Где это сказано?
Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ
«О государственной ин-формационной системе жилищно-коммунального хозяйства»
Глава 8.Защита прав потребителей
не все собственники являются таковыми, чем и пользуются недобро-совестные участники рынка ЖКХ. В результате этого злоупотребления в отношении неинформированных и ленивых потребителей часто оборачиваются неблагоприятными последствиями.
С целью устранения данной проблемы государством было принято решение о создании в сети интернет государственной информацион-ной системы жилищно-коммунального хозяйства. Планируется, что сервис будет введен в эксплуатацию в 2016 году, когда и начнется его активное наполнение. При этом он уже начал свою работу в тесто-вом режиме по адресу http://dom.gosuslugi.ru, поэтому все желаю-щие могут пройти по указанной ссылке и посмотреть, что он из себя представляет.
Размещению в системе в обязательном порядке будет подлежать следующая информация:
• о жилищном фонде, включая технические характеристики домов;
• о перечне и стоимости услуг по управлению общим имуществом, его содержанию и ремонту для каждого многоквартирного дома в отдельности;
• о принятых в каждом многоквартирном доме решениях общего собрания собственников или общего собрания членов ТСЖ;
• о нормативных актах сферы жилищно-коммунального хозяйства;
• о предоставлении коммунальных услуг и поставках коммунальных ресурсов;
• о размере платы за содержание общего имущества и коммунальные услуги;
• о задолженности по оплате;
• об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур;
• об органах государственного жилищного надзора, муниципального контроля;
• о капитальном ремонте многоквартирных домов;
• другая информация, предусмотренная федеральными законами.
Главная особенность информационной системы заключается в том, что каждый собственник помещения в многоквартирном доме сможет найти информацию применительно к своему многоквартирному дому, то есть узнать, к примеру, какие решения общих собраний приняты в его доме, по каким тарифам и нормативам предоставляются ком-мунальные услуги, на каких условиях заключен договор управления многоквартирным домом.
Отдельно следует упомянуть о том, что создание единого информа-ционного пространства позволит снизить количество злоупотреблений в сфере ЖКХ. В частности, ситуации появления протоколов общих собраний «из прошлого» станут невозможны, поскольку каждое реше-ние собственников по конкретному дому будет в обязательном порядке размещаться в информационной системе. Там же будет размещена информация о собраниях, инициированных в доме на текущий момент. Кроме того, система позволит проводить общие собрания собствен-ников в электронном виде. Соответственно, принять участие в таком собрании сможет только собственник помещения в доме и никто иной. Размещение в информационной системе договора управления, заклю-ченного управляющей организацией с собственниками помещений,
Глава 8.Защита прав потребителей
сделает невозможным практику наличия разных редакций договора у разных собственников помещений одного и того же дома.
Таким образом, создание единой информационной системы в сфере ЖКХ повысит прозрачность отношений между собственни-ками и исполнителями услуг, а также позволит легче контролировать соблюдение законодательства в сфере в целом.
Нарушение прав в сфере ЖКХ: как их распознать
Нарушения прав в сфере ЖКХ происходят по двум направлениям:
а)при предоставлении жилищных услуг;б)при предоставлении коммунальных услуг.
Распознать нарушения при предоставлении коммунальных услуг проще: в законе четко прописан их перечень, порядок начисления платы за них и требования к качеству.
С жилищными услугами несколько сложнее. Нужно помнить, что перечень работ и услуг, плата за них утверждаются собственниками на общем собрании. Предлагает этот перечень управляющая компания. Если на самом собрании собственники понимают, что их не устраи-вают расценки или объем работ, который предлагает управляющая компания, не нужно торопиться подписывать с ней договор. Лучше потратить время на то, чтобы изучить предложения других управля-ющих организаций и выбрать в итоге более достойную.
Нарушение прав при предоставлении жилищных услуг возникает в случае, если собственники договорились с компанией о перечне услуг, работ, сроках и порядке их проведения, размере оплаты, а она свои обязательства не исполняет либо требует то, что не отражено в договоре.
Что делать, если есть подозрения, что нарушаются потребительские права?
Итак, собственник подозревает, что его права нарушены. Куда ему обратиться? В первую очередь в совет многоквартирного дома. Члены совета дома, как правило, являются собственниками, разбираю-щимися в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Они в состоянии объяснить, действительно ли имеет место нарушение прав или просто возникло недопонимание тех или иных моментов.
Если же в совете дома не смогли дать вам четкий ответ (или уверяют, что никаких нарушений нет, а вы в этом сомневаетесь), обратитесь за разъяснениями в ту организацию, которая и предоставляет вам жилищные или коммунальные услуги:ТСЖ,управляющую компа-
нию, ресурсоснабжающую организацию.
Чтобы сократить время ожидания ответа, можно просто позво-нить по телефону. Но при этом не теряйте критичности: да, в этих организациях работают люди, которые хорошо разбираются в сфере ЖКХ и могут дать вам грамотную консультацию. С другой стороны, независимым консультантом их не назовешь, поскольку компания вряд ли захочет сразу признать свою ошибку. Бывает, что сотрудники компаний по телефону начинают просто хамить. В таком случае лучше всего положить трубку и подготовить письменный запрос.
Важно
Знать
Не забывайте: в законе прописан минимальный перечень работ и услуг, который в любом случае должен выполняться ор-ганизациями, управляю-щими домом.
Ни они, ни собственники не имеют права умень-шать этот список, как бы ни хотелось им сэко-номить на обслужива-нии дома.
Итак, собственник подозревает, что его права нарушены. Куда ему обратиться?