Гастев Алексей Капитонович

Гастев Алексей Капитонович (1882—1941) — русский ученый, общественный деятель, поэт.

В 1919 г. организовал «Школу социально-инженерных наук», в 1920 г. возглавил Центральный институт труда (ЦИТ), которым руководил до 1938 г. В институте разрабатывались методы анализа и обучения трудовым процессам, приемы организации труда и реконструкции производ­ства.

Среди работ А. К. Гастева по организации труда следует назвать следующие: «Как надо работать» (1923), «Трудовые установки» (1924), «Нормирование и организация труда» (1928), «Установка производства методом ЦИТ» (1929) и др.

Гастев подчеркивал, что наиболее производительным трудом, спо­собным обеспечить необходимое ускорение технического прогресса, яв­ляется творческий труд рабочих, стремление совершенствовать произ­водственные процессы. Он писал, что «самая совершенная машина не помогает, если не родится новый тип рабочего, который всей душой будет предан этой машине, который тенденцию машинизма будет рас­пространять на всякий болт, на всякую чурку и будет стремиться из всего самого несовершенного сделать совершенное». И еще: «Мы про­водим на работе лучшую часть своей жизни. Нужно же научиться так работать, чтобы работа была легка и чтобы она была постоянной жиз­ненной школой».

Труды А. К. Гастева представляют значительный научный и практический интерес, разработанные им предложения и рекомендации не потеряли актуального значения до настоящего времени.

Гилбрет Лилиан

Гилбрет Лилиан (Gilbreth Lilian) (1878—1972) — американский психолог, жена Френка Гилбрета. Проводила экспериментальные и теоретические исследования в области менеджмента, посвященные воп­росам управления кадрами, их научного подбора, расстановки, подго­товки. В 1915 г. стала первой в истории США женщиной, получившей степень доктора психологии. На ряде американских предприятий при поддержке Гилбрет были открыты школы по работе с персоналом, где проводилась систематическая подготовка инструкторов по НОТ, про­пагандировалась мотивация труда на основании вознаграждения и ува­жения личности.