Классические концепции в менеджменте

Классические концепции в менеджменте появились в конце XIX - начале XX в. Фабричная система, зародившаяся в 1800-х гг., ставила задачи, которые ранее не принимались в расчёт. Возникшие проблемы были связаны с оснащением производства, созданием управленческой структуры, обучением рабочих, планированием сложных производственных операций и возрастающим недовольством рабочих, выливавшимся в забастовки.

Это множество проблем, а также развитие крупных и сложных организаций заставляли искать новые методы координации и контроля. В результате появился новый «подвид экономического человека» - оплачиваемый менеджер. Профессиональные менеджеры начали поиск решения проблем, связанных с повышением производительности труда, а также с организацией, координированием и контролем деятельности больших групп работников. Так началась эволюция современного менеджмента, в ходе которой быласоздана классическая концепция.

Эта концепция охватывала три сферы, каждая из которых имела свою специфику:

- научный менеджмент,

- бюрократические организации,

- административные принципы (принципы управления).

Научный менеджмент – одно из направлений в рамках концепции классического менеджмента, в котором акцент делается на научно обоснованных изменениях методов.

Суть подхода:

- Разработка стандартных методов выполнения каждой работы, научное нормирование;

- Подбор сотрудников, обладающих соответствующими каждой работе способностями;

- Обучение персонала выполнению работы с помощью стандартных приёмов;

- Поддержка сотрудников путём планирования их работы и устранения помех;

- Материальное стимулирование сотрудников с целью повышения выработки.

Вклад:

- Продемонстрирована важность компенсаций (материального стимулирования) для достижения результатов;

- Положено начало тщательному исследованию производственных заданий и работ;

- Продемонстрирована важность отбора и обучения персонала.

Объект критики:

- Не учитывает социальный контекст работы и высшие потребности работников;

- Не признаёт индивидуальных различий между сотрудниками;

- рассматривает сотрудников как однородную группу и игнорирует их идеи и предложения.

Идеи научного менеджмента существенно повысили производительность труда во всех сферах и не потеряли своей актуальности в наши дни.

Разработанная в Европе модель бюрократической организации,рассматривающая организацию как единое целое, стала ещё одним разделом классического менеджмента.

Бюрократическая организацияраздел классического менеджмента, который переносит акцент управления на рациональную безличную основу благодаря таким элементам, как чёткое определение власти и ответственности, создание и хранение письменных документов, разделение менеджмента и владения организацией.

В конце Х1Х в. многие европейские организации управлялись на личной основе, похожей на семейные отношения. Сотрудники были преданы скорее конкретному индивиду (мастеру, бригадиру), чем самой компании или её миссии. Негативным последствием такого менеджмента стало то, что ресурсы использовались для удовлетворения скорее желаний индивидов, чем для достижения целей организации. Новая форма организации была названа бюрократией.

Элементы бюрократии:

- труд разделяется на основе ясных понятий власти и ответственности, которые юридически определены в качестве официальных служебных обязанностей;

-должности образуют властную иерархическую структуру, в которой каждая нижестоящая должность находится под властью вышестоящей;

- отбор и продвижение сотрудников осуществляется исходя из их технической квалификации, которая оценивается путём тестирования или в соответствии с образованием и опытом;

- административные акты и решения письменно фиксируются. Хранение документов создаёт организационную «память» и преемственность;

- менеджмент отделяется от владельцев организации;

- менеджеры обеспечивают выполнение правил и процедур, которые гарантируют надёжное, предсказуемое поведение. Правила не связаны с личностью работника и одинаково распространяются на всех сотрудников.

Термин бюрократия приобрёл в наши дни отрицательный смысл, ассоциируясь с бесконечными регламентациями и волокитой, с простаиванием в длинных кабинетных очередях или подвергаясь бессмысленным процедурам. С другой стороны, единые правила и бюрократические процедуры обеспечивают стандартные методы взаимодействия с сотрудниками. С каждым обращаются одинаково, и каждый знает, какие правила при этом должны соблюдаться. Это позволило многим организациям добиться высокой эффективности.

Ещё одним важнейшим разделом классического менеджмента является подход, известный как административные принципы, или метод администрирования, или принципы управления. В то время как научный менеджмент уделяет основное внимание производительности отдельного рабочего, административные принципы охватывают всю организацию.

Административные принципыраздел классического менеджмента, фокусирующий внимание скорее на всей организации в целом, чем на отдельном работнике, и определяющий в качестве функций менеджмента планирование, организацию, распорядительство, координацию и контроль.

Так возникли три школы классического менеджмента:

1. Школа «научного управления» (1885 – 1920);

2. Школа «рациональной бюрократии» (1920 – 1930);