивность |
8. Какие ионы электролитов гексацианофферата (II) калия или сульфата натрия являются коагулирующими для гидрозоля железа (III)?
9. Особенности растворения ВМС? Какой процесс называют набуханием?
10. Какие факторы и как влияют на набухание ВМС?
11. Как определяют степень набухания? Назовите основные этапы эксперимента.
12. Что называют изоэлектрической точкой белка?
13. Приведите схематическую формулу макромолекулы белка находящегося в изоэлектрическом состоянии.
14. Какие свойства белка резко меняются в изоэлектрическом состоянии?
15. Вставьте недостающие выражения: «Коллоидная защита – предохранение коллоидных растворов от …………. и, следовательно, повышение их …………….. добавлением небольших количеств высокомолекулярных веществ (белков, крахмала, агар-агара и др.), так называемых …………………..».
16. Какие процессы, характерные для белков, изображены на рисунке?
17. Перечислите факторы, вызывающие денатурацию белков.
18. Что изображено на рисунке? Биологическая роль, практическое применение в биологии и медицине.
19. Результат, какого процесса исследования плазмы крови изображен на картинке?
Ситуационные задачи:
1. Напишите строение мицеллы сульфида меди, йодида серебра и карбоната кальция, если при электрофорезе они движутся к катоду. Определите заряд гранулы.
2. Расположите в ряд электролиты по увеличению порога коагуляции: фосфат натрия, тиоцианат калия, йодид цезия, сульфат натрия, хлорид натрия.
3. Изоэлектрическая точка миозина мышц равна 5. При каких значениях рН: 2; 4; 5 или 7 набухание будет наименьшим? С чем это связано?
4. При рН = 6 инсулин остается на старте при электрофорезе. К какому электроду инсулин будет перемещаться в растворе хлороводородной кислоты с концентрацией 0,1 моль/л?
5. К какому электроду будут передвигаться частицы белка (рI = 4,0) при электрофорезе в ацетатном буферном растворе, приготовленном из 100 мл раствора ацетата натрия с концентрацией 0,1 моль/л и 25 мл раствора уксусной кислоты с концентрацией 0,2 моль/л?
6. Будет ли происходить набухание желатина (рI = 4,7) в ацетатном буфере с равным содержанием компонентов при температуре 00C? Как можно интенсифицировать процесс набухания желатина?
7. Рассчитайте онкотическое давление раствора белка (относительная молекулярная масса 10000) с массовой долей 10% при температуре физиологической нормы.