Рекламной кампании
Рекламная кампания представляет собой комплекс взаимосвязанных рекламных мероприятий, охватывающих определенный период времени и направленных на достижение рекламодателем конкретной маркетинговой цели.
Рекламные кампании можно классифицировать по следующим признакам.
По широте охвата аудитории:
· международные – направленные на международные рынки;
· общенациональные – нацеленные на всех граждан данной страны;
· региональные – проводимые в отдельных областях, регионах и других крупных административных, экономических и географических регионах;
· местные (локальные) – направленные на потребителей, живущих в одном городе или районе.
По основному объекту рекламирования можно выделить рекламные кампании:
· товаров и услуг;
· идей;
· предприятий (имиджевая);
· личности.
По основным целям:
· вводящие (информационные), т. е. обеспечивающие выведение нового товара на рынок;
· увещевательные (стимулирующие), способствующие росту сбыта продукции;
· напоминающие, обеспечивающие поддержание спроса на рекламируемый товар.
По степени дифференциации к потенциальным потребителям:
· недифференцированные – подаваемые в неизменном виде потребителям разных стран, сегментов, возрастов и т. п.;
· дифференцированные – изменяемые (более или менее) при подаче разным сегментам потребителей.
По направленности на потребительскую аудиторию:
· направленные на потребителей;
· направленные на продавцов;
· направленные на конкурентов;
· направленные на контрагентов;
· направленные на внешнюю среду бизнеса (органы государственной и местной власти, общества защиты прав потребителей и т. д.).
По каналам распространения информации:
· печатная;
· газетно-журнальная;
· радиореклама;
· телереклама;
· кинореклама;
· наружная реклама;
· транзитная;
· прямая почтовая реклама;
· специальные рекламные кампании (реклама в посылочной торговле, реклама магазина и т. д.);
· комбинированная.
По использованию каналов распространения информации:
· одноканальные – использующие один канал распространения информации;
· многоканальные – использующие более одного канала распространения;
При разработке плана рекламной кампании (РК) необходимо определить:
1) цель РК (чего мы хотим достичь);
2) стратегию (каким способом мы предполагаем достичь цель);
3) тактику (конкретные подробности реализации выбранного способа).
В общем виде процесс планирования рекламной кампании представлен на рис. 6.1.
Предплановый анализ является очень важным этапом процесса планирования рекламной кампании, так как недостаточная, либо неправильная информация о различных факторах, влияющих на эффективность рекламной деятельности, может затруднить качественное планирование и осуществление рекламных мероприятий.
Ситуационный анализ должен включать следующие работы:
· анализ внешнего окружения рекламной деятельности (конъюнктура рекламного рынка, рынка рекламируемого объекта и характеристики потенциальных потребителей рекламной информации);
· анализ внутренней не рекламной среды (качественные характеристики, этап жизненного цикла и цена рекламируемого товара; финансовые, материальные, трудовые, информационные ресурсы предприятия);
· анализ внутренней рекламной среды предприятия (результаты проводимых ранее рекламных кампаний, наличие специалистов, анализ применяемых методов планирования рекламных кампаний).
Ситуационный анализ предполагает сбор вторичной информации из внутренних и внешних источников (финансовая и бухгалтерская отчетность, статистические сборники, периодические издания и пр.) и первичной (для этого проводятся специальные исследования).
Рис. 6.1. Процесс планирования рекламной кампании
Важным этапом ситуационного анализа являются маркетинговые исследования рынка рекламных услуг, а также изучение рекламной политики конкурентов, которые проводятся с помощью методов опроса и наблюдения. Исследования местного рынка рекламных услуг позволяют предприятиям: определить направления деятельности по активизации своих рекламных усилий; выбрать правильный набор различных мероприятий для достижения поставленных целей; установить критерии для оценки эффективности рекламных и маркетинговых действий фирмы, а также спрогнозировать состояние рекламного рынка в будущем, в частности, направления рекламной политики конкурентов.
Правильная формулировка цели во многом обеспечивает успешное проведение рекламной кампании. Цели рекламы могут быть разнообразными. Можно выделить основные, преследуемые наиболее часто цели рекламной кампании:
· внедрение на рынок новых товаров, услуг;
· формирование у потребителей определенного уровня знаний о данном товаре (услуге);
· формирование благожелательного отношения к фирме и ее товарам;
· переключение спроса с одних товаров (услуг) на другие;
· увеличение и ускорение товарооборота;
· напоминание потребителям о наличии какого-то товара в торговой сети и пр.
