Возрождение в Германии. Особенности живописи Грюневальда. Творчество Ганса Гольбейна Младшего.

Матиас Грюневальд (нем. Matthias Grünewald, Mathis Gothart-Nithart), (Вюрцбург, 1470 или 1475— Галле 1528) — немецкий живописец, крупнейший мастер эпохи Возрождения. Работал при дворе майнцских архиепископов и курфюрстов (1508—1525). В своём творчестве с беспредельной эмоциональной силой выразил трагический накал и возвышенный мистический спиритуализм эпохи. До нашего времени дошло мало работ Грюневальда — всего 11 произведений, из которых одни представляют собой многостворчатые алтари, другие — сохранившиеся фрагменты алтарных композиций и отдельные одночастные картины.

Грюневальдпредставляется человеком широкой эрудиции и многосторонней одарённости, типичным представителем интеллигенции эпохи Возрождения. Наряду с наукой его волновали проблемы религии, философии и общественного устройства. Его искусство пронизано глубочайшей человечностью, живым состраданием к человеческим мукам, неисчислимым страданиям, которые он видел кругом.

Поругание Христа Встреча св. Эразма и св. Маврикия

Поругание Христа» представляет собой редко встречавшийся до этого иконографический сюжет. . Грюневальд представляет Христа в образе человека, исполненного величавой кротости и терпения.

Встреча св. Эразма и св. Маврикия - Огромная торжественная картина исполнена особого, праздничного церковного пафоса. Она производит впечатление хорошо разыгрываемой исполнителями чрезвычайно важной сцены встречи. Картину отличает поистине гениальное живописное мастерство художника: игра рефлексов, звучание в унисон золотых, красных, серебристо-голубых тонов, отражения, световые блики — всё поистине великолепно. Композиция уходит по диагонали в глубину, предполагая за пределами своими ещё ряды людей, обменивающихся приветствиями.

Гольбейн Ганс, (Holbein) или Хольбейн Ханс Младший (около 1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график эпохи Возрождения. Гольбейн создал множество портретов, в которых подчеркивал внутреннее достоинство и сдержанную духовную силу людей. Почти ювелирная тщательность в воспроизведении деталей сочетается в его работах с пластической и эмоциональной целостностью образа. Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.

В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах. В Германии искусство Хольбейна не нашло последователей, но оказало сильнейшее воздействие на развитие английского, а затем и всего западноевропейского портрета. Пристально всматриваясь в индивидуальные черты модели, точно и без прикрас воспроизводя ее облик, он создавал смелые и острые по рисунку, насыщенные цветом, жизненно-убедительные и яркие образы своих современников - волевых, целеустремленных людей эпохи Возрождения. Гольбейн был величайшим портретистом своего времени. Его портреты Генриха VIII, королев, министров, послов, купцов и других людей свидетельствуют о мастерстве художника и его способности точно передать характер модели.

Шарль де Солье, сир де Моррет Генрих VIII Лаис Корифская Французские послы Женский портрет Вененра и Купидон