Периоды развития теории и практики менеджмента

Предпосылки возникновения менеджмента. Менеджмент в той или иной форме существовал всегда там, где люди работали совместно (два и более человек). В первобытных племенах находились личности (вождь племени), которые направ­ляли и координировали деятельность соплеменников в целях выживания сообщества, контроля за их работой, совершения различ­ных ритуалов, и т. д.

Периодизация развития теории и практики менеджмента.Выделяются четыре периода развития теории и практики менедж­мента:

Первый период — древний (с 9-го тысячелетия до н. э. и до при­мерно XVIII в.). Это период накопления знаний: переход от при­сваивающего хозяйства (охота, собирательство) к производству; пер­вый опыт в области управления (Ближний Восток); развитый государственный аппарат (Древний Египет); Сократ (470—399 гг. до н. э.) сформулировал принцип универсального управления; Платон (428—348 гг. до н. э.) сделал попытку разграничения функций управ­ления; Александр Македонский (356—323 гг. до н. э.) создал тео­рию управления войсками.

Второй период — индустриальный (1776—1830). Начало формирования научных направлений и школ менеджмента. Адам Смит (1723—1790) провел анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Роберт Оуэн (1771—1858) сформулировал идеи гуманизации производства, вы­двинул программу создания самоуправляющихся «поселков общно­сти и сотрудничества», основал коммунистические колонии в США и Великобритании, но потерпел неудачу. Ч. Беббидж в 1833 г. раз­работал проект «аналитической машины» — прообраз современной вычислительной техники, что позднее произвело переворот в принятии управленческих решений.

Период систематизации (1856—1960). Формируются новые направления, школы, течения в управлении. В период промышленной революции в XIX в. в связи с необходимостью управления работой больших групп людей владельцы отошли от непосредственного на­блюдения за деятельностью работников. Появились первые менед­жеры. С течением времени менеджеры переключились на изуче­ние способов управления, на поиск систематизированных на осно­ве опыта подходов к управлению, сложились основные научные школы управления.

Информационный период (с 1960 г. по настоящее время). В 60-е гг. начинается широкая разработка концепций управления, опирающих­ся на использование математического аппарата, при помощи которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.

Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Возникла теория непредвиденных ситуаций.

В 70—80-е гг. сформировалась концепция организации как откры­той системы. С точки зрения экономики организации существен­ные результаты получены в рамках ситуационного подхода, идея которого внесла большой вклад в развитие теории управления.

 

Глава 4. КОНЦЕПЦИИ И ШКОЛЫ МЕНЕДЖМЕНТА