Формулировка цели должна быть конкретной, однозначной и иметь количественную оценку, например: увеличить товарооборот с 10 до 20 %, охватить не менее 50 % целевой аудитории и т. д.
Каждая цель предполагает особое, направленное именно на ее достижение планирование рекламной кампании.
Следующие этапы рекламной кампании: определение рекламной стратегии, формирование рекламного бюджета, выбор рекламных средств и носителей рекламы, оценка эффективности рекламной кампании требуют более детального рассмотрения, поэтому данные функции рекламного планирования будут рассмотрены более подробно ниже. Основы разработки рекламных обращений приведены в главе 5.
Бриф
Прежде чем приступить к непосредственной разработке плана рекламной кампании необходимо, чтобы рекламодатель заполнил бриф. Бриф – краткая письменная форма согласительного порядка между рекламодателем и рекламным агентством, где прописываются основные параметры будущей рекламной кампании.Грамотно составленный рекламный бриф в значительной степени определяет успех рекламного агентства.
Еще не существует такой структуры брифа, которая была бы единой для всех. Поэтому мы будем говорить о тех пунктах, которые являются постоянными при составлении любого рекламного задания.
Итак, рассмотрим постоянные разделы брифа.
1. Марка товара или бренд: дается имя бренда и описание того, какую потребность потребителя он удовлетворяет, основные характеристики товара и концепции его продвижения. Здесь же приводится используемый в настоящее время слоган.
2. Целевая аудитория: дается портрет типичного потребителя с описанием географических, демографических, психографических и поведенческих характеристик.
3. Достоинства товара.
4. Устоявшееся мнение потребителя о товаре (бренде), в том числе потребительские предрассудки. В этом пункте необходимо определить, что думают потребители:
· целевая аудитория знает / не знает товар;
· есть / нет потребности в товаре;
· рекламные обещания выполняются / не выполняются;
· товар лучше / такой же / хуже других;
return false">ссылка скрыта· товар можно / нельзя сравнить с каким-либо другим.
При этом необходимо помнить, что между мнением о товаре и потребительскими предрассудками есть существенная разница: потребительские предрассудки – это негативная точка зрения на товар или его свойства, основанная на субъективных (в отличие от мнения, которое более объективно) представлениях о нем. Так, к предрассудкам можно отнести такие высказывания, как: «Пудра забивает поры и не дает коже дышать» или «Ока» не машина!». Однако если мы слышим: «От ваших джинсов ноги синие», – мы имеем дело уже не с предрассудком, а с недостатком.
5. Суть рекламного предложения и аргументы в его пользу.
В этом пункте нужно точно и ясно сформулировать основную идею сообщения, УТП (если есть). Важными являются любые отличия товара от товаров конкурентов – нужно их охарактеризовать, в первую очередь, с позиции потребительской выгоды. Главное, чтобы все декларируемые преимущества были честными и аргументированными.
6. Цели рекламы. Цель рекламы зависит от того, является ли кампания текущей или привязанной к событию. Событием может быть очередной праздник, скидки, распродажи, юбилеи фирмы и т. д.
7. Средства рекламы: в основном зависят от трех аспектов: бюджета, личных предпочтений рекламодателя и того, какие средства используют ближайшие конкуренты.
8. Тон рекламного сообщения. Тон может быть
· рациональный / эмоциональный;
· серьезный / юмористический;
· с использованием только литературного языка / допускающий сленг, разговорные обороты.
В этот же пункт вносится информация о константах фирменного стиля – логотип, товарный знак, торговая марка, фирменные шрифты и цвета.
9. Формат рекламного сообщения: способ изложения рекламного сообщения. Наиболее распространенные композиционно-сюжетные варианты:
· товар представляет продавец или производитель;
· реклама с использованием свидетельств специалистов, потребителей, известных людей;
· истории с использованием товара (диалог о товаре);
· проблема и ее решение с помощью рекламируемого товара;
· сравнение товара с конкурирующими товарами.
Кроме того, определяется техника производства рекламы: документальная, художественная съемка, мультипликация или их сочетание; разновидность графики (компьютерная, в т. ч. 2D или 3D, или «ручная» – карандаш, акварель, тушь и т. д.).
10. Бюджет и сроки проведения рекламной кампании.
При работе с брифом необходимо учитывать то, что каждый хорошо развитый бренд имеет в своей основе определенную идею (задачу, миссию), которую он должен либо реализовывать, либо помогать ее реализации. Основная идея вовсе не должна нравиться всем, но она должна «цеплять» потребителя, запоминаться, быть логичной и обоснованной. Выделяется несколько основных миссий бренда – направлений, в рамках которых чаще всего выстраиваются образы товара:
1) здоровье (польза, избавление от проблем, гигиена и т. п.);
2) самореализация (я-концепция, творчество, карьера, социальное положение и т. п.);
3) красота, любовь, забота;
4) жизненное пространство;
5) радость жизни, общение;
6) безопасность, надежность, свобода;
7) интересы различных групп (национальные, религиозные, профессиональные и т. п.);
8) общечеловеческие духовные идеалы (экология, культура, наука, защита прав человека и т. п.).
Так, например, слоганы «Мегафона» («Будущее зависит от тебя») и пива «Золотая бочка» («Золотой вкус, которого ты достоин») обращаются к миссии «самореализация», а слоганы «Альфа-банка» («С каждым клиентом мы находим общий язык»), MTS GSM («Пишите письма») и Golden Ledy («Лучшая подруга») – к миссии «общение».
Желательно, чтобы выбор миссии не ограничивался самыми ближайшими к бренду направлениями. Так, например, «Миринда» обещает нам радость жизни («Оттянись со вкусом»; «Школа по приколу»), а моторное масло Total – свободу («Мир открытых дорог»).
6.3. Определение рекламной стратегии
В глобальном плане разработка рекламной стратегии – это самый главный этап рекламной кампании, так как от хорошо продуманной стратегии рекламирования и интересного творческого решения будет зависеть успех рекламной кампании.
Суть рекламной стратегии заключается в том, чтобы определить:
· какой смысл должна придать реклама данному товару, чтобы потенциальный потребитель предпочел его перед товарами конкурентов;
· донести до потребителя конкретную выгоду, разрешение проблемы или другое преимущество материального или психологического свойства, которая дает приобретение товара.
Стратегия рекламной кампании включает в себя три основных элемента: определение целевой аудитории, разработку концепции рекламируемого товара или услуги и формирование концепции рекламной кампании.
Определение целевой аудитории. При разработке рекламной стратегии необходимо определить целевую аудиторию – людей, которых можно охватить определенным средством рекламы и определенным обращением. При определении целевой аудитории изучается ее специфика и профиль. Под профилем целевой аудитории в данном случае понимаются данные о таких ее характеристиках, как:
· региональные(расположение региона, численность и плотность населения, наличие транспортной сети, климатические особенности, доступность СМИ и др.);
· социально-демографические (пол, возраст, уровень образования, уровень доходов, семейное положение и размер семьи и др.);
· психографические (принадлежность к общественному классу, тип личности, стиль жизни);
· поведенческие (степень использования товара, статус пользователя, приверженность к торговой марке и др.).
Разработка концепции рекламируемого товара или услуги определяет какую нишу на рынке может занять предлагаемый товар – есть ли у него прямые конкуренты или заменяющие его товары, какие для данного товара сегменты рынка недостаточно заполнены и т. д.; и то как будет позиционироваться товар в рамках рекламной кампании, на какие его реальные или мнимые достоинства (отличия от конкурентов) следует обращать основное внимание потенциальных потребителей.
Поиск своей ниши осуществляется следующим образом: сначала выявляются самые различные характеристики рекламируемого товара, на которые было бы целесообразно сделать акцент при проведении рекламной кампании, а затем происходит сопоставление выявленных характеристик рекламируемого товара с характеристиками конкурентов. Наиболее корректно результаты подобных сопоставлений можно представить в табличном виде. Рассмотрим один из таких вариантов сравнений характеристик марок бытовой техники (табл. 6.1). Сначала необходимо составить таблицу с перечислением важных характеристик вашего товара и товаров ваших конкурентов, а затем установить количественные значения этих характеристик по каждой марке в баллах. В последней группе колонок показаны отклонения по каждой из марок R1... RN от значений базовой марки R0 (той, для которой планируется рекламная кампания). Ваше конкурентное преимущество лежит в той области, где вы располагаете наибольшими положительными значениями для указанных отклонений, следовательно, этим характеристикам следует уделить наибольшее внимание при разработке рекламной кампании, поскольку именно ими отличается данный рекламируемый товар.
Таблица 6.1