Дальневосточного федерального округа
| Регион | Среднедушевые денежные доходы в мае 2002 года (руб.) |
| Дальневосточный фед.округ | 2577,6 |
| Республика Саха | 3935,9 |
| Приморский край | 2114,4 |
| Хабаровский край | 2351,2 |
| Амурская область | 1657,2 |
| Камчатская область | 3795,1 |
| В т.ч. Корякский а.о. | 3957,9 |
| Магаданская область | 3147,9 |
| Сахалинская область | 3116,1 |
| Еврейская область | 1689,4 |
| Чукотский а.о. | 5532,1 |
*Источник: Пятый периодический доклад РФ по осуществлению международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. http: // www.h–rights.ru/
Природная среда. Природную среду формируют такие факторы, как климатические условия; наличие либо отсутствие естественных природных ресурсов; доступность ресурсов для освоения; экологическая обстановка; государственный контроль процесса потребления природных ресурсов.
В настоящее время в мировой природной среде складываются следующие тенденции:
Происходит общий рост стоимости энергии. Самая серьезная проблема обеспечения экономического развития в будущем возникла в связи с невозобновляемостью многих видов природных ресурсов. В настоящее время ведется усиленный поиск альтернативных источников энергии (солнечной, ветровой, ядерной и т.д.).
Рост загрязнения среды. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды. Это вызывает озабоченность общественности, особенно в высокоразвитых странах. Соответственно компании при разработке маркетинговых стратегий не могут не учитывать данную закономерность.
Рост государственного контроля за процессом использования и воспроизводства природных ресурсов. Руководство организации в целом и службы маркетинга в частности должно держать в поле зрения все проблемы природной среды, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы ресурсы, не нанося при этом вред окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность находится под жестким контролем государства и общественных групп.
В России также актуальны все вышеперечисленные изменения, происходящие в природной среде. Увеличение уровня загрязненности окружающей среды ведет к тому, что государство вынуждено все в большей мере контролировать процесс использования природных недр. Вот лишь некоторые природоохранительные законодательные акты, введенные в действие Правительством РФ за последние 10 лет:
• Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.);
• Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.);
• Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.);
Природно-ресурсные законодательные акты:
• Земельный кодекс РСФСР (1991 г. с изменениями);
• Закон РФ «О недрах» (1992 г. с изменениями);
• Федеральный закон «О животном мире» (1995 г.);
• Водный кодекс РФ (1995 г.);
• Федеральный закон «О континентальном шельфе РФ» (1995 г.);
• Лесной кодекс РФ (1997 г.);
• Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» (1998г.);
• Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (1998 г.);
• Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне РФ» (1998г.);
• Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (1998 г.).
На Дальнем Востоке, в частности, действуют следующие природоохранные подзаконные акты - постановления Правительства РФ:
• «Об учреждении в Амурской области государственного природного заповедника «Норский» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» (от 02.02.1998 г. № 136).
• «Об учреждении в Хабаровском крае государственного природного заповедника «Болоньский» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» (от 18.11.1997 г. № 1444).
• «Об учреждении в Еврейской автономной области государственного природного заповедника «Бастак» Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды» (от 28.01.1997 г. № 96).
Научно-техническая среда.Данная составляющая маркетинговой среды включает: темп научно-технического прогресса, уровень отчислений на НИОКР, интенсивность исследовательской деятельности, количество научных публикаций и патентов и др.
Любое открытие в области науки приводит к крупным долговременным последствиями. Возникновение новых технологий создает прорыв для одних отраслей бизнеса и приводит к гибели другие. Компании должны внимательно следить за ведущими мировыми тенденциями в рамках научно-технического комплекса, к которым относятся:
- ускорение темпов научно-технического прогресса;
- интернационализация технологий – компании открывают исследовательские лаборатории вне страны происхождения, завязывают тесные связи с университетскими лабораториями и государственными научными организациями через международные сети;
- рост ассигнований на НИОКР, причем 75% мировых расходов на НИОКР приходится на США, ЕС, Японию. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, оборудовании и организации производства в развитых странах, приходится от 70 до 85% прироста ВВП.
Для научно-технической среды нашей страны до недавнего времени было характерно то, что наибольшая часть российского потенциала технических инноваций была сосредоточена в ВПК, практически не затрагивая другие сферы. Однако за последние десятилетия ситуация изменилась, часть в прошлом закрытых городов, ориентированных на ядерные и другие военные исследования, перепрофилирована под центры, целью которых является создание новых высоких технологий для использования в различных отраслях народного хозяйства, таких как судостроение, спецметаллургия, энергетическое машиностроение и другие. Однако все еще низкой остается доля России в мировом объеме производства наукоемкой продукции и составляет только 0,3%.
Политико-правовая среда.Политическое устройство государства, уровень законодательства, отношение правительства к бизнесу, стабильность политического строя – все это факторы политико-правовой среды маркетинга, которые сильно сказываются на маркетинговых решениях компании.
Тенденции мировой политико-правовой среды:
- рост числа законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;
- повышение требований государственных учреждений к соблюдению законов;
- рост числа групп по защите интересов общества.
Политическую среду России составляют, наряду с факторами исполнительной государственной власти (федеральной и региональной), еще целый ряд весомых факторов, в том числе законодательные, правовые факторы. Среди них законодательные акты РФ, появившиеся сравнительно недавно и регулирующие отношения собственности, а также законы о предпринима-тельстве, конкуренции, защите прав потребителей, рекламе, товарных знаках и др. Таким образом, для российской действительности также характерна общемировая тенденция роста законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Данные законы устанавливают и ограничивают формы и методы ведения нечестной конкурентной борьбы (установления монополии, дискриминационных цен и т.д.), защищают потребителя от недобросовестной деловой практики: выпуска некачественных и небезопасных товаров, лживой рекламы, недобросовестных методов торговли, защищают высшие интересы общества от негативных аспектов предпринимательской деятельности.
return false">ссылка скрытаКультурная среда. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на деятельность компании.
Изменения, наблюдаемые в этой сфере в последнее время:
- тенденция, отражающая желание демонстрировать свою индивидуальность;
- тенденция увеличения числа работающих женщин;
- тенденция изменения роли в семье мужчины и женщины: повышается роль мужчины в воспитании детей и ведении хозяйства и все больше женщин формирует основную часть дохода семьи;
- большое значение уделяется физическому совершенству и молодости;
- тенденция к более позднему вступлению в брак;
- увеличение числа субкультур в рамках культуры той или иной страны.
Вышеназванные тенденции характерны и для России. Например, в России остается вера в институт брака – она первична, а вот уверенность в необходимости раннего вступления в брак вторична. В наши дни данная вторичная ценность в России претерпела изменения по сравнению с серединой 20 века. Все меньше молодых людей стремятся вступить в брак до того, как получат высшее образование и престижную работу.
В России можно выделить следующие четко сформировавшиеся субкультуры: байкерская, тусовочно-рейверская, секс-меньшинств и др.
Российские женщины работают часто наравне с мужчинами, занимаются предпринимательской деятельностью и политикой.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение маркетинговой среде, опишите ее структуру.
2. Рассмотрите взаимосвязь между микросредой и макросредой.
3. Какphp?n=17&id=91834 \n\nThis file was not retrieved by Teleport VLX, because it was unavailable, or its retrieval was aborted, or the project was stopped too soon. \n\nDo you want to open it from the server?'))window.location='http://studopedia.ru/pravo.php?n=17&id=91834'">Опубликованный материал нарушает авторские права?.