Содержание пути

С первых лет существования железных дорог создавалась и развивалась система ведения путевого хозяйства. В России ее определяли «Правила Содержания и Охранения железных дорог» (1883 г.). Система содержания пути, его технического обслуживания, ремонта:

· дорожная рабочая артель – низовое подразделение, осуществлявшее содержание пути (состояла из 3-х человек и старшего мастера, для осмотра пути выделялись обходчики на сторожевой участок в 1,5 версты);

· околоток – объединял несколько артелей (возглавлялся дорожным мастером);

· участок – формировался из околотков;

· дистанция пути – состоял из участков (протяженностью около 100 верст).

В СССР с 1930-х гг. начали организовывать специальные путевые колонны для производства капитальных путевых работ, машинно-путевые станции для реконструкции, капитального и среднего ремонта пути, дорожные мастерские службы пути.

В середине 1930-х гг. сформировалась структура управления путевого хозяйства:

· центральное управление пути,

· службы пути железных дорог,

· дистанции пути (протяженность – 120 км на двухпутных и до 170 км – на однопутных линиях).

В это же время началась комплексная механизация путевых работ, были созданы путевые машины и механизмы: путевой струг, балластеры, путеукладочный кран. Балластировочная машина в 1938 г. на Всемирной выставке была удостоена «Гран-при».

В 1960-е гг. был завершен переход на механизированное содержании железнодорожного пути; в 1980-х гг. – на машинизированное содержание пути.

К середине 1990-х гг. сформирована новая система ведения хозяйства, основанная на широкой машинизации путевых работ и внедрении ресурсосберегающих технологий.

Современная система ведения путевого хозяйства основана на классификации путей в зависимости от грузонапряженности и скоростей движения поездов – главных факторов, оказывающих влияние на работу железнодорожного пути.

Технология, организация и механизация путевых работпрошли путь от выполнения отдельных путевых работ простейшими ручными приборами и инструментами до сложных ремонтных работ и технологий.

На железных дорогах применяются комплексы современных путевых машин (для глубокой очистки и вырубки балласта, выправки пути и стрелочных переводов, машины для замены шпал, хоппер-дозаторы и др.), средства путевой диагностики (вагоны-путеизмерители, дефектоскопы и подвижные лаборатории), используются восстановительные, рельсошлифовальные поезда, локомотивы-рельсосмазыватели и другая техника.

 

Возникновение и основные этапы развития железнодорожных станций