Биологически активные высокомолекулярные вещества. Контрольная работа № 2.
Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК-1; ПК-1; ПК-2; ПК-3; ПК-31.
Цель занятия: после изучения темыстудент должен
Знать:
ü основные типы химических равновесий (протолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно-восстановительные) в процессах жизнедеятельности;
ü строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений.
Уметь:
ü прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;
ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.
Форма организации учебного процесса: практическое занятие.
Место проведения занятия: учебно-научная химическая и биохимическая лаборатория.
Оснащение занятия: интерактивная доска, проекционное оборудование, справочная литература.
План проведения занятия:
1. | Организационная часть | 5 мин |
2. | Разбор тематического материала | 40 мин |
3. | Выполнение практической работы | 60 мин |
4. | Выполнение контрольной работы | 70 мин |
5. | Домашнее задание | 5 мин |
Вопросы для изучения темы:
1. Аминокислоты. Пептиды. Белки. Образование пептидной связи. Кислотный и щелочной гидролиз пептидов. Качественные реакции на аминокислоты и белки.
2. Углеводы. Гомополисахариды. Пектины. Структура, свойства. Монокарбоксилцеллюлоза, полиакрилцеллюлоза – основа гемостатических перевязочных материалов.
3. Гетерополисахариды. Понятие о смешанных биополимерах (гликопротеины, гликолипиды и др.). Структура, свойства, биологическая роль.
4. Структура важнейших высших жирных кислот, входящих в структуру природных липидов: стеариновая, пальмитиновая, олеиновая, линолевая, линоленовая, арахидоновая, эйкозапентаеновая, докозагексаеновая. Систематическая номенклатура и индексы высших жирных кислот. Высшие жирные кислоты ряда ω3, ω6, ω9.
5. Структура важнейших фосфолипидов. Понятие о сфинголипидах, гликолипидах. Биологическая роль.
6. Строение транспортных форм липидов.
7. Нуклеиновые кислоты. Нуклеозидмоно- и полифосфаты. АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфаты (цАМФ, цГМФ), их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Подберите соответствие между формулой и названием соединения:
Предполагаемые ответы: | |||||||
А | урацил | Ж | тимидин | Н | лактоза | У | аспарагиновая кислота |
Б | цитозин | З | АТФ | О | целлобиоза | Ф | цистеин |
В | тимин | И | глюкоза | П | мальтоза | Х | аргинин |
Г | аденин | К | фруктоза | Р | крахмал | Ц | тирозин |
Д | гуанин | Л | галактоза | С | хитин | Ч | метионин |
Е | дезоксицитидин | М | сахароза | Т | треонин | Ш | ? |
2. Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и эмпирической формулой:
№ | Название ВЖК | Эмпирическая формула |
1. | Миристиновая | А - C15H31COOH |
2. | Пальмитиновая | Б - C18H31COOH |
3. | Стеариновая | В - C18H33COOH |
4. | Пальмитоолеиновая | Г - C18H35COOH |
5. | Олеиновая | Д - C15H29COOH |
6. | Линолевая | Е - C13H27COOH |
7. | Линоленовая | Ж - C18H29COOH |
8. | Арахидоновая | З - C19H33COOH |
9. | Эйкозатриеновая | И - C19H31COOH |
10. | Эйкозапентаеновая (тимнодоновая) | К - C21H33COOH |
11. | Докозопентаеновая (клупанодоновая) | Л - C21H31COOH |
12. | Докозагексаеновая | М - C19H29COOH |
ü Подберите соответствие между названием высшей жирной карбоновой кислоты и кратким обозначением:
№ | Название ВЖК | Краткое обозначение |
1. | Миристиновая | А - 18:0 |
2. | Пальмитиновая | Б - 16:1Δ9 |
3. | Стеариновая | В - 18:2Δ9,12 ω6 |
4. | Пальмитоолеиновая | Г - 16:0 |
5. | Олеиновая | Д - 14:0 |
6. | Линолевая | Е - 18:3Δ9,12,15 ω3 |
7. | Линоленовая | Ж - 18:1Δ9 |
8. | Арахидоновая | З - 20:4 Δ5,8,11,14 ω6 |
9. | Эйкозатриеновая | И - 20:3 Δ8,11,14 ω6 |
10. | Эйкозапентаеновая (тимнодоновая) | К - 20:5 Δ5,8, 11,14, 17 ω3 |
11. | Докозопентаеновая (клупанодоновая) | Л - 22:5 Δ7,10,13,16,9 ω3 |
12. | Докозагексаеновая | М - 22:6 Δ4,7,10,13,16,9 ω3 |
Ситуационные задачи:
1. Напишите уравнение получения дипептида: метионил-глицин (мет-гли).
2. Глутатион представляет собой трипептид γ-глутамилцистеинилглицин. Он участвует в окислительно-восстановительных реакциях, выполняя функцию «защиты» других белков от окисления. Запишите окисленную и восстановленную формы глутатиона.
3. Приведите химизм взаимодействия α-аланина с хлороводородной кислотой и гидроксидом натрия. Какие свойства аминокислот подтверждаются с помощью указанных реактивов?
4. Напишите реакцию образования мальтозы и докажите ее принадлежность к восстанавливающим дисахаридам.
5. Покажите схему строения целлюлозы, структурным звеном которой является β-D-глюкопираноза. Приведите реакцию ацилирования целлюлозы уксусным ангидридом.
6. Запишите в виде уравнений цепочку последовательных реакций: глюкоза → глюкозо-6-фосфат → фруктозо-6-фосфат. К какому типу реакций относятся указанные превращения, каковы условия их протекания в организме?
7. Напишите формулу хитина, состоящего из остатков N-ацетил-D-глюкозамина, связанных между собою β-1,4-гликозидными связями. Какова его биологическая роль?
8. Выпишите формулы и тривиальные названия важнейших глицерофосфолипидов: фосфатидилсеринов, фосфатидилэтаноламинов, фосфатидилхолинов, фосфатидилинозитолов, укажите их биологическую роль.
9. Напишите уравнения реакций гидролиза триолеилглицерола, назовите продукты превращений.
10. Напишите уравнение взаимодействия фосфатидной кислоты с холином. Дайте название полученному липиду. Какова его биологическая роль?
11. Напишите реакцию гидролиза дипальмитоилфосфатидилэтаноламина. Как осуществляется реакция гидролиза «in vitro» и «in vivo»?
12. Запишите формулу липида – кефалина. Напишите реакцию гидролиза данного липида, назовите полученные продукты.
13. Расшифруйте аббревиатуру: ХМ, ЛПОНП, ЛПНП, ЛПВП. Какова роль липопротеинов в организме?
14. Приведите формулы АМФ, АДФ, АТФ, нуклеозидциклофосфатов (цАМФ, цГМФ). Оцените их роль как макроэргических соединений и внутриклеточных биорегуляторов.
15. Приведите примеры полимеров медицинского (стоматологического) назначения.
Примерные вопросы тестовых заданий к контрольной работе № 2: