Внешняя среда характеризуется сложностью, подвижностью и неопределенностью.

Сложность внешней среды определяется числом факторов, на ко­торые организация должна реагировать, а также их вариативно­стью. Факторы внешней среды характеризуются многими катего­риями данных, которые принимаются во внимание при выработке управленческих решений,

Подвижность характеризуется скоростью, с которой происходят изменения факторов окружающей среды. Наибольшие изменения происходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс.

Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью информации о факторах и зачастую ее низкой достоверностью. Чем неопределеннее данные, характеризующие факторы внешней сре­ды, тем сложнее принимать эффективные управленческие реше­ния.

К основным факторам деловой сферы внешней среды относятся следующие: поставщики, покупатели, конкуренты, партнеры по биз­несу, государство с его законами и учреждениями. Все эти факто­ры оказывают прямое (непосредственное) воздействие на органи­зации.

Организации, производящие продукцию, зависят от равномерно­сти поставки материалов. Нарушение поставки приводит к сбою выпуска продукции, снабжения рынка, получения прибыли, удовле­творения потребностей покупателя. В конечном счете от этого вы­игрывает конкурент.

Для нормального функционирования организации нужны не толь­ко поставщики материалов, но и участие партнеров по бизнесубанков, акционеров, частных лиц. Надежное финансовое состоя­ние, инвестиции — важные условия выживания организаций в кон­курентной среде.

Организация функционирует в сложной системе юридических норм. Законы и государственные учреждения определяют правовой ста­тус и регулирование экономики. Организации обязаны выполнять не только требования законов, но и государственных учреждений, которые следят за их исполнением.

Бизнес невозможен без потребителя. Потребитель диктует, какие товары и услуги ему необходимы и по какой цене, что определяет конечные результаты деятельности организации.

Во многих случаях необходимый рынку продукт или услугу опре­деляет конкурент.Речь идет о совершенствовании продукции, вве­дении новаций с тем, чтобы обойти конкурента. Недооценка ново­введений оборачивается для организации большими потерями при­были, снижением имиджа.

Внешняя фоновая среда характеризуется факторами косвенного вли­яния на организацию. Среди них назовем основные: технология, состояние экономики, социокультурный фактор, политический фак­тор.

Технология является не только внешним, но и внутренним факто­ром. Обновление существующих и внедрение принципиально но­вых технологий оказывает мощное воздействие на эффективность организации, на ее конкурентоспособность, выживаемость в усло­виях рыночной экономики.

На организацию косвенно воздействует состояние экономики и изменения, происходящие в ней. Такие экономические явления, как инфляция, спады производства, налоги, колебания курса валюты, заметно затрагивают интересы организаций. Так, например, сни­жение налогов увеличивает массу денег у населения, тем самым способствуя развитию бизнеса.

Любая организация подвергается воздействию социокультурного фактора, к которому относят традиции, стереотипы поведения лю­дей, приверженность определенной торговой марке или, наоборот, отрицательное отношение к какому-либо товару, и т. д. Социокуль­турный фактор в России ввиду ее масштабов, многонациональности, расслоения населения на бедных и богатых является весьма актуальным.

Политический фактор играет важную роль в деятельности органи­зации. Он тесно связан с социокультурным фактором и междуна­родным окружением. Политический фактор во многом определяет обстановку, в которой функционирует организация. Речь идет о практических действиях административных, законодательных и судеб­ных органов, защищающих права граждан, бизнес, частную соб­ственность; о структуре и соотношении интересов в обществе.

Если организация ведет дела за пределами внутреннего рынка, то ей необходимо считаться с особенностями внешней среды страны, где она организовала свой бизнес. В среде международного бизне­са выделяются такие факторы, как культура, экономика, законодательство, государственное регулирование и политическая обстанов­ка. Все они должны учитываться в деятельности организаций, ра­ботающих в международной среде